Поиск по документам XX века

Loading

Манифест

МАНИФЕСТ (лат. manifesto — показываю, открываю; позднелат. manifestum — призыв) — 1)разновидность законодательного документа (акта), изданного главой государства или высшим органом государственной власти и обращенного к населению страны. Принимался в связи с каким-либо важным политическим событием (объявление войны, мира и т. п.). Провозглашал какие-либо основополагающие идеи, нововведения, обещания преобразований (см., например, Манифест 17 октября 1905 г.) или, наоборот, возвещал о незыблемости старых социально-политических порядков (Манифест Александра III «О незыблемости самодержавия», 1881); 2)воззвание, декларация политической партии, общественной организации, содержащее программу и принципы деятельности; 3) письменное изложение литературных или художественных принципов какого-либо направления или группы.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 296.

Карлос Фонсека. Послание народу Никарагуа. 30 октября 1970 г.

Братья-никарагуанцы!

Вместе с моими товарищами Умберто Ортегой и Руфо Марином, урожденными никарагуанцами, и костариканцем Плутарко Эрнандесом, членами Сандинистского фронта, я был освобожден из заключения с помощью вооруженной акции интернациональной боевой группы. В этой операции, которой, как известно, руководил никарагуанский студент Карлос Агуэро, в едином строю с бойцами разных национальностей сражались и костариканцы[1]. Всем им я посвящаю это послание.

Манифест мира, ноябрь 1957 года

МАНИФЕСТ МИРА - документ, принятый на Московском совещании представителей 64 коммунистических и рабочих партий в ноябре 1957 года. Манифест обращен к рабочим и крестьянам, деятелям науки, техники и культуры, к людям доброй воли всех стран независимо от их политических и религиозных убеждений, перед ними он выдвигает первостепенную задачу предотвращения мировой термоядерной войны.

Манифест об отречении. 2 марта 1917 г.

Проект акта об отречении был составлен В.В. Шульгиным. Первоначально предполагалось, что царь отречется в пользу сына при регентстве великого князя Михаила Александровича, однако Исполком Петроградского совета потребовал, чтобы эта часть манифеста была изменена. Временное правительство в обход решения Исполкома поручило своим посланцам добиваться отречения в пользу сына при регентстве Михаила. Николай сам отказался от подобной формулы, мотивируя это болезнью цесаревича Алексея и своими отцовскими чувствами...

Манифест ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия», 1 ноября 1914 года

МАНИФЕСТ ЦК РСДРП «ВОЙНА И РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ» - первый официальный документ партии большевиков, определивший и выразивший ее позиции по отношению к начавшейся 1-й мировой империалистической войне. Написан В. И. Лениным в сентябре 1914 года; опубликован 1 ноября 1914 года года в No 33 газеты "Социал-демократ" в виде передовой статьи. Манифест обсуждался на конференции деятелей большевистской партии в Озерках (под Петроградом) 4 (17) ноября 1914 года.

Базельский манифест 1912 года, 25 ноября

БАЗЕЛЬСКИЙ МАНИФЕСТ 1912 года - манифест, принятый единогласно на конгрессе 2-го Интернационала, состоявшемся 24-25 ноября 1912 года в городе Базеле (Швейцария); на конгрессе, происходившем в обстановке начавшейся в октябре 1912 года войны на Балканах (см. Балканские войны 1912-1913 годов) и усилившейся угрозы мировой войны, присутствовало 550 представителей почти всех секций 2-го Интернационала, в том числе и делегация от РСДРП. Базельский манифест призывал международный пролетариат вести беспощадную борьбу с войной и ее виновниками - господствующими классами капиталистических государств.

Высочайший Манифест 14 (27) Марта 1910 года.

Божией Милостью, Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем Нашим верным подданным: Утвердив Манифестом 20 Февраля 1906 года главные основания осуществления Нами законодательной власти в единении с Государственным Советом и Государственною Думою, Мы, с тем вместе, объявили, что о порядке обсуждения законопроектов общих для Империи и Великого Княжества Финляндского Нами в свое время будут преподаны надлежащие указания.

Высочайший Манифест от 3 июня 1907 года

«Обязанности эти, вверенные Нами выборным от населения наложили на них тем самым тяжелую ответственность и святой долг пользоваться правами своими для разумной работы на благо и утверждение Державы Российской. Таковы были мысль и воля Наши при дарованию населению новых основ государственной жизни». Если в предыдущих Манифестах Государь говорит о долге преимущественно «людей государевых», государственных и правительственных чиновниках, то здесь Он указывает на «тяжелую ответственность и святой долг» народных избранников в их работе «на благо и утверждение Державы Российской».

Манифест о роспуске Государственной Думы. 3 июня 1907 г.

... Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства.

Манифест от 17 октября 1905 г.

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 г. «ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА» подписан Николаем II под влиянием Октябрьской Всероссийской всеобщей политической стачки 1905 г. и в связи с тем, что правительство не имело достаточных сил для подавления нараставшего революционного движения — из-за Русско-японской войны 1904—1905 гг. основная масса войск находилась на Дальнем Востоке.

Манифест 17 октября 1905 года (Статья М. С. Симонова о манифесте)

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 года "Об усовершенствовании гос. порядка" - манифест Николая II, подготовленный С. Ю. Витте и опубликованный в дни Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года. Октябрьская стачка сорвала планы реакции на установление в стране военной диктатуры, вызвала растерянность в правительственных кругах. Армия колебалась; в распоряжении правительства не было надежных войск для подавления революции.

Высочайший Манифест от 18 февраля 1905 года

Кровопролитная война на Дальнем Востоке за честь и достоинство России и за господство на водах Тихого океана, столь существенно необходимое для упрочения в долготу веков мирного преуспеяния не только нашего, но и иных христианских народов, − потребовала от народа русского значительного напряжения его сил и поглотила многие дорогие, родные сердцу Нашему жертвы». Когда была написана трилогия о Цусиме, а говоря шире обо всем нашем трехвековом распространении на Восток, «встречь солнца», я, к несчастью не знал этих слов. В следующем издании, надеюсь, они найдут подобающее им место. Но уже сейчас считаю должным сказать, что все написанные почти две тысячи страниц, это просто развернутая иллюстрация Императорских слов, являющихся «формулой» той войны и раскрывающих ее сокровенные смысл и значение лучше и полнее, чем все известные мне наши и зарубежные труды, посвященные войне 1904-1905 годов...

Высочайший Манифест от 26 февраля 1903 года

«Изволением Промысла Божия, вступив на прародительский престол, Мы приняли священный обет пред Лицом Всевышнего и совестью Нашею свято блюсти вековые устои Державы Российской и посвятить жизнь Нашу служению возлюбленному Отечеству. В неусыпных заботах о подданных Наших, Мы обрели пути к осуществлению народного блага в разуме приснопамятных дел Державных Наших предшественников и, прежде всего, незабвенного Родителя Нашего. Богу всемогущему угодно было, в неисповедимых путях своих, прервать преждевременною кончиною державные труды возлюбленного Родителя Нашего и тем возложить на Нас священный долг довершить начатое Им дело укрепления порядка и правды в Русской Земле в соответствии с возникающими потребностями народной жизни».

Манифест 26 февраля 1903 года

МАНИФЕСТ 26 ФЕВРАЛЯ 1903 года ("О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка") - манифест Николая II, отражавший колебания самодержавия в области внутренней и аграрной политики под влиянием революционного кризиса начала 20 века. Наряду с заявлениями о решимости хранить "вековые устои" Российской империи и угрозами в адрес революционного движения манифест содержал обещания частичных реформ, декларировал свободу вероисповедания.

Подписка на Манифест