Протокол допроса контр-адмирала Э. Краффта. 19 апреля 1949 г. Москва
Стенограмма
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА АРЕСТОВАННОГО КРАФФТ ЭРНСТА
от 19 апреля 1949 года Краффт Эрнст, 1885 года рождения, уроженец гор. Берлина, немец, происходит из семьи генерала германской армии, беспартийный, с высшим образованием, бывший командующий восточным участком Балтийского моря, контр-адмирал в отставке.
Допрос начат в 11 час. 30 минут
Вопрос: Когда вы поступили на службу в германский военно-морской флот?
[59]
Ответ: На службу в германский военно-морской флот я поступил добровольно после окончания кадетского корпуса в гор. Берлине-Лихтерфельде 1903 году.
Вопрос. Какие должности вы занимали в германском военно-морском флоте?
Ответ: Вначале я в течение двух лет проходил общевойсковую и морскую подготовку в береговой службе и во флоте, а также закончил специальные курсы по артиллерии и торпедному делу и морскую школу в гор. Киль.
В октябре 1905 года в звании фенриха 41 я был направлен на стажировку на линкор «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», где был зачислен в один из морских дивизионов и занимался обучением призванных на кадровую службу матросов, это же время я закончил четырехнедельные курсы на учебном корабле «Принц Адальберт», которые готовили специалистов по вычислению дистанции.
В 1906 году мне было присвоено звание лейтенанта и одновременно я получил назначение на броненосец береговой обороны «Аегир» 42, где являлся командиром взвода. Затем, в течение трех месяцев, до конца 1907 года, я обучал моряков, вновь призванных в торпедную дивизию в гор. Киль. Последующие два года я служил в качестве дежурного командира торпедного катера в учебной флотилии торпедных катеров, причем летом 1908 и 1909 годов командировался на несколько месяцев на курсы подрывного дела в гор. Вильгельмсгафен.
С 1909 по 1911 год я являлся командиром минного катера, а затем был назначен командиром дивизиона на броненосец «Шарнхорст», который находился в то время в китайском порту Цингтау, являвшемся военной базой германских военных кораблей, в задачу которых входила охрана германских колоний в Восточной Азии.
Броненосец «Шарнхорст», на котором я служил два года, нес патрульную службу вдоль берегов германских колоний, защищая интересы немецких граждан в германских колониях Восточной Азии. Когда в 1912 году в Китае вспыхнула революция, броненосец «Шарнхорст» и крейсер «Эмдем»*, по приказу командования, прибыли в порт Нанкин и должны были подавить восстание в случае, если бы создалась опасность для немецких граждан, находившихся в Китае.
Кроме того, «Шарнхорст» так же, как и другие немецкие корабли, занимался разведкой численности и дислокации флотов иностранных государств в Восточной Азии, а также береговых укреплений; для этой цели устраивались разведывательные походы в иностранные порты в Батавии, Голландской Индонезии, Японии, Китае, в порт Сингапур, а также Владивосток.
«Шарнхорст», а также и другие немецкие корабли, дислоцировавшиеся в порту Цингтау, имели приказ в случае войны вести борьбу с торговым фло-
-----
* Так в документе, правильно — «Эмден». В 1925 г. был спущен на воду легкий крейсер германского флота, получивший такое же название.
[60]
том противника. Прослужив два года на броненосце «Шарнхорст», я в ноябре 1913 года выехал в Германию, куда и прибыл в конце декабря 1913 года.
Вопрос: По какой причине вы были отправлены в Германию?
Ответ: При назначении на броненосец «Шарнхорст» мне было сказано, что я должен буду прослужить на «Шарнхорсте» два года, а затем смогу возвратиться в Германию. В ноябре 1913 года, прослужив на «Шарнхорсте» положенное время, я получил разрешение вернуться в Германию.
Вопрос: Каким путем вы возвратились из порта Цингтау в Германию?
Ответ: Прибыв из Цингтау на «Шарнхорсте» в гор. Шанхай, я погрузился на пароход, доставивший меня в гор. Дайрен, а затем по КВЖД 43 и через Россию возвратился по железной дороге в Германию.
Вопрос: Какие указания от своего командования вы получили накануне отъезда в Германию через Россию?
Ответ: Никаких указаний я от своего командования в связи с моей поездкой через Россию не получал.
Вопрос: Выходит, что разведывательные данные о России во время вашего следования по железной дороге в Германию вы собрали по собственной инициативе?
Ответ: Во время проезда через Россию разведкой я не занимался и никаких заданий в этом отношении ни от кого не получал. После возвращения из Восточной Азии в Германию и до начала Первой мировой войны я занимал различные командные должности во флоте, в том числе был командиром дивизиона на крейсерах «Карлсруэ» 44 и «Штральзунд» 45, а также учился на курсах торпедного дела в гор. Мюрвик близ Фленсбурга.
Вопрос: В боевых действиях во время Первой мировой войны вы принимали участие?
Ответ: Да, принимал. Будучи назначен в 1916 году командиром подводной лодки, я участвовал в боевых операциях против английского, американского, французского и итальянского флотов в Северном и Средиземном морях. За время войны моей подводной лодкой было потоплено около 30 кораблей, транспортов и пароходов противника с войсками, боеприпасами, вооружением и продовольствием.
Вопрос: В операциях против русского флота вы также принимали участие?
Ответ: Нет, не принимал. За потопление большого количества кораблей и транспортов противника я был награжден германским правительством «Железным крестом» I класса и «Рыцарским крестом» к родовому ордену Гогенцоллернов 46. Кроме того, правительством Австро-Венгрии я был награжден двумя орденами: крестом «За военные заслуги» III класса с мечами* и орденом «Железная корона» 47; правительство Турции наградило меня орденом «Железный полумесяц» 48 за потопление английского парохода в турецких водах.
------
* Точно установить, о какой именно награде идет речь, не удалось.
[61]
Вопрос: В разведывательных операциях во время Первой мировой войны вы тоже принимали участие?
Ответ: Да, принимал. В мае 1916 года, будучи командиром подводной лодки, я получил от своего командования приказ разведать, какие военные корабли находятся у северного побережья Англии, и одновременно минировать прибрежные воды. Эта разведывательная операция была мною выполнена, и ее данные были использованы командованием в состоявшейся после этого битве в проливе Скагеррак 49, из которой германский флот вышел победителем.
Вопрос: Одновременно с этим ваша подводная лодка использовалась германской разведкой также и для заброски агентуры в государства, с которыми воевала Германия?
Ответ: Нет, моя подводная лодка для выполнения таких заданий не использовалась.
Вопрос: Чем вы занимались во время революции в Германии в 1918 году?
Ответ: Когда в ноябре 1918 года в Германии вспыхнула революция, кайзер Вильгельм II был свергнут, в армии и флоте были созданы советы солдатских и матросских депутатов, все офицеры армии и флота, в том числе и я, были отстранены от командных должностей. Пробыв несколько месяцев без занятий, я в январе 1919 года добровольно вступил в гвардейский полк, который вместе с другими германскими экспедиционными войсками должен был принять участие в вооруженной борьбе против советской власти, установившейся в Прибалтийских республиках.
Я был назначен командиром одной из пулеметных рот полка и вскоре отбыл в составе батальона на пароходе из Штеттинского порта в гор. Либаву, где мы должны были начать военные действия против советских войск. Накануне отъезда наше командование по поручению германского правительства заявило нам, что если мы будем успешно бороться против советских войск в Прибалтике, свергнем советскую власть в Прибалтийских государствах, каждый участник этой вооруженной интервенции получит право на землю и сможет поселиться в Прибалтике.
Высадившись в Либаве в конце января 1919 года, гвардейский полк, в составе которого находилась моя рота, начал наступление против советских войск, продвинувшись к концу апреля 1919 года на расстояние свыше 200 км, оккупировав часть советской Латвии; за это время германские экспедиционные войска, участвовавшие в интервенции в Прибалтике, заняли советскую Латвию и Литву. Дальнейшее наступление на восток было приостановлено в связи с наступлением весны.
В начале июня 1919 года наш полк получил приказ, по неизвестным мне причинам, возвратиться в Германию.
За участие в вооруженной борьбе против советской власти в Прибалтике я был награжден в августе 1919 года германским правительством по поруче-
[62]
нию националистических властей Прибалтики орденом «Балтийский крест» 50.
Вопрос: После окончания войны вы остались на службе во флоте?
Ответ: Да. Возвратившись из Прибалтики, я изъявил желание остаться на службе в германском военно-морском флоте, который, согласно условиям Версальского договора, должен был насчитывать всего 15 тысяч человек.
Вопрос: Какое положение в германском военно-морском флоте вы занимали после Первой мировой войны?
Ответ: В период с 1919 по 1930 год я занимал в германском военно-морском флоте ряд командных должностей: с 1919 по 1920 год я был референтом и адъютантом начальника управления кадров флота в гор. Киль; с 1920 по 1921 год — командиром пулеметной роты на береговых укреплениях в гор. Куксгафен и гор. Киль; с 1921 по 1924 год — преподавателем навигации в морской школе в гор. Киль и в гор. Мюрвик, близ Фленсбурга; одновременно я являлся командиром учебного парусного судна «Ниобе» 51; в апреле 1924 года я выезжал в Америку, в гор. Нью-Йорк; с мая 1924 года по 1927 год я являлся командиром 6-го дивизиона береговой обороны в гор. Эмден; с 1927 по 1929 год— заместителем командира линкора «Шлезвиг-Гольштейн»; с 1929 по 1930 год — командиром 2-го артиллерийского дивизиона береговой обороны в порту Вильгельмсгафен.
Вопрос: С какой целью вы выезжали в Америку в апреле 1924 года?
Ответ: В апреле 1924 года по указанию Верховного командования германского военно-морского флота я как специалист по навигации был направлен на пароход «Штутгарт» для ознакомления с работой навигационного радиопеленгатора, который находился в стадии проверки после его изобретения.
Пароход «Штутгарт» отправлялся в это время с пассажирами из Бременского порта в гор. Нью-Йорк, так что мне пришлось принять участие в этой поездке. По пути следования в Америку я наблюдал за работой данного прибора и, возвратившись с этим же пароходом в Бремен, написал специальное донесение начальству о работе данного навигационного прибора.
Говоря о своей военной службе, должен дополнить, что летом 1921 года я был командирован на два месяца в штаб Верховного командования германского военно-морского флота в Берлине. Я был назначен там на должность вспомогательного сотрудника в артиллерийский отдел штаба Верховного командования германского военно-морского флота и занимался личными делами служащих артиллерийского депо, ведавших производством боеприпасов для артиллерии флота.
Вопрос: Это вы показали о своей военной службе до 1930 года. Чем вы занимались после этого?
Ответ: В октябре 1930 года я получил повышение по службе и был назначен Верховным командованием германского военно-морского флота на
[63]
должность коменданта береговой крепости Пиллау, одновременно с этим мне было присвоено звание капитана флота* (соответствует чину полковника).
Вопрос: Какие обязанности были на вас возложены как коменданта крепости Пиллау?
Ответ: Моими основными обязанностями на посту коменданта крепости Пиллау являлось содержание в полной боевой готовности вверенной мг крепости с батареями береговой артиллерии и подготовка кадров рядового унтер-офицерского состава.
Вопрос: В нелегальной подготовке кадров для германского военно-морского флота в нарушение условий Версальского договора вы в то время принимали участие?
Ответ: Да, принимал.
Вопрос: Покажите подробно, с какой целью и как осуществлялась эта шэд готовка.
Ответ: После 1930 года германское правительство, нарушив условия Версальского договора, начало готовиться к войне. Реваншистские настроения командования еще более активизировались в связи с обострениями отношений между Германией и Польшей. Германское командование считало, что 100-тысячная армия и 15-тысячный флот недостаточны для успешного ведения войны, и начало тайное вооружение и нелегальную подготовку армии и флота к войне. Будучи комендантом крепости Пиллау, я принял в этой тайно подготовке к войне активное участие.
Согласно секретным приказам командующего германским военно-морским флотом адмирала Редера о нелегальной подготовке кадров для германского военно-морского флота, я в период с 1931 по 1934 гг. нелегально подготовил в крепости Пиллау около батальона моряков. Практически эта подготовка осуществлялась так: мужское население в возрасте 20-26 лет тайно вербовалось через призывные пункты и направлялось небольшими группами в Пиллау, где под моим руководством тайно проходило военную подготовку в течение 3-4 недель.
Завербованные для подготовки люди были одеты в гражданскую одежду, размещались на территории крепости и проходили военную подготовку у орудия тайно, в специальном сарае. После прохождения подготовки для них устраивались практические стрельбы на береговых батареях, с тем, чтобы они не только знали материальную часть орудия, но могли бы обслуживать его в военных условиях.
Общее руководство этой нелегальной подготовкой кадров для флота осуществлял я сам. После прохождения подготовки эти люди возвращались по месту жительства, однако состояли на учете в моем штабе, в случае переезда
-------
* В германском военно-морском флоте — капитан Цур зее (капитан 1-го ранга).
[64]
в другое место сообщали бы об этом в мой штаб и при мобилизации должны были явиться в мое распоряжение.
Одновременно с этим предусматривалось усиление боевой мощи крепости Пиллау за счет получения дополнительного количества орудий и боеприпасов. В связи с этим в крепости были оборудованы позиции для новых батарей.
Придя к власти, Гитлер окончательно нарушил условия Версальского договора и, бросив лозунг: «если у меня будет сильная армия, я смогу вершить политику», открыто начал усиленное вооружение, увеличение и подготовку армии и флота к войне. Однако мне не удалось принять участие в дальнейших мероприятиях Гитлера в армии и флоте, направленных к подготовке войны, так как в сентябре 1934 года я был уволен в запас.
Вопрос: Покажите о своей связи с германской разведкой.
Ответ: Являясь комендантом крепости Пиллау, я сам занимался военной разведкой в связи с подготовкой Германии войны против Польши. Летом 1932 года я предложил командующему германским побережьем Балтийского моря адмиралу Ганзен* разработать план блокирования посредством минирования рукавов устья реки Вислы, которые находились на территории «свободного города Данциг», с тем, чтобы в случае войны против Польши не дать польскому командованию возможность перебросить свои войска в залив Фришес Гаф и затем в Восточную Пруссию.
Ганзен согласовал этот вопрос со штабом Верховного командования германского военно-морского флота, и вскоре я получил из Оперативного штаба ОКМ приказ — предпринять поездку в «свободный город Данциг» с целью разведки устья реки Вислы с тем, чтобы разработать план его блокирования в случае войны.
Вопрос: Вы выполнили это шпионское поручение?
Ответ: Да, выполнил. Выполнение этого задания было связано с некоторыми трудностями, так как для того, чтобы его выполнить, мне нужно было проехать через границу «свободного города Данциг». Будучи членом германского автомобильного клуба в гор. Кенигсберге, я получил с его помощью в консульстве «свободного города Данциг» визу на право выезда в гор. Данциг, причем в качестве причины поездки в Данциг я указал желание ознакомиться с достопримечательностями города.
С целью маскировки я взял с собой жену и в сопровождении подчиненного мне начальника артиллерии крепости корветтен-капитана Тоби, который также взял с собой жену, переодевшись в гражданские костюмы и снабдив машину фальшивым номером, мы благополучно миновали границу «свободного города Данциг».
Затем вместе с Тоби я разведал устье реки Вислы, сделал соответствующие записи и отметил на карте пункты, где лучше всего можно было бы произве-
--------
* Речь идет об адмирале Г. Ганзене (Хансене).
[65]
сти минирование. Впоследствии я использовал эти разведывательные данные при составлении плана блокирования устья реки Вислы, один экземпляр которого направил командованию.
Вопрос: Только ли с этим шпионским поручением вы выезжали в Данциг?
Ответ: Нет, в городе Данциг мне необходимо было также встретиться с Вибе Францем.
Вопрос: Кто такой Вибе Франц?
Ответ: Вибе Франц, немец, бывший капитан-лейтенант германского военно-морского флота. Я познакомился с Вибе в 1914 году, во время его службы в торпедной флотилии. Позднее, в январе 1915 года он был назначен командиром торпедного катера, однако впоследствии я с ним ни разу не встречался. Каким образом Вибе оказался в гор. Данциге, я не знаю, но когда Верховное командование германского военно-морского флота начало нелегальную вербовку и подготовку кадров германского военно-морского флота для войны, Вибе, как бывший офицер флота, был использован для вербовки немецких граждан и направления их для нелегальной подготовки ко мне, в Пиллау. Одновременно Вибе вел учет немецких граждан в гор. Данциге, которые уже прошли подготовку, с тем, чтобы в случае войны призвать их на службу в германский флот. Вся эта работа проводилась Вибе тайно, с помощью доверенных лиц из числа немецких студентов технического вуза, которые одними из первых проходили военную подготовку в Пиллау.
Мне было необходимо встретиться с Вибе с тем, чтобы договориться с ним о дальнейшем направлении завербованных им в гор. Данциге людей для нелегальной подготовки в Пиллау. Насколько я помню, после получения разведзадания из Берлина, накануне отъезда в гор. Данциг, я посредством письма договорился с Вибе о встрече. Встретившись с Вибе, я договорился с ним о дальнейшей вербовке немцев для нелегальной военной подготовки в Пиллау.
Вопрос: Какие-либо еще задания германского командования Вибе выполнял, проживая в «свободном городе Данциге»?
Ответ: Вибе работал также по заданию германской военно-морской разведки.
Вопрос: Откуда вы это знаете?
Ответ: Мне известно об этом от самого Вибе. После того как я переговорил с ним о нелегальной подготовке кадров для флота, о чем я уже показал выше, он предложил мне поехать в небольшой порт Нойфарвассер с тем, чтобы посмотреть, как он сказал, его наблюдательный пункт в этом порту. Меня это заинтересовало, и согласился на эту поездку. Я сейчас точно не помню, ездил ли со мной Тоби или нет, женщин же я отправил в курортное местечко Цоппот.
Прибыв в порт Нойфарвассер, который имел второстепенное значение и даже не охранялся, мы зашли в небольшое строение с окном, имевшее вид башни, которая находилась на берегу, откуда можно было хорошо наблюдать
[66]
за движением кораблей, транспортов, а также всеми передвижениями на противоположной стороне порта. На противоположной от порта Нойфарвассер стороне находилась польская территория с портом, за которым, как мне рассказал Вибе, он и наблюдал.
Он рассказ мне далее о своих наблюдениях из этой башни за прибывавшими в порт польскими военными кораблями и транспортами, доставлявшими в порт вооружение и боеприпасы, а также о том, как следил за всеми передвижениями и изменениями на польской стороне.
Вопрос: Вибе имел свою агентуру?
Ответ: Об этом он мне ничего не говорил, однако вполне возможно, что в своей разведывательной работе он использовал и агентуру, которая сообщала ему о прибывавших в порт польских кораблях и транспортах.
Для маскировки своей разведывательной деятельности он где-то работал, однако точно я этого не знаю. Не исключена возможность, что он был служащим порта Нойфарвассер, что значительно облегчало ему работу по заданию германской разведки.
Вопрос: Укажите приметы Вибе.
Ответ: Вибе Франц, свыше 60 лет, высокого роста, волосы темные, красивые черты лица.
Вопрос: Являясь комендантом крепости Пиллау, вы получали от Вибе разведывательный материал о Польше?
Ответ: Нет. Я полагаю, что он направлял собираемую им шпионскую информацию непосредственно в Берлин, в штаб ОКМ или в штаб командующего германским побережьем Балтийского моря в гор. Киль.
Вопрос: Находясь недалеко от польской границы и принимая участие в подготовке войны против Польши, вы использовали в своей практической деятельности шпионскую информацию о Польше от Вибе и других германских агентов?
Ответ: В своей практической работе я пользовался данными германской разведки, которые получал от своего командования, однако непосредственно от Вибе или других германских агентов я разведывательной информации не получал. Содержание получаемого мною от своего командования разведывательного материала я сейчас не помню. Таким образом, о своей деятельности до ухода в 1934 году в отставку я показал все.
Вопрос: Чем было вызвано увольнение вас в запас в сентябре 1934 года?
Ответ: В 1934 году Верховное командование германского военно-морского флота обновило командный состав, назначив на руководящие посты во флоте более молодых офицеров. Я в это время был уже в предельном возрасте, что и послужило причиной увольнения меня в запас. Однако вскоре после этого, в связи с решением Гитлера увеличить офицерский корпус, я стал так называемым офицером пополнения. В это время германская армия и флот тайно значительно пополнились за счет офицеров, уволенных в отставку по-
[67]
сле Первой мировой войны; этих офицеров называли тогда офицерами пополнения.
Вопрос. В чем заключалась ваша служба во флоте как офицера пополнения?
Ответ: В октябре 1934 года я был назначен по приказу Верховного командования германского военно-морского флота на должность руководителя главной военно-морской библиотеки в гор. Киль. В мои обязанности входило руководство главной военно-морской библиотекой в гор. Киль, а также периферийными библиотеками в отдельных частях и гарнизонах на германском побережье Балтийского моря.
В 1935 году в мобилизационном плане Верховного командования я был предусмотрен в случае войны к назначению на должность командира зенитной обороны в гор. Эккерфиорде, где находилась крупнейшая в Германии станция по испытанию торпед. Весной 1937 года я принимал участие в учебном сборе в гор. Эккерфиорде, целью которого являлась проверка действия нелегально подготовленных кадров военно-морского флота в условиях, приближенных к военным. На этом сборе я действовал как командир зенитной обороны в гор. Эккерфиорде. В сентябре 1939 года, в связи с объявлением Германией войны Польше, я снова был призван в германский военно-морской флот и назначен комендантом острова Рюген.
Вопрос: Вы же предусмотрены в случае войны на должность командира зенитной обороны гор. Эккерфиорде?
Ответ: Совершенно верно. Однако через несколько дней после начала войны против Польши, по неизвестным мне причинам, командование назначило меня комендантом острова Рюген.
Вопрос: Какие обязанности были на вас возложены как на коменданта острова Рюген?
Ответ: Я был ответственен перед своим командованием за обеспечение обороны и безопасность острова Рюген, за охрану порта Засниц, аэродрома и других расположенных на острове военных объектов. Я исполнял обязанности коменданта острова Рюген до конца войны с Польшей, т.е. около четырех недель, а затем возвратился на ранее занимаемую мною должность в морской библиотеке.
Вопрос. В подготовке и ведении войны против Норвегии, Дании, Франции и других государств вы тоже принимали участие?
Ответ: Нет. В подготовке и ведении войны против Норвегии, Дании, Франции и других стран я участия не принимал. Накануне нападения германских вооруженных сил на Норвегию в марте 1940 года, когда ряд командных должностей во флоте освободился в связи с подготовкой германских войск к оккупации Норвегии и Дании, я снова был призван во флот и назначен по приказу Верховного командования германского военно-морского флота комендантом крепости Свинемюнде. В мои обязанности входило обучение вверенного мне гарнизона и содержание береговых батарей в полной боевой го-
[68]
товности. В этой должности я прослужил два с половиной месяца, а затем, в июне 1940 года получил новое назначение.
Вопрос: Во время вашей деятельности коменданта крепости Свинемюнде с органами германской морской разведки вы имели связь?
Ответ: Нет, с германской разведкой в период моей деятельности в гор. Свинемюнде я никакой связи не имел.
Вопрос: В гор. Свинемюнде дислоцировался орган германской разведки «Абвернебенштелле-Свинемюнде». Разве вы с ним не имели связи?
Ответ: Нет. О пребывании в гор. Свинемюнде органа германской военной разведки «Абвернебенштелле-Свинемюнде» я даже не знал.
Вопрос: Какое назначение вы получили в июне 1940 года?
Ответ: В июне 1940 года я получил повышение по службе и по приказу Главнокомандующего германским военно-морским флотом гросс-адмирала Редера был назначен на пост командующего восточным участком германского побережья Балтийского моря. В январе 1941 года мне было присвоено звание контр-адмирала.
Вопрос: Какие задачи были возложены на вас как на командующего восточным участком германского побережья Балтийского моря?
Ответ: Вверенный мне восточный участок германского побережья Балтийского моря простирался на западе, приблизительно от бывшей германской границы с Польским коридором до границы с советской Литвой на востоке, включая военные порты-крепости Гдыня, Пиллау и Мемель. Моей обязанностью являлось обеспечение обороны и безопасности восточного участка германского побережья Балтийского моря и подготовка кадров рядового и унтер-офицерского состава для береговой службы. Одновременно с этим я являлся комендантом крепости Гдыня.
В моем непосредственном подчинении находились морские крепости Гдыня, Пиллау, Мемель с расположенными на них береговыми, зенитными батареями и гарнизонами военных моряков. В тактическом отношении мне подчинялись все подразделения, штабы и объекты германского военно-морского флота, а также гражданские власти, расположенные на территории вверенного мне участка германского побережья Балтийского моря. Я был ответственен перед германским командованием за обеспечение полной боевой готовности вверенных мне батарей береговой службы.
Вопрос: В подготовке Германией вооруженного нападения на Советский Союз вы участвовали?
Ответ: Да, в подготовке Германией вооруженного нападения на Советский Союз я принимал активное участие.
Вопрос: В чем это конкретно выразилось?
Ответ: Подготовку вверенного мне участка германского побережья Балтийского моря к войне я начал сразу же после того, как приступил к исполнению своих обязанностей командующего. Согласно приказам своего командо-
[69]
вания, в которых говорилось о необходимости проведения на моем участке побережья целого ряда военных мероприятий, я приступил к возведению дополнительных береговых укреплений, установке дополнительного количества тяжелых и средних батарей береговой и зенитной артиллерии и увеличению гарнизона военно-морского состава.
Хотя в то время мне официально еще ничего не было известно о подготовке германским командованием вооруженного нападения на Советский Союз, однако было ясно, что эта усиленная подготовка должна привести к войне против СССР. Как я узнал позднее, военные мероприятия по подготовке германского побережья Балтийского моря к войне, в осуществлении которых я принимал участие, были предусмотрены в специально разработанном германским Верховным командованием плане вооруженного нападения на Советский Союз, условно названном планом «Барбаросса».
Командующий германским побережьем Балтийского моря адмирал Гузе, прибывший ко мне в Гдыню в марте 1941 года после секретного совещания в штабе Верховного командования германского военно-морского флота в Берлине, на котором обсуждался план «Барбаросса», сообщил мне под большим секретом о том, что германское правительство и Верховное командование имеют намерение в июне 1941 года напасть на Советский Союз, в связи с чем и ведется усиленная подготовка к войне.
Одновременно с этим адмирал Гузе приказал мне закончить все военные приготовления по усилению моего участка побережья, согласно разработанному Верховным командованием германского военно-морского флота плану, к концу мая 1941 года.
Вопрос: Таким образом, вы, зная о подготовке Германией преступной войны против Советского Союза, приняли участие в этой подготовке?
Ответ: Да. Я признаю, что, являясь командующим восточным участком германского побережья Балтийского моря, я принимал участие в осуществлении преступных военно-политических планов гитлеровского командования, направленных к подготовке и ведению войны против Советского Союза.
Руководствуясь секретными приказами Верховного командования германского военно-морского флота, которые являлись частью общего плана нападения на Советский Союз, я закончил подготовку восточного участка побережья Балтийского моря к войне в конце мая 1941 года, о чем доложил своему начальнику — адмиралу Гузе.
В результате проведения военно-строительных работ, усиления огневой мощи участка за счет получения большого количества береговой и зенитной артиллерии и увеличения гарнизонов военных моряков, участок побережья, которым я командовал, был усилен к началу войны против СССР более чем в два раза.
На восточном участке побережья, в морских крепостях Гдыня, Пиллау и Мемель было установлено около 60 батарей береговой и зенитной артилле-
[70]
рии, часть которой составляли тяжелые орудия; были возведены дополнительные береговые укрепления в районе Гдыни и на полуострове Хель, для строительства которых в мое распоряжение на девять месяцев было выделено строительной организацией «Тодт» 100 чел., к началу войны гарнизоны военных моряков, входившие в мое подчинение, составляли около 5 тысяч человек. Кроме того, мною было вновь создано и пополнено к началу войны около 10 складов с боеприпасами и около 10 продовольственных и вещевых складов, не считая пунктов с боеприпасами на батареях. Мною была организована также служба противовоздушной обороны с общим количеством наблюдательных пунктов свыше 40.
Вопрос: Минирование прибрежных вод вами производилось?
Ответ: Нет, прибрежные воды я не минировал. Для блокировки входа в порты Пиллау и Мемель были созданы заграждения из тросов, которые при появлении германских кораблей снимались.
Вопрос: В период подготовки Германией нападения на Советский Союз вы принимали участие в секретных совещаниях германского командования?
Ответ: Нет. В секретных совещаниях в период подготовки нападения на Советский Союз я участия не принимал. В своей деятельности я руководствовался секретными приказами Верховного командования германского военно- морского флота, а также приказами Гузе, которому я непосредственно подчинялся.
Вопрос: В формировании военно-морских штабов, предназначенных к захвату советских портов в Прибалтике весной 1941 года, вы принимали участие?
Ответ: Да. Я принимал участие в формировании военно-морских штабов, направив весной 1941 года в распоряжение Гузе свыше 50 чел. военных моряков и специалистов, однако тогда я еще не знал о том, что они предназначены к захвату советских портов в Прибалтике.
Позднее, в августе 1941 года, от начальника штаба командующего германским побережьем Балтийского моря контр-адмирала Вурмбах я узнал о том, что вышеназванные морские штабы под командованием контр-адмиралов Бурхарди и Классена в начале войны захватили советские порты Таллин, Ригу и Либаву, Бурхарди и Классен были назначены командующими береговой обороны на оккупированном советском побережье Балтийского моря.
Вопрос: Когда вы получили приказ о нападении германских вооруженных сил на Советский Союз?
Ответ: За 3 недели до нападения Германии на Советский Союз я получил от Гузе секретный пакет штаба Верховного командования военно-морского флота с препроводительной, в которой указывалось, что пакет необходимо вскрыть после получения пароля «Зоммернахтстраум» (Сон в летнюю ночь) или «Зоммернахт» (Летняя ночь), точно сейчас не помню.
Указанный пароль я получил от Гузе в ночь с 21 на 22 июня 1941 года приблизительно за 3-4 часа до того, как германские вооруженные силы наруши-
[71]
ли советскую границу, начав войну против СССР. В пакете содержалось сообщение германского Верховного командования о нападении германских вооруженных сил на СССР 22 июня 1941 года, которое явилось приказом германской армии и флоту к началу военных действий.
Вопрос: Какие меры были вами приняты после получения этого приказа?
Ответ: Приказ Верховного командования германских вооруженных сил был объявлен мною через командный состав всем подчиненным мне частям военно-морского флота на побережье. Вверенный мне участок побережья находился в полной боевой готовности, военные моряки были призваны мною бдительнее нести службу и быть готовыми к отражению советского флота, в случае его появления у германского побережья.
Вопрос: Покажите о вашем участии в войне против Советского Союза.
Ответ: Непосредственно в боях против советских войск участвовать мне не пришлось. Во время войны моя деятельность была направлена к содержанию береговых батарей в полной боевой готовности и подготовке кадров военных моряков для береговой службы. С началом войны против СССР круг моих обязанностей расширился.
В мои задачи вменено также следующее:
— обеспечение безопасности судоходства по морским путям, по которым направлялись на советско-германский фронт войска, вооружение, боеприпасы, а также осуществлялось пассажирское сообщение. Для выполнения этой задачи я имел в распоряжении сторожевые катера и тральщики, которые несли патрульную службу и должны были очищать прибрежные воды от мин противника;
— размещение в порту кораблей германского военного флота, заходивших в порты Гдыня, Мемель, Пиллау на ремонт, а также для пополнения боеприпасов, горючего, продовольствия и воды;
— расквартирование военно-морских частей, направлявшихся на советско-германский фронт, в Норвегию, а также возвращавшихся с фронта или из оккупированных Германией стран.
Вопрос: Обстрел кораблей советского флота подчиненные вам батареи производили?
Ответ: Нет. За время моего пребывания на посту командующего восточным участком германского побережья Балтийского моря во время войны советские корабли в район, позволяющий вести обстрел с береговых батарей моего участка, не заходили.
Вопрос: В начале войны против СССР имели место случаи, когда германские военные корабли приводили в подведомственные вам порты советские торговые суда?
Ответ: Нет. Таких случаев не было. Имел место другой случай, когда по моему приказу в ночь с 21 на 22 июня 1941 года в порту Гдыня были задержаны три советских морских парохода, груженные зерном для Германии. Эти
[72]
пароходы под охраной подчиненных мне команд были конвоированы в Данцигский порт, где были переданы в распоряжение военно-морского штаба, ведавшего вопросами использования германского торгового флота для военных целей. Дальнейшая судьба экипажей советских пароходов мне неизвестна.
Вопрос: Укажите названия этих пароходов и фамилии находившихся на них советских моряков.
Ответ: Названия советских пароходов я сейчас не помню, и фамилии моряков не знаю. Я помню, что начальник военно-морского штаба в Данциге контр-адмирал Веер*, допрашивавший советских моряков с этих пароходов, рассказал мне, что один из них был по национальности латыш и владел немецким языком.
Вопрос: На одном из прошлых допросов вы показали, что зимой 1941 года для допроса в подчиненной вам учебной дивизии подводных лодок был направлен командованием взятый в плен экипаж советской подводной лодки. Вы в этом допросе принимали участие?
Ответ: Нет. Я сам в допросе советских моряков с подводной лодки [участия] не принимал, однако по моему поручению в нем участвовал офицер моего штаба капитан-лейтенант Кведенфельд, который докладывал мне о результатах допроса. Насколько я помню, во время допроса было установлено, что из доставленных мне 100 советских военнопленных только 35 входили в экипаж подводной лодки, а остальные никакого отношения к ним не имели, и я передал их в распоряжение начальника лагерей военнопленных в г. Данциге генерал-майору фон Остеррейх.
Вопрос: Какие показания вы получали от этих моряков?
Ответ: Представляющих интерес для германского подводного флота показаний от советских моряков не было получено.
Вопрос: При каких обстоятельствах они были взяты в плен?
Ответ: Экипаж этой подводной лодки был взят в плен в начале войны в одном из советских портов в Прибалтике: Риге, Таллине или Либаве, точно не помню.
Вопрос: Фамилии советских моряков с подводной лодки вы помните?
Ответ: Нет, фамилий советских моряков с подводной лодки я сейчас не помню.
Вопрос: Как выглядели эти советские военнопленные?
Ответ: Советские военнопленные выглядели очень плохо, они были истощены и плохо одеты, так как после пленения они находились в тяжелых условиях в лагере военнопленных в Прибалтике. После того как допрос этих военнопленных был закончен, они были использованы мною на ремонтных
-------
* Так в документе, речь идет о контр-адмирале К. Вейере.
[73]
работах в порту и находились под охраной в одном из каменных бараков порта.
Вопрос: Какое количество военно-морского персонала было направлено вами за время войны на временно оккупированную советскую территорию?
Ответ: С начала войны и до момента увольнения в отставку в сентябре 1942 года я подготовил и направил на оккупированное германскими войсками советское побережье Балтийского моря свыше 200 чел. военных моряков.
Вопрос: Какие награды вы получили от германского правительства за свое участие в войне против Советского Союза?
Ответ: За участие в подготовке и ведении войны против Советского Союза на посту командующего Балтийского моря германское правительство в 1940 и 1942 годах наградило меня крестами «За военные заслуги» 52 II и I класса с мечами.
Вопрос: С органами «Абвера», будучи командующим участка побережья, вы поддерживали связь?
Ответ: Нет. С органами «Абвера» я никакой связи не имел. Обслуживанием по линии «Абвера» подчиненных мне военно-морских частей на побережье занимался сотрудник отдела «I-Ц» 53 II военного округа в г. Данциге фрегаттен-капитан Брахт. Я поддерживал связь с Брахт по вопросу проведения контрразведывательной работы в военно-морских частях и в порту Гдыня. Порты Пиллау и Мемель и дислоцировавшиеся в них военно-морские части, входившие в мое подчинение, обслуживались по линии контрразведки сотрудником отдела «I-Ц» I военного округа в г. Кенигсберге, фамилию которого я сейчас не помню.
Вопрос: Имели место случаи, когда среди военнослужащих подчиненных вам частей или администрации военных портов были установлены агенты иностранных военных разведок?
Ответ: Нет, за время моего пребывания на посту командующего таких случаев не было.
Вопрос: Назовите известных вам сотрудников и агентов разведок.
Ответ: Я был лично знаком с начальником «Абвера» адмиралом Канарисом, о чем я уже показывал на прошлых допросах 54. Последний раз я встречался и разговаривал с Канарисом в 1930 году в порту Вильгельмсгафен, когда он еще служил во флоте в качестве заместителя командира линкора «Силезия» 55. С 1930 года и до последнего времени я не имел с Канарисом никакой связи и видел его всего лишь один раз в гор. Киль в 1936 году на торжествах по случаю спортивной Олимпиады 56 или открытия памятника морякам, сейчас точно не помню.
Вопрос: За время вашей службы в германском военно-морском флоте вы имели встречи с Гитлером?
Ответ: Да, однажды имел.
Вопрос: Покажите об этом.
[74]
Ответ: В начале мая 1941 года я получил из штаба ОКМ сообщение, согласно которому я должен был встретить Гитлера, прибывавшего поездом в Гдыню. В указанное время Гитлер прибыл на Гдынский вокзал в сопровождении Кейтеля, Бормана и адмирала Путткамера. При выходе Гитлера из вагона я доложил ему о своем прибытии и сопроводил его на машине в порт.
Целью прибытия Гитлера и сопровождавших его лиц было посещение и осмотр линкора «Бисмарк» 57, спущенного незадолго до этого на воду и находившегося на учениях в восточной части Балтийского моря, в связи с тем, что его пребывание в Киле было опасно из-за частых авиационных налетов английской бомбардировочной авиации.
Гитлер в это время находился на нем, а затем осмотрел также стоявший в порту линкор «Тирпиц» 58. Затем я был приглашен Гитлером к обеду, после чего он вызвал меня к себе на доклад. Я коротко доложил ему о береговых укреплениях и батареях в районе порта и крепости Гдыня, и, поблагодарив за доклад, Гитлер отпустил меня. Вскоре после этого он и сопровождавшие его лица возвратились в вагон и выехали, если не ошибаюсь, в г. Данциг.
Вопрос: Какими причинами было вызвано увольнение вас в отставку в сентябре 1942 года?
Ответ: Как было указано в письме, присланном мне Главнокомандующим германским военно-морским флотом гросс-адмиралом Редер, мое увольнение в отставку в сентябре 1942 года было вызвано обновлением командного состава за счет назначения на руководящие посты во флоте более молодых по возрасту офицеров. Одновременно со мной в отставку был уволен целый ряд других офицеров старших возрастов.
Вопрос: Чем вы занимались после увольнения в отставку?
Ответ: После увольнения в отставку я около года проживал в г. Киль без всяких занятий, а затем переехал в город Заган (провинция Силезия) в связи с усилившимися воздушными налетами на г. Киль.
Прибыв в Заган, я встал на учет в бирже труда, однако продолжительное время не получал назначения на работу, а затем по собственному желанию возглавил бюро по розыску пропавших без вести гражданских лиц, военнослужащих в местной организации Красного Креста.
Вопрос: В фольксштурме вы служили?
Ответ: Да. Проживая в г. Загане, я в октябре-ноябре 1944 года был вызван в фольксштурм и назначен командиром взвода. Рота, в которую я был зачислен, выехала вскоре после этого на учебный сбор в район г. Глогау, однако, в связи с тем, что часть фольксштурмовцев по различным причинам не явилась на сбор, я, как говорится, остался без «войска» и по разрешению окружного руководства НСДАП 59 возвратился домой.
В конце декабря 1944 года окружным руководством НСДАП я был направлен в Вартелагерь близ Познани на краткосрочные курсы по подготовке командиров батальонов фольксштурма, после окончания которых в январе
[75]
1945 года возвратился в г. Заган и ожидал назначения на командную должность в фольксштурм, однако по неизвестным причинам вызван не был и в военных действиях фольксштурма против частей Советской Армии участия не принимал, а в феврале 1945 года был задержан командованием Советской Армии вскоре после прихода советских войск в г. Заган.
Протокол допроса с моих слов записан правильно и мне прочитан в переводе на немецкий язык.
Краффт
Допрос окончен в 19 час. 15 минут
Допросил: сотрудник Следчасти по особо
важным делам МГБ СССР лейтенант
Смирницкий
ЦА ФСБ России. Н-20527. Л. 51-97. Подлинник. Машинопись. Автограф.
[76]
Здесь воспроизводится по изданию: Вермахт на советско-германском фронте. Следственные и судебные материалы из архивных уголовных дел немецких военнопленных 1944-1952. (Сост. В.С. Христофоров, В.Г. Макаров). М., 2011. С. 59-76. Документ № 11.
Комментарии
41. Фенрих (нем. Fahnrich) — наименование одной из категорий унтер-офицеров в германской императорской армии, а затем в Рейхсвере. Относилось к так называемым «промежуточным» званиям, которые присваивались кандидатам на получение офицерского звания. Фактически звания фанен-юнкера и фенриха соответствовали званию фельдфебеля, а звания обер-фенриха и штабс-фельдфебеля — званию обер-фельдфебеля. В большинстве случаев эти звания присваивались курсантам и выпускникам авиашкол. Фенрихи носили униформу аналогичную униформе старших унтер-офицеров, которая отличалась от офицерской только знаками различия и отсутствием на козырьке фуражки гирлянды дубовых листьев. Погон у фенрихов как таковых не было. Их заменял двойной ряд сдвоенного сутажного шнура с погон младших офицеров. Концы шнура вшивались в плечевой шов рукава, а с другой стороны он огибал пуговицу, вшитую в плечо. Посередине помещалась эмблема службы. Выше и ниже эмблемы у старших обер-фенрихов крепились две золотистые звездочки.
42. «Аегир» (нем. «Agir») — германский броненосец береговой обороны (нем. Kiistenpanzerschiff). Один из восьми кораблей класса «Зигфрид». Заложен на верфи в Киле в 1894 г., спущен на воду в 1895 г. Вступил в строй в 1896 г. Первоначально относился к броненосным кораблям IV класса. Броня: до 200 мм. Тактико-технические характеристики: длина 86,15 м, ширина 15,4 м, высота 5,6 м, водоизмещение 4110 т. Экипаж 307-350 чел. Вооружение: Зх24-см орудия L/35 Rk, 10x8,8-см орудия L/30 Sk и три торпедных аппарата калибра 45 см. Исключен из списков ВМФ в 1919 г., переоборудован в торговое судно. В 1929 г. сел на мель в районе о. Готланд.
43. КВЖД — Китайско-Восточная железная дорога; построена Россией в Маньчжурии в 1897-1903 гг. С 1924 г. находилась в совместном управлении СССР и Китая. В 1935 г. была продана созданному Японией марионеточному государству Маньчжоу-го (Маньчжурское государство; существовало в 1932-1945 гг.).
44. «Карлсруэ» (нем. «Karlsruhe») — легкий крейсер германского флота класса «Кенигсберг». Заложен в июле 1926 г. на верфи «Дойче Верке АГ» в Киле. Первоначально получил обозначение «Kreuzer С (Ersatz Medusa)». Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер получил имя в честь крейсера- рейдера Первой мировой войны. Крестной матерью корабля стала фрау Келлер, вдова командира первого «Карлсруэ». Водоизмещение 8350 т, скорость хода до 30 узлов. Вооружение: 9х150-мм орудий SK, 6х88-мм зенитных орудий, 8х37-мм зенитных орудий, 8х20-мм зенитных орудий, а также 12 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 120 мин. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту два самолета Arado 196. Экипаж: 21 офицер и 493 унтер-офицера и матроса. В ноябре 1929 г. включен в состав ВМФ. Совершил несколько дальних походов. В 1938-1939 гг. прошел модернизацию на военно-морской верфи Вильгельмсхафена. По плану «Везерюбунг» (вторжение в Данию и Норвегию) корабль включили в состав группы № 4, целью которой был захват портов Кристиансанд и Арендал. В апреле 1940 г. корабль был атакован британской подводной лодкой «Траэнт» под командованием капитан- лейтенанта Хатчинсона в Балтийских проливах и затонул.
45. «Штралъзунд» (нем. «Stralsund») — германский легкий крейсер класса «Бреслау» времен Первой мировой войны. Водоизмещение 4480 т, мощность турбинной установки 29 904 л.с., скорость хода 27,6 узла. Длина между перпендикулярами 136 м, ширина 13,3 м, среднее углубление 4,86 м. Бронирование: пояс 70 мм, палуба 12,7 мм, орудия 102 мм. Вооружение: 12х105-мм орудий и 2 торпедных аппарата. Серия состояла из четырех кораблей, различавшихся числом винтов: «Бреслау» — 4 винта, «Страсбург» — 2 винта, «Магдебург» и «Штральзунд» — по 3 винта. Все четыре крейсера принимали активное участие в боевых действиях, и именно крейсерам этой серии, по любопытному совпадению, довелось открыть и закрыть счет боевых потерь немецких легких крейсеров в Первой мировой войне. Первым стал «Магдебург», выскочивший на камни и уничтоженный огнем русских крейсеров и внутренним взрывом 23 августа 1914 г. Последним — «Бреслау», подорвавшийся на мине в Эгейском мере 25 января 1918 г. «Штральзунд» и «Страсбург» уцелели и после поражения Германии были включены под новыми названиями в состав французского и итальянского флотов: первый стал именоваться «Мюльгаузом», второй — «Таранто».
46. Возможно, речь идет о прусской награде — Рыцарском кресте Княжеского ордена дома Гогенцоллернов, учрежденном в 1851 г. племянниками короля князьями Фридрихом Гогенцоллерн-Гехингем и Карлом Гогенцоллерн-Зигмаринен. Кроме того, существовал Королевский орден Гогенцоллернов. Кресты бело-черной эмали в княжеской линии имели надпись «За верность и заслуги», в королевской — «От тверди к морю». Ленты ордена черно-белые, в королевской линии звезда двух видов и имеется цепь.
47. Орден «Железная корона» (нем. «Eisernen Krone») — награда Австро-Венгерской империи. Девиз ордена, избранный Наполеоном, гласил: «Бог дал мне ее, и горе тому, кто на нее посягнет». На ордене изображена итальянская корона, потерянная императором Францем Иосифом после изгнания австрийцев из Италии. Несмотря на это с 1816 г. орден стал австрийским. Им награждали за выдающиеся отличия на военном или гражданском поприще. Знак (трех классов) в виде возвышающегося над короной двуглавого орла носили на желтой с голубым ленте. Особенностью знака является то, что внутри короны должна быть вложена железка. Звезда принадлежит только высшему классу этого ордена.
48. Орден «Железный полумесяц» (нем. «Eiserner Halbmond») — турецкая награда времен Первой мировой войны. Представляла собой красную пятиконечную звезду с полумесяцем. Орден крепился на грудь с помощью булавки. Немецкие военнослужащие, получившие эту награду, носили ее на правой стороне груди ниже других «правосторонних» наград. Точнее, «Железный полумесяц» — это немецкое название военной медали 1915 г., которой награждали за военные заслуги, а не за кампанию и которая по своему рангу занимала низшее место среди наград того периода. Однако некоторые историки утверждают, что эта награда у немцев неофициально считалась эквивалентом Железного креста 1-го класса. Награда имела орденскую ленту шириной 29 мм красного цвета с пятью белыми полосками.
49. Сражение при Скагерраке, или Ютландское сражение, — морское сражение в годы Первой мировой войны 31 мая — 1 июня 1916 г., между главными силами английского и германского флотов, западнее Ютландского полуострова (всего 250 кораблей, в т.ч. 64 линейных корабля и линейных крейсера). Закончилось безрезультатно, но английский флот сохранил свое господство на море. По мнению гросс-адмирала Э. Ре- дера, германский флот в этом сражении одержал победу: «Германский флот не только отважно вступил в бой с превосходящим его по численности английским флотом, но и выиграл его тактически: британцы потеряли 3 линейных крейсера, 3 бронепалубных крейсера, 8 эсминцев и 6995 человек, тогда как германские потери составляли 1 линейный крейсер, 1 устаревший броненосец, 4 легких крейсера, 5 эсминцев и 2921 человека». См.: Редер Э. Гросс-адмирал: Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха: 1935-1943 гг. М„ 2004. С. 95.
50. Орден «Балтийский крест» (нем. «Baltenkreuz») был учрежден летом 1919 г. для награждения членов т.н. Балтийской милиции и немецких добровольцев, живших в Латвии и боровшихся за присоединение к Германии Южной Лифляндии и Курляндии в 1918-1919 гг. Не являлся официальной наградой и был официально признан лишь 16 мая 1933 г. после прихода нацистов к власти в Германии. Награда представляла собой черный оксидированный крест прямоугольной формы, поверх которого был наложен позолоченный магистерский крест Немецкого рыцарского ордена (нем. Hochmeister) с лилиями на вершинах лучей. Награда имела только один класс. Орден был предназначен для ношения на белой орденской ленте с тремя синими полосами: широкой в центре и узкими по ее сторонам.
51. «Ниобе» (нем. «Niobe») — учебное судно германского ВМФ. 2 августа 1913 г. спущено на воду как четырехмачтовая шхуна «Мортен Йензен» в Дании. 21 ноября 1916 г. уже под норвежским флагом и названием «Тихольм» захвачена германской подводной лодкой U41 в качестве приза. 16 февраля 1917 г. отсуждена в пользу Германии в судебном порядке как приз. 7 июня 1920 г. переименована в «Альдебаран», а затем в «Шван». 3 февраля 1921 г. парусник был принят ВМФ и 10 марта 1921 г. введен в эксплуатацию под названием «Ниобе», получил якорную стоянку в Мюрвике, рядом с военно-морским училищем. Водоизмещение 724 т, длина 46,1 м, ширина 9,17 м, осадка 5-5,2 м, высота грот-мачты 43,8 м, мощность вспомогательного двухтактного дизеля 240 л.с. Штатный постоянный экипаж: 32-34 чел. и 65 курсантов. Каждый год на борту парусника проходили обучение четыре учебных курса. Срок обучения — 2-3 месяца. Корабль совершал учебные плавания в Северном и Балтийском морях, иногда выходил в Северную Атлантику. Парусник погиб 26 июля 1932 г. Причиной гибели стал внезапный шквал и изменение направления ветра на 120 градусов. Гибель «Ниобе» для Германии стала всенародной трагедией. Для покупки либо строительства нового судна был учрежден специальный фонд «Пожертвования "Ниобе"». Монетный двор даже выпустил монеты в 5 марок с изображением парусника, которые были переданы в банки как безвозмездная помощь для этой патриотической программы. Командиры: капитан-лейтенант граф Ф. фон Люкнер (март-сентябрь 1921); корветтен-капитан Э. Краффт (март-июль 1922); Эрнст (июль 1922 — май 1924); капитан-лейтенант Лафренц (май 1924 — апрель 1925); корветтен-капитан Вабнер (апрель 1925 — январь 1927); корветтен-капитан Р. Мевис (январь 1927 — июнь 1929); корветтен-капитан Кумпель (июнь 1929 — февраль 1932); капитан-лейтенант Руфус (февраль-июль 1932).
52. Орден «Крест за военные заслуги с мечами» (нем. «Kriegsverdienstkreuz») — немецкая награда, которой награждались за отличия при боевом соприкосновении с противником; без мечей этот орден выдавали за военные заслуги, не связанные с не-посредственным соприкосновением с врагом. Орден имел две степени: 2-го класса в бронзе, 1-го класса — в серебре.
53. Отдел Iс — разведывательный отдел армейского, корпусного и дивизионного штабов. В задачи разведывательного отдела входили сбор и обработка разведывательных сведений о противнике; профилактическая работа в частях по борьбе со шпионажем; радиопропаганда и распространение антисоветских листовок на передовой линии фронта; военная цензура переписки военнослужащих. Отделы 1с поддерживали контакт с разведывательными и диверсионными абверкомандами и абвергруппами, действовавшими при соответствующих соединениях германской армии, ставили перед ними конкретные задачи по разведывательно-диверсионной работе в тылу советских войск. Отделы Iс также осуществляли радиоперехват и прослушивание телефонных разговоров, с этой целью в их подчинении находились полки связи, приданные штабам армий. Во время Второй мировой войны в Вермахте было принято следующее условное (шифрованное) обозначение штабных должностей: 1а — штабной офицер оперативного управления Генштаба; lb — начальник материально-технической части штаба; Iс — штабной офицер службы разведки (подчинялся 1а); На — начальник управления личного состава (адъютант); lib — заместитель начальника управления личного состава; III — начальник военной прокуратуры; IVa — начальник административной части (подчинялся lb); IVb — начальник медицинской части (подчинялся lb); IVc — главный ветеринар (подчинялся lb); IVd — капеллан (подчинялся Ila); V — начальник транспортного отдела (подчинялся lb). В состав штаба могли входить офицеры и других специальностей, включая начальника артиллерии, старшего офицера военной полиции, офицера по национал-социалистическому руководству (с середины 1944 г.).
54. На допросе 21 июня 1946 г. Э. Краффт дал показания о своем знакомстве с В. Канарисом: «С адмиралом Канарис я познакомился во время Первой мировой войны, когда он являлся командиром подводной лодки в Средиземном море, примерно в 1918 году. Наша встреча произошла на судне, где проживал экипаж подводных лодок. В августе 1918 года я возвратился в Германию и в 1928 году снова встретился с Канарис. С 1-го октября 1928 года он был назначен на линкор "Силезия", в то время как я являлся первым офицером на линкоре "Шлезвиг-Гольштейн". Во время стоянки наших судов в одном порту и поскольку имели одинаковые интересы в силу занимаемых должностей, обсуждали вопросы, связанные с исполнением наших служебных обязанностей. В сентябре 1928 года я покинул службу на линкоре, наши интересы разошлись, и мы больше не встречались. В 1936 году, когда проводилась Олимпиада в Киле, среди прибывших я видел Канариса, однако говорить с ним мне не пришлось. С этого времени с Канарис я больше не встречался» (ЦА ФСБ России. Н-20527. Л. 38-39).
55. «Силезия» (нем. «Schilesien») — линейный корабль германского флота класса «Дойчланд». Заложен на верфи «Ф. Шихау» (Данциг); спущен на воду в мае 1905 г. Корабль получил имя в честь одной из прусских земель. Водоизмещение 14 218 т, скорость хода до 18 узлов. Вооружение: 4х280-мм орудий SK, 10х150-мм орудий, 6x105- мм зенитных орудий, 4х20-мм зенитных орудий. Экипаж: 802 чел. Корабль принимал участие в Первой мировой войне, в т.ч. в сражении при Скагерраке. Перед началом Второй мировой войны переведен в разряд учебных кораблей. Во время Польской кампании вел обстрел полуострова Хела, участвовал в операции «Везерюбунг» (вторжение в Данию и Норвегию). Затем использовался как ледокол, корабль-казарма и охранный корабль. В апреле 1945 г. совершил переход из Готенхафена в Свинемюнде. Подорвавшийся на мине корабль 3 мая 1945 г. был выброшен экипажем на берег, а 5 мая корпус корабля был взорван. Разобран в 1949-1956 гг.
56. Речь идет о XI летних Олимпийских играх — всемирных спортивных соревнованиях, проходивших в Берлине с 1 по 16 августа 1936 г. На церемонии открытия игр в августе 1936 г. в Берлине выступил всемирно известный шведский ученый Свен Гедин, который, обращаясь к молодежи, говорил: «Путь, на который вы вступили, ведет через бури нашего времени в мир несокрушимой красоты, людей, живущих в счастье, братстве и гармонии. Лишь те борцы, кто в борьбе за высочайшие олимпийские идеалы способен пойти на битву за эти идеалы и сохранить их в своем сердце, достойны высочайшей награды из всех — бессмертия» (цит. по: Хозиков В. Забытый кумир фюрера. М., 2004. С. 549). В играх приняли участие 4066 спортсменов из 49 стран. Парусная олимпийская регата проходила в Киле. СССР в играх не участвовал (советская команда впервые приняла участие в Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 г.). На XI летних Олимпийских играх Германия впервые в истории Олимпийского движения заняла 1-е место по числу завоеванных медалей.
57. «Бисмарк» (нем. «Bismark») — линейный корабль германского флота; стал первым кораблем своего класса, получившего такое же название. Заложен в июле 1936 г. на военно-морской верфи «Блом унд Фосс» (Гамбург); спущен на воду в феврале 1939 г. Назван в честь князя Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка Шёнхаузена (1815-1898). Водоизмещение 52 300 т, скорость хода до 29 узлов. Вооружение: 8x380- мм орудий SK L/47; 12х150-мм орудий; 16х105-мм зенитных орудий; 16х37-мм зенитных орудий; 12х20-мм зенитных пулеметов. Корабль был оборудован сдвоенной катапультой для подъема самолетов и нес на борту 6 самолетов Arado. Экипаж: 103 офицера и 1962 унтер-офицера и матроса. В апреле 1941 г. вышел в море в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» и вошел в состав эскадры адмирала Г. Лютьенса. 27 мая 1941 г. английский крейсер «Дорсетшир» торпедами атаковал «Бисмарк»; после взрыва торпеды сдетонировал кормовой боезапас, и корабль затонул в 400 милях от побережья Франции.
58. «Тирпиц» (нем. «Tirpitz») — второй линейный корабль класса «Бисмарк», входивший в состав германского ВМФ. Свое название получил в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица (1849-1930) — основателя современного германского флота. Заложен на верфи в Вильгельмсхафене 24 октября 1936 г.; спущен на воду 1 апреля 1939 г. Стоимость строительства линкора составила 181,6 млн рейхсмарок. В боевых действиях почти не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота. Затоплен близ г. Тромсё 12 ноября 1944 г. в результате авианалета. Тактико-технические характеристики: длина 251 м, ширина 36 м, осадка 8,6 м, водоизмещение нормальное 41 700 т, запас хода 7400 миль, скорость хода 29 узлов. Экипаж: 2092 чел. Вооружение: 8х380-мм орудий, 12х150-мм орудий, 16х105-мм орудий; зенитные установки: 16х37-мм, 12х20-мм и 6 самолетов типа Arado 196. Командиры: капитан Цур зее Ф.К. Топп (15 января — 25 февраля 1941, 25 февраля 1941 — 24 февраля 1943); капитан Цур зее Г.К. Мейер (24 февраля 1943 — 1 мая 1944); капитан Цур зее В. Юнге (1 мая — 4 ноября 1944); капитан Цур зее Р. Вебер (4 ноября — 12 ноября 1944).
59. Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нем. National- Sozialistische Deutsche Arbeiterpartei; NSDAP) — правящая партия Германии в 1933-1945 гг. Председатели: А. Дрекслер (20 февраля 1920 — 29 июля 1921); А. Гитлер (29 июля 1921 — 22 мая 1926). Руководители партии: А. Гитлер (22 мая 1926 — 29 апреля 1945); М. Борман (29 апреля — 2 мая 1945). Заместитель фюрера по партии: Р. Гесс (21 апреля 1933 — 10 мая 1941).