Поиск по документам XX века

Loading

Колониализм

На корабле португальских колонизаторов-работорговцев.

КОЛОНИАЛИЗМ — идеологическая теория и практика экономических действий государств и крупных корпораций, направленные на колонизацию территорий других государств, навязывание им экономических режимов, не соответствующих интересам страны и ее народа, способствующих откачке ресурсов и прибыли из колониальных стран, территорий. Колониализм — это суть колониальной политики с точки зрения ее побудительных мотивов, принципов и способов осуществления. Понятие «колониализм» постепенно приобретает исторический характер.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 219-220.

 

Речь президента ЮАР Нельсона Манделы о южноафриканско-российских исторических связях. 17 августа 1994 г.

Профессора и журналисты очень любят произносить политические афоризмы. Они предлагают каверзные заголовки газетным редакторам и снабжают университетских преподавателей быстрыми и легкими способами тестирования студентов. Так, ничего не подозревающий студент может услышать довольно избитый афоризм «Британия и Соединенные Штаты — это две страны, разделенные общим языком». Этот своеобразный политический афоризм, подобно многим другим в английском политическом лексиконе, приписывается Уинстону Черчиллю.

Афоризмы дают возможность выразить общеизвестную истину путем словесного удара, используя набор фактов, впечатлений и обстоятельств. Таким образом, множество афоризмов становятся понятными для всех. Поскольку они выразительны и производят впечатление, соответствующее реальности, они могут, конечно, дорасти до того, что станут легендарными как в языке, так и в политике...

Президент Уганды Йовери Мусевени о кризисе государственности в Африке. 1990 г., 13 мая

Проблема экономической и технологической зависимости усугублялась идеологической зависимостью. Если вы хотите микрофон, такой, как вот этот, через который я говорю сейчас, вы должны его импортировать, поскольку у вас в стране нет никого, кто мог бы его сделать — что уже плохо. Но кроме того, вы также идеологически зависимы: вам нужны идеи, как решить проблемы, и вы должны заимствовать их у кого-то или подражать кому-то.

В Африке эта проблема была чрезвычайно серьезна, поскольку наши государства были рождены в период конфликта между восточноевропейскими и западноевропейскими странами, чьи идеи о том, как им организовать себя, различались. Одни говорили, что мы должны использовать рыночные силы, другие, что мы должны развивать плановую экономику. За этими идеологическими спорами стоял европейский национализм и шовинизм. Происходили стычки на идеологической и национальной почве, и всегда оставалось все то же стремление к господству, лучше организованные народы господствовали над хуже организованными <...>. Некоторые страны пытались быть про-капиталистическими, другие промарксистскими, даже если условия не благоприятствовали ни тому, ни другому...

Лекция лауреата Нобелевской премии по литературе нигерийского писателя Воле Шойинки (выдержка). 8 декабря 1986 г.

Хорошим уроком для всего мира является способность черной расы прощать, которая, по моему мнению, имеет много общего с этическими нормами, порожденными мировоззрением черных и их аутентичными религиями, ни одна из которых так и не была уничтожена полностью распространившимися иностранными религиями с их скрытым этноцентризмом. За доверие, оказанное европейскому этнологу, неудовлетворенный жизнью расовый клеветник без стыда порочит, в бескомпромиссно нигилистической форме, наследие черной расы — Фробениус был таким общеизвестным грабителем, одним из длинной цепи европейских археологических налетчиков. Европейские музеи свидетельствуют об этой ненасытной жажде Европы; разочарования министров культуры стран Третьего мира и организаций типа ЮНЕСКО — постоянное доказательство целеустремленности, даже рецидивистского характера ваших уже ставших привычными получателей краденых товаров...

Кваме Нкрума: «Еще раз об африканском социализме», 1967 г.

Термин «африканский социализм» стал необходимым элементом политических платформ и публицистических работ африканских лидеров.

Он объединяет нас в признании того, что для восстановления гуманистических и эгалитарных принципов африканских обществ необходим социализм. Все мы проводим разную политику по становлению наших национальных государств, но это не мешает нам использовать понятие «социализм» для описания усилий на этом поприще. Поэтому встает вопрос «Что реально означает это понятие в контексте современных африканских политических реалий?» Я предупреждал об этом в книге «Коншиенсизм»...

Решение глав африканских государств и правительств о принятии Устава Организации Африканского Единства (ОАЕ). 13 сентября 1963 г.

Мы, главы африканских государств и правительств, собравшиеся в городе Аддис-Абеба, Эфиопия,

убежденные в том, что все народы обладают неотъемлемым правом решать свою судьбу;

сознавая, что свобода, равенство, справедливость и достоинство являются важнейшими задачами осуществления законных стремлений африканских народов;

сознавая, что нашей ответственностью является поставить естественные ресурсы и людские резервы континента на службу общему прогрессу наших народов во всех сферах человеческой деятельности;

вдохновляемые общей решимостью укреплять взаимопонимание и сотрудничество между нашими государствами, отвечающие стремлению наших народов к братству и солидарности в широком объединении, преодолевающем этнические и национальные различия...

Из отчета о служебной поездке по странам Африки заместителя председателя Правления Агентства печати Новости С. И. Беглова. 1 ноября -12 декабря 1961 г.

Во внутриполитическом отношении при всех различиях и особенностях, существует одна важная общая черта, объединяющая большинство этих (африканских — Ред.) стран — это стремление пойти в своем развитии по некапиталистическому пути. Только монархические государства типа Эфиопии и Марокко, а также крепко опутанные монополистами страны типа Того открыто декларируют свою приверженность к частнособственническим отношениям. Что же касается остальных стран, то их руководители не боятся назвать себя «социалистами», хотя смысл и трактовка самого понятия «социализм» меняется в зависимости от степени политической подготовки руководящих кадров, характера и честолюбия ведущих лидеров и, конечно, от степени экономического развития, если не будет правильнее сказать, отсталости, каждой из отдельно взятых стран...

«Декларация о предоставлении независимости колониальным народам», принятая Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960 г. Резолюция 1514 (XV)

Помня о решимости провозглашенной народами мира в Уставе Организации Объединенных Наций «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций» и «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе»,

сознавая необходимость создания условий устойчивости и благосостояния и мирных и дружественных отношений на основе уважения принципов равноправия и самоопределения всех народов и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии,

признавая горячее стремление всех зависимых народов к свободе и решающую роль этих народов в достижении своей независимости...

Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев — Президенту Республики Гана Кваме Нкруме. Послание о проекте Декларации о предоставлении независимости колониальным странам, внесенном СССР на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН. 12 ноября 1960 г.

Зная о том большом внимании, которое Вы лично и Правительство Республики Гана уделяете великой задаче освобождения народов, еще томящихся по сей день под игом режима колониального угнетения, я решил обратиться к Вам с настоящим письмом, чтобы поделиться некоторыми соображениями по этому вопросу, который с полным основанием можно считать одним из центральных вопросов международной жизни наших дней.

В ближайшее время Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций должна приступить к обсуждению проекта Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, внесенного Правительством Советского Союза. Предлагая вниманию Ассамблеи этот проект, мы исходили из того, что полная ликвидация колониального режима во всех его проявлениях...

Постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы среди студентов, аспирантов и стажеров стран Азии, Африки, Латинской Америки и некоторых стран Запада, обучающихся в высших учебных заведениях СССР». 3 ноября 1960 г.

За последние годы значительно увеличилось число иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в высших учебных заведениях Советского Союза, особенно из стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1960-1961 учебном году в гражданских вузах СССР проходят обучение более 12,5 тыс. иностранных студентов, аспирантов и стажеров, в том числе из стран народной демократии — 9,9 тыс. чел., из государств Азии, Африки и Латинской Америки —2,5 тыс. чел.*  и из некоторых капиталистических стран Западной Европы и США — 160 человек.

ЦК КПСС отмечает, что в постановке учебно-воспитательной работы среди студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки имеются серьезные недостатки. При организации воспитательной работы с иностранными студентами и аспирантами слабо учитываются их национальные особенности и обычаи. Отсутствует индивидуальный подход в обучении и воспитании к каждому студенту и аспиранту из-за рубежа...

Выступление Патриса Лумумбы на церемонии провозглашения независимости Конго. 30 июня 1960 г.

Я прошу всех вас, моих друзей, неустанно боровшихся в наших рядах, запомнить 30 июня 1960 года как выдающуюся дату, которая никогда не сотрется в вашей памяти, дату, о значении которой вы с гордостью расскажете вашим детям, чтобы они в свою очередь поведали своим внукам и правнукам о славной истории нашей борьбы за свободу.

Хотя эта независимость Конго и провозглашена сегодня по договоренности с Бельгией — дружеской страной, с которой мы обращаемся как равный с равным, ни один житель Конго никогда не забудет, что независимость завоевана нами в борьбе, в борьбе повседневной, упорной, трудной, в борьбе, где нас не останавливали ни лишения, ни страдания, ни огромные жертвы, ни кровь, пролитая нашими народами...

Сообщение о решении Совета Министров СССР об организации в Москве Университета дружбы народов. 24 февраля 1960 г.

Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев в своей речи в национальном университете Индонезии «Гаджа мада» сообщил, что Советское правительство, желая оказать помощь странам Азии, Африки и Латинской Америки в подготовке своих национальных кадров — инженеров, специалистов сельского хозяйства, врачей, учителей, экономистов и специалистов по другим отраслям знаний, решило учредить в городе Москве Университет дружбы народов. Это решение принято в связи с тем, что прогрессивные общественные и правительственные круги, а также отдельные граждане многих стран Азии, Африки и Латинской Америки неоднократно обращались с просьбой о расширении подготовки своих национальных кадров в учебных заведениях Советского Союза. Были также учтены пожелания и предложения ряда советских общественных организаций о предоставлении молодежи этих стран более широкой возможности получать образование в СССР...

Постановление ЦК КПСС «О расширении культурных и общественных связей с негритянскими народами Африки и усилении влияния Советского Союза на эти народы», 20 января 1960 г.

ЦК КПСС считает необходимым значительно усилить работу советских государственных и общественных организаций по развитию всесторонних связей с негритянскими народами Африки, по оказанию помощи этим народам в их политическом и культурном развитии и в их борьбе за своё национальное освобождение. Вместе с тем необходимо усилить популяризацию среди этих народов культурных и экономических достижений Советского Союза и его политики по отношению к национально-освободительному движению народов Африки.

1. Признать целесообразным увеличить приём учащихся, студентов и аспирантов из негритянских стран Африки для обучения в высших и средних специальных учебных заведениях Советского Союза...

Постановление Президиума ЦК КПСС «Об организации Института Африки в Академии наук СССР», 2 июля 1959 г.

Считать основными задачами Института Африки АН СССР: изучение путей экономического, культурного и политического развития стран Африки, вставших на путь независимости; борьбы африканских колоний за освобождение от колониального гнёта и новой расстановки классовых сил в национально-освободительной борьбе; истории рабочего и профсоюзного движения; аграрного вопроса и крестьянского движения в странах Африки; национального вопроса и путей его решения на современном этапе; противоречий антиимпериалистических держав в их борьбе за Африку, экономических и идеологических методов, применяемых колонизаторами для порабощения африканских народов; разоблачение реакционных расистских идей буржуазных учёных...

Документ о политике СССР и его союзников в Африке, подготовленный Государственным департаментом США. Январь 1959 г.

Подход СССР к Африке изменился вскоре после смерти Сталина. Конечно, и раньше часто говорили и публиковали материалы об успехах «национального освобождения» в Африке. Используя пропаганду и агентов из коммунистических партий метрополий (на большей части территории Африки нет коммунистических партий), СССР всегда надеялся, что ему удастся стимулировать национальные движения и установить контроль над ними, особенно в районах, где расположены важные западные военные базы. Однако негибкое применение сталинской тактики не приносило существенных успехов, прежде всего, потому, что она исходила из применения общих положений марксистско-ленинской теории, а не из знания и понимания ситуации в самой Африке. В период между окончанием Второй мировой войны и смертью Сталина в СССР была опубликована всего одна книга об Африке...

Южнородезийский политик и теолог Ндабанинги Ситоле о влиянии колониализма на Африку. 1959 г.

До сих пор становление африканского национализма не связывали с колониализмом. Анализ сил, благодаря которым сформировался африканский национализм, будет неполным, если игнорировать позитивную роль колониализма. Главным предметом данного исследования станут те сферы, где колониализм принес африканцам реальный прогресс. Давайте с самого начала договоримся о том, что разрушительное воздействие колониализма на Африканский континент заслуживает осуждения, хотя нельзя отрицать его некоторую положительную роль. Для большинства африканцев колониализм означал, что европейские державы лишили их свободы...

Страницы

Подписка на Колониализм