Основные показатели развития базы мотомеханизации [Красной Армии] за период времени от XVI к XVII партсъезду: Из материалов Госплана СССР
11 января 1934 г.
Решающее значение в оперативно-тактических формах ведения войны имеет качественное развитие и количественное распространение технических средств вооружения, движущей силой которых является мотор.
<...> Буржуазные военные специалисты и военные штабы капиталистических государств считают, что современная армия должна иметь в строю примерно 10 000 танков, 200 000 автомобилей и 30 000 тракторов.
В отношении развития танкостроения в СССР следует отметить, что первый советский танк был сконструирован в 1927 г., он был неудачен и по своим боевым качествам надалеко ушел от старых танков типа РЕНО.
До 1929 г. несколько десятков танков, отбитых Красной Армией у белых — Деникина, Врангеля, Юденича и др., были теми единственными образцами, на которых училась наша Красная Армия.
Трудность организации производства танков заключалась в том, что до 1928—1929 гг. у нас не было ни автомобильной, ни тракторной промышленности, ни соответствующих технических кадров.
В целях постановки производства танков, за границей были закуплены образцы и с 1929/30 г. начало внедряться производство современных типов танков.
На заводе им. Ворошилова, который был цехом завода «Большевик», это производство уже с 1931 г. приняло серийный характер, то же следует сказать и о заводе № 37; на Харьковском паровозостроительном заводе производство танков в 1930—31 гг. носило исключительно опытный характер и велась подготовка для массового выпуска в следующем 1932 г. Завод «Красный Октябрь», специализировавшийся на производстве тракторных запасных частей, в феврале месяце 1932 г. приступил к изготовлению деталей для танков завода им. Ворошилова и ремонта моторов для танков ХПЗ.
1 ноября 1932 г. из 4-х указанных заводов в составе НКТП был организован Трест Специального Машиностроения. В 1933 г. указанному тресту в качестве ремонтной базы на Украине передан бывший Харьковский автосборочный завод и на территории завода им. Ворошилова приступлено к строительству опытного завода.
Следует подчеркнуть, что производство танков организовано и организуется на базе ассимиляции и кооперирования с заводами как военной, так и гражданской промышленности. За время с 1930/31 г. по 1934 г. созданы и находятся в стадии строительства базы по производству современных танков:
Северная — Ленинград (танки Т-26 и Т-28 с основными заводами — им. Ворошилова, «Красный Путиловец», «Красный Октябрь», Ижора и др.
Центральная — Москва, Горький, Выкса (танкетки Т-37 и бронемашина) с основными заводами № 37, Горьковский автомобильный, Выксунские — металлургический и дробильно-размолочных машин, Кулебакский, Подольский крекинговый и др.
Южная - Харьков, Сталинград (танки БТ, Т-35, Т-26) с основными заводами ХПЗ, ХТЗ, СТЗ, Мариупольский и др.
<...> Динамика роста продукции по главнейшим номенклатурам 6:
| 29/З0 г. | Особый кв. 1930 г. | 1931 г. | 1932 г. | 1933 г. |
|
|
|
|
|
|
Танкетки Т-27 и Т-37 | — | — | 365 | 1593 | 1072 |
Танки T-18 и Т-26 | 170 | 239 | 535 | 1361 | 1405 |
Танки T-24 и БТ | 1 | — | 28 | 393 | 1005 |
Танки Т-35 | — | — | — | — | 1 |
Тягачи для артиллерии | — | — | — | — | 173 |
Тракторы гусеничные | 491 | 280 | 614 | 464 | 451 |
|
|
|
|
|
|
<...> Современное состояние промышленности позволило поставить задачу о подаче по военном) варианту 1934 г. - 30 800 танков и бронемашин с нижеследующим ориентировочным размещением мобзадания по районам.
Ленинград:
Т-26 5000 шт.
Т-28 200 „
Москва:
Т-37 5000 „
Горький:
Т-37 8000 „
Выкса:
бронемашины 2000 „
Харьков:
БТ 4000 „
Т-35 100 „
Сталинград:
Т-26 6500 „
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 2196. Л. 7-15.
Документ приводится по изд.: Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Под. ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Шагина. М., 1996, с. 413-414, Раздел IV, документ № 10.
Примечания
6. Тяжелый танк Т-35 выпускался серийно с 1933 по 1936 гг. Состоял на вооружении Красной Армии, использовался в боях первого периода второй мировой войны. Танкетка T-27 разработана в 1931 г., выпускалась серийно с 1931 г. Использовалась в боях в Средней Азии при ликвидации басмачества. Колесно-гусеничный танк БТ-5 разработан в 1933 г. Использовался в боях в районе реки Халхин-Гол и в Испании. Легкий двухбашенный танк Т-26 разработан в 1931 г., выпускался серийно с 1932 по 1937 гг. Использовался в боях в районе, реки Халхин-Гол и в Испании.