Поиск по документам XX века

Loading

Индустриализация

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (от лат. industria — усердие, деятельность) — процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу. Источниками средств для индустриализации могут быть как внутренние ресурсы, так и кредиты, инвестиции капиталов из более развитых стран. Сроки и темпы в различных странах были неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную — «фабрику мира» — в середине XIX в., Германия стала аграрно-индустриальной в конце XIX в.). В России индустриализация успешно развивалась с конца XIX — начала XX в. благодаря протекционистской политике правительства и иностранным инвестициям.

В СССР индустриализация форсированно осуществлялась с конца 1920-х гг. административно-командными методами на основе пятилетних планов (см. пятилетка) в условиях тоталитаризма.

Финансировалась за счет: перераспределения национального дохода в пользу тяжелой промышленности; «перекачки» средств из аграрного сектора в индустриальный; накопления валютных средств, полученных в результате экспорта зерна и других продуктов сельского хозяйства, а также продажи за границу художественных ценностей из запасников музеев; денежной эмиссии, вызвавшей резкое углубление инфляции; общего снижения уровня жизни большинства населения и выпуска внутренних займов, «добровольно» — принудительно распространявшихся среди граждан.

В результате ускоренной индустриализации, несмотря на все ее социальные издержки, в СССР была создана мощная материально-техническая база, позволившая стране выстоять и победить в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 201-202.

 

М.З. Сабуров. О ходе выполнения решений XVIII съезда ВКИ(6) о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР: Из справки Госплана СССР при СНК СССР. 5 апреля 1941 г.

... Основой подъема народного хозяйства и укрепления обороны СССР за истекшие, годы явился рост социалистической промышленности. Продукция промышленности СССР в ценах 1926 — 27 гг. выросла с 95,5 млрд. руб. в 1937 г. до 137,5 млрд. руб. в 1940 г., или на 44%, причем производство средств производства увеличилось за эти годы на 52% и производство предметов потребления на 33%. ... За 1938—1940 гг. в государственной промышленности (не считая районной) вступило в строй до 2900 промышленных предприятий... Общий подъем народного хозяйства СССР достигнут в результате дальнейшего роста производительности труда. Производительность труда в промышленности за три года увеличилась, по предварительной оценке, на 36% по сравнению с 1937 г...

И.В. Сталин о перспективах построения коммунизма в СССР. Из отчетного доклада ЦК ВКП(б) на XVIII съезде партии. 10 марта 1939 г.

В чем же мы отстаем? Мы все еще отстаем в экономическом отношении, т.е. в отношении размеров нашего промышленного производства на душу населения. Мы произвели в 1938 г. около 15 млн. т чугуна, а Англия — 7 млн. т. Казалось бы, дело обстоит у нас лучше, чем в Англии. Но если разложить эти тонны чугуна на количество населения, то получается, что в Англии на каждую душу населения в 1938 г. приходилось 145 кг чугуна, а в СССР — всего 87 кг. Или еще: Англия произвела в 1938 г. 10 млн. и 800 тыс. т стали и около 29 млрд. кВт-ч. (производство электроэнергии), а СССР произвел 18 млн. т. стали и более 39 млрд. квт-ч. Казалось бы, дело у нас обстоит лучше, чем в Англии. Но если разложить все эти тонны и киловатт-часы на количество населения, то получается, что в Англии приходилось на каждую душу населения в 1938 г. 226 кг стали и 620 кВт-Ч., тогда как в СССР приходилось всего 107 кг стали и 233 кВт-ч. на душу населения...

Докладная записка наркома тяжелой промышленности Л.М. Кагановича, председателю СНК СССР В.М. Молотову 9 об итогах выполнения тяжелой промышленностью второго пятилетнего плана и о программе третьей пятилетки. 26 января 1939 г.

...2) Установленное XVII съездом партии увеличение размеров промышленной продукции по тяжелой промышленности в 2 — 3 раза, по тяжелой промышленности шести наркоматов объединившихся НКТП было выполнено: размер продукции тяжелой промышленности объединившихся НКТП за период второго пятилетнего плана возрос в 2,4 раза. 3) В соответствии с установками, данными XVII съездом партии, о полной ликвидации отставания черной металлургии, достижении особенно быстрых темпов развития и технического перевооружения в цветной металлургии и достижении решающих сдвигов в развитии химической промышленности — отрасли черной и особенно цветной металлургии и химии дали во второй пятилетке наивысшие темпы прироста продукции...

Из справки сектора обороны Госплана СССР о выполнении НКО второго пятилетнего плана и о контрольных цифрах на третье пятилетие. 12 мая 1937 г.

А. Оборонительные работы, выполненные за второе пятилетие в объеме [примерно] 1.202,9 млн. рублей, состояли из следующих основных работ:  а) по системе сухопутной обороны построены 22 укрепленных района на Западной и Дальневосточной границах с 3.700 отдельными сооружениями, потребовавшими расхода в 235,5 млн. руб. План выполнен полностью; б) по системе береговой обороны за вторую пятилетку построено 40 батарей различной мощности и назначения и выполнена значительная часть работ еще на 15 батарей, окончание которых переходит на третью пятилетку. Всего по плану второй пятилетки должно быть построено 65 батарей. План можно считать выполненным лишь на 62%. Общий объем расходов за пятилетку на береговую оборону составил 401,1 млн. рублей;

Выступление А.И. Рыкова на совещании Совета при Народном комиссариате связи СССР по итогам работы отрасли в 1935 г. 21 марта 1936 г.

...Совет, который, собрался сейчас на свое первое заседание, возник в силу решения XVII съезда партии. На XVII съезде партии было уделено очень большое внимание организационным вопросам. XVII съезд партии в своем постановлении сказал, что «несмотря на достигнутые успехи при проведении перестройки рычагов пролетарской диктатуры, организационно-практическая работа все еще отстает от требований политических директив... Основные задачи второй пятилетки ставят со всей остротой вопрос повышения качества работы во всех отраслях, и в первую очередь качества организационно-практического руководства»...

Основные показатели развития базы мотомеханизации [Красной Армии] за период времени от XVI к XVII партсъезду: Из материалов Госплана СССР. 11 января 1934 г.

Решающее значение в оперативно-тактических формах ведения войны имеет качественное развитие и количественное распространение технических средств вооружения, движущей силой которых является мотор. <...> Буржуазные военные специалисты и военные штабы капиталистических государств считают, что современная армия должна иметь в строю примерно 10 000 танков, 200 000 автомобилей и 30 000 тракторов. В отношении развития танкостроения в СССР следует отметить, что первый советский танк был сконструирован в 1927 г., он был неудачен и по своим боевым качествам надалеко ушел от старых танков типа РЕНО...

Из доклада невозвращенца П. Янишевского об операциях Госбанка СССР с золотом. Январь 1933 г.

С первого дня существования т.н. эмиссионного отдела Госбанка ни один член правления Госбанка, не говоря уже о простых начальниках отделов, не допускался в кладовую на Неглинном, где лежало золото и др. благородные металлы и ценности. Первый баланс Госбанка и его эмиссионного отдела, в актах которого значилось золота почти на миллиард золотых рублей, был составлен не на основании акта осмотра металлов и ценностей, а на основании простой записки от политбюро. Записка была напечатана на пишущей машинке и не имела ничьей подписи, но была снабжена красной буквой «Л», что обозначало тогда «Ленин». По обычаю, записку эту возвратили в политбюро...

Письмо начальника Главцветметзолото А.П. Серебровского наркому тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе об обследовании работы Калатинского и Красноуральского медных комбинатов. 10 марта 1932 г.

...На Калате я был два раза в четвертом квартале 1931 г., она неплохо работала в октябре и ноябре, в декабре дала даже хорошую добычу — 1050 т. А в феврале всего 500 т меди. Что же произошло? Кто виноват? Конечно, были перебои с топливом, но более подробное обследование показывает, что дело не только в топливе. Дело еще в том, что на Калате, как и других наших комбинатах, блестяще усвоили систему сваливания своих ошибок и промахов на объективные причины... В четвертом квартале, когда вытягивали годовую программу, о ремонтах забывали, их откладывали, а в начале первого квартала, когда почувствовали себя посвободнее — весь год еще впереди, успеем еще — то и вовсе распустились. А тут как раз и сказались те ремонты, которые вовремя не делали, а оттягивали до конца года...

Из стенограммы выступления акад. И.М. Губкина «О задачах геологов во II пятилетке» на IV Всесоюзной конференции по цветным металлам и редким элементам. 26 января 1932 г.

... Товарищи, несмотря на то, что растут наши запасы, растет наша добыча, растут потребности наши в цветных металлах и растут они значительно быстрее, чем развивается наша добыча, наша выплавка меди, свинца, цинка и т.д. Здесь рост потребления идет быстрее, чем рост удовлетворения этих потребностей и нам, к сожалению, приходится и в настоящее время прибегать к помощи заграницы и удовлетворять наши потребности путем импорта. Но мы поставили себе твердой задачей — освободиться от этого импорта и удовлетворить наши потребности целиком и полностью развитием нашей сырьевой базы цветных металлов и развитием выработки этих металлов до уровня тех потребностей, которые предъявляет нам страна. Тогда мы освободимся от экономической зависимости и перестанем платить большие деньги загранице за те цветные металлы, которые мы ввозим...

Докладная записка заместителя председателя ОГПУ Г. Ягоды председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову. 27 июля 1931 г.

Во исполнение постановления Совета Труда и Обороны от 3. июня 1930 г. в конце февраля м-ца 1931 г. был закончен вариант Беломорско-Балтийского водного пути глубиной в 20 фут. Составление этого варианта потребовало напряженной работы Проектного Отдела в течение 10 месяцев и производство геологических, топографических и гидрографических работ по всей трассе пути от Белого моря до Онежского озера. Постановлением Правительства от 18 февраля 1931 г. было решено изменить 20-футовый вариант на 12-футовый, в силу чего все проведенные работы по этому варианту, как подготовительного характера для постройки водного пути, так и исследовательского не могли быть использованы для нового варианта...

Протокольное постановление комиссии по вопросу о заработной плате при заместителе председателя СНК и СТО СССР Я.Э. Рудзутаке. 7 сентября 1930 г.

в) Поручить Наркомторгу совместно с ВЦСПС, ВСНХ, НКПС и Цсоюзом представить на утверждение СТО уточненный контингент снабжаемых и разбивку его по спискам городов и категориям; г) В целях обеспечения роста реальной заработной платы индустриальных рабочих и обеспечения бесперебойного их снабжения: 1) считать необходимым разбить рабочее население на 2 группы: группу индустриальных рабочих и группу рабочих; 2) считать целесообразным выделить из общей массы трудящихся семьи индустриальных рабочих с тем, чтобы этим последним были даны повышенные нормы снабжения.

Постановление № 4 СТО СССР о постройке Балтийско-Беломорского канала. 3 июня 1930 г.

Постановление № 4 СТО СССР о постройке Балтийско-Беломорского канала

3 июня 1930 г.

Совет Труда и Обороны постановляет:

1. Признать целесообразным постройку Балтийско-Бело-морского канала.

2. Обязать НКПС:

а) приступить теперь же к техническим изысканиям, определению сумм затрат и составлению плана работ постройки всего канала и к 1 .IX —1930 г. через Госплан дать доклад в СТО;

б) работы вести с расчетом прорытия канала глубиной, допускающей прохождение судов с осадкой в 18 футов;

Подготовительные материалы СНК СССР «К обоснованию сооружения Балтийско-Беломорского пути». Май 1930 г.

Первая очередь работ, т.е. шлюзование р. Невы, открывает для морского судоходства Ладожское озеро, что исключает необходимость крупных капитальных затрат (до 20 млн.руб.) на переустройство Приладожских каналов, пропускная способность которых для речного судоходства исчерпывается в 1934 г. Вторая очередь работ, т.е. шлюзование Свири, открывает доступ морским судам в Онежское озеро. Это обеспечивает возможность перенесения значительной части грузооборота Ленинградского порта, в частности, экспорт леса и грузов, идущих с Мариинской системы, в новый внутренний морской порт в Вытегре...

Н.М. Шверник. Политические настроения рабочих Южного машиностроительного треста: Из справки секретаря бюро фракций ВКП(б) Центрального комитета Всесоюзного профсоюза рабочих-металлистов. 26 октября 1929 г.

...Характеризуя настроения рабочих заводов ЮМТа, следует признать, что в основной массе рабочил политические настроения здоровые. Это подтверждает огромнейшая политическая активность, проявленная рабочими в период перевыборов советов и тот энтузиазм и подъем, с которым была встречена кадровым составом рабочих идея соцсоревнования. Не менее важным фактором является подписка на госзаймы. Так, на заводе Марта по II займу индустриализации подписка составила 530 450 р., а на заводе ОР [им. Октябрьской революции] — 416 725; за превышение задания завод получил знамя. На зав. Марта на 30.V11 подписка на III заем индустриализации уже составляла 100 000 р. На 7/VIII по ХПЗ...
Подписка на Индустриализация