Поиск по документам XX века

Loading

Интервью

ИНТЕРВЬЮ – (англ. interview – встреча, беседа). Жанр в СМИ, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом и т.п. В телевизионной журналистике употребляется также термин синхрон. К интервью нельзя относить пресс-конференции: во-первых, потому, что заявления на пресс-конференции носят публичный характер, а, во-вторых, потому что вопросы журналистов не согласованы друг с другом и не позволяют создать единого материала, составляющего цельное произведение. Интервью это жанр, по отношению к которому авторское право несет определенные нюансы, зачастую интервью несет в себе очевидные признаки соавторства, поскольку лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который охраняется авторским правом. С другой стороны, и журналист, интервьюер, проявляет творчество при постановке вопросов, определении направления беседы, творчество журналиста проявляется и после завершения беседы, когда он придает более совершенную, оригинальную форму интервью. Таким образом, интервью есть результат соавторства со всеми вытекающими последствиями. Однако действующее авторское право охраняет только форму произведения: язык (языковые приемы), которым изложено произведение, художественные образы, последовательность изложения, авторское право не охраняет элементы содержания произведения, то есть собственно идеи, факты, принципы, составляющие сюжет, тему произведения. Поэтому лицо, которое сообщило только факты, идеи, принципы, использованные в произведении, не становится автором (соавтором) произведения. Тем не менее, интервью – совместное творчество.

Различают интервью-факт и интервью-мнение. В первом случае, важной и необходимой представляется информация, которой обладает интервьюируемый. Во втором случае, речь может идти о чем-либо общеизвестном, но интервьюируемый имеет право на оценку, разъяснения, прогнозы и т.д. По другой типологии, в зависимости от цели и способа ее достижения журналистом, интервью подразделяют на большее число разновидностей.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по тем или иным вопросам политики государства. Интервьюируемый – официальное лицо высокого ранга. Собственное мнение журналиста в этой ситуации исключено. Функция СМИ в данном случае – обеспечить тиражирование официальной точки зрения. Информационное интервью имеет целью получение определенных сведений или мнений. В этом случае собеседник лицо не всегда официальное, поэтому стилистика разговора близка к обычной, повседневной, может быть окрашена в эмоциональные тона, что всегда способствует восприятию информации. Интервью-портрет – разновидность интервью, ставит целью всестороннее по возможности раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение зачастую приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. В этой разновидности интервью важен не только текст, нередко большее значение может иметь невербальная информация. Интервью-анкета проводится обычно для выяснения мнений разных людей по определенному вопросу. Это, по сути, опрос общественного мнения. Проблемное интервью (интервью-дискуссия) предполагает откровенную публичность, в проблемном интервью позиция журналиста имеет не меньшее значение, нежели точка зрения или мнение интервьюируемого, позиция журналиста в данном случае является неким началом, точкой отсчета для совместного поиска истины.

От собственно интервью происходят другие диалогические формы телевизионной работы: беседа, пресс-конференция, дискуссия. Иногда их рассматривают как самостоятельные жанры, однако, очевидно, что они сохраняют в себе основные имманентные признаки одного большого жанра интервью.

Интервью аналитическое – разновидность общего для журналистики жанра интервью, которое является результатом фиксации в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с использованием метода интервью. Сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам, очевидно, по этой причине жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования. При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркого и очевидного применения в тексте этого метода он может определять форму публикации как диалогическую, вопросно-ответную. По этому доминирующему признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью – к информационным или аналитическим, зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?», то аналитическое интервью кроме этого содержит и анализ факта, отвечая на вопросы: «почему?», «каким образом?», «что это значит?», «каковы будут последствия?» и т.д. При этом роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации. Поставленные таким образом вопросы побудят собеседника излагать свои знания, представления, мнения о предмете будущей публикации, наполнять ответы таким содержанием, что они выявят причинно-следственные связи обсуждаемого события, будут вынесены определенные оценки, сформулирован прогноз развития события, приведены необходимые аргументы в пользу излагаемой позиции. Подобным образом содержание текста интервью наполняется элементами анализа действительности, что и делает его аналитической публикацией. Конечно, возможны и случаи, когда интервьюируемый сам осуществляет анализ событий, ситуаций, процессов, не ожидая наводящих вопросов. Однако это чаще всего бывает в том случае, когда он заинтересован в наиболее подробном, детальном освещении предмета разговора, что, конечно же, облегчает задачу автора будущей аналитической публикации. См. также Беседа, Аналитическая журналистика и ее жанры.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. КРСУ, 2002.

 

Фрагмент интервью А.И. Вольского «Смотреть открытыми глазами...» Сентябрь 1990 г.

Тут не все так просто, как кажется... Начиная с октября 1983 года Юрий Владимирович Андропов уже был тяжело болен. Но даже когда он находился в больнице, не было ни одного дня, чтобы он не приглашал к себе тех или иных руководителей, специалистов, своих помощников и не обсуждал с ними важнейшие вопросы жизни страны. Так что говорить, что он устранился от государственных и партийных дел, не приходится. У помощников был свой день, когда они встречались с Андроповым. «Моим» днем была суббота.

Приближался декабрьский Пленум ЦК КПСС, Андропов до последних дней, предшествующих Пленуму, надеялся, что выйдет из больницы. И не только он надеялся, но, по-моему, все надеялись, что так и будет. Кощунственно об этом говорить, но была даже заранее подготовлена специальная трибуна, которая могла бы «поддерживать» его во время выступления...

И.В. Сталин. Беседа с корреспондентом "Правды". 17 февраля 1951 года.

Недавно корреспондент “Правды” обратился к товарищу Сталину с рядом вопросов внешнеполитического характера. Ниже печатается ответ товарища Сталина И. В. Вопрос. Как Вы расцениваете последнее заявление английского премьера Эттли в палате общин о том, что после окончания войны Советский Союз не разоружился, то есть не демобилизовал своих войск, что с тех пор Советский Союз все больше увеличивает свои вооруженные силы?

И.В. Сталин. Ответы корреспонденту "Правды". 28 октября 1948 года.

Вопрос. Как Вы расцениваете результаты обсуждения в Совете Безопасности вопроса о положении в Берлине и поведение англо-американских и французских представителей в этом деле? Ответ. Я их расцениваю как проявление агрессивности политики англо-американских и французских правящих кругов.

И.В. Сталин. Интервью с господином Стассеном. 9 апреля 1947 года.

Стассен заявляет, что он признателен И. В. "Сталину за прием. Он, Стассен, просил о приеме для того, чтобы выразить свое уважение И. В. Сталину как главе государства. Он, Стассен, совершил интересное путешествие по европейским странам, во время которого он особенно интересовался экономическим положением отдельных стран после войны. По его, Стассена, мнению, жизненный уровень народов имеет важное значение для их процветания. Отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами имели важное значение во время войны и будут иметь важное значение и в дальнейшем.

И.В. Сталин. Интервью с Эллиотом Рузвельтом. 21 декабря 1946 года.

1. Вопрос. Считаете ли Вы возможным для такой демократии, как Соединенные Штаты, миролюбиво жить бок о бок в этом мире с такой коммунистической формой государственного управления, которая существует в Советском Союзе, и что ни с той, ни с другой стороны не будет предприниматься попытка вмешиваться во внутриполитические дела другой стороны? Ответ. Да, конечно. Это не только возможно. Это разумно и вполне осуществимо. В самые напряженные времена в период войны различия в форме правления не помешали нашим двум странам объединиться и победить наших врагов. Еще в большей степени возможно сохранение этих отношений в мирное время.
Подписка на Интервью