Поиск по документам XX века

Loading

Мейерхольд В.Э.

 Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874, Пенза-1940, Москва) - режиссер. Род. в семье предпринимателя. С детства превыше всего ставил музыку, театр, книги и поэтому во 2-й Пензенской гимназии трижды оставался на второй год. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университа, но уже на следующий год оставил его ради Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1898 был приглашен В.И. Немировичем-Данченко в труппу Московского Художественного театра, где приобрел амплуа острохарактерного актера. В 1902 Мейерхольд стал организатором и режиссером "Товарищества новой драмы", занимаясь формированием условного символистского театра. В 1906 был гл. режиссером в театре В.Ф. Комиссаржевской. С 1908 работал в Александрийском и Мариинском театрах, войдя в круг Петербург, лит. элиты и понимая спектакль, как изысканное праздничное, гротесковое действо. После Октябрьской рев. выехал по болезни в Крым, где арестованный А.И. Деникиным сидел в Новороссийской тюрьме, ожидая военно-полевого суда. Выпущенный на поруки стараниями друзей, Мейерхольд остался цел, т.к. в город вошли красные. Вечный экспериментатор, Мейерхольд создал новый рев. театр, который он возглавлял с 1920 по 1938. Это был народный площадной театр, публицистически острый, зрелищный и условный, как всякое искусство. А.К. Гладков вспоминал ощущение "какого-то необычного единства этой афишно-плакатной фонетики с широкими, пустоватыми коридорами... открытыми сценическими конструкциями: этими лесенками, мостиками, движущимися кругами, колесами, мельницами. Занавеса нет. Входишь и видишь это сразу на фоне неоштукатуренной кирпичной стены". Постановками "Мистерии-буфф", "Клопа", "Бани" В. В. Маяковского, "Мандата" Н.Р. Эрдмана, "Ревизора" Н. В. Гоголя и др. театр Мейерхольда приобрел громкую славу. Идеально соответствуя духу коммунистической утопии в первые годы деятельности, Мейерхольд своим искусством все более расходился с новой социалистической реальностью. В 1938 театр был закрыт, в 1939 Мейерхольд был репрессирован.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Записка Отдела культуры ЦК КПСС с согласием секретаря ЦК КПСС о необходимости внесения уточнений в оценку творческой деятельности В.Э Мейерхольда. 7 июля 1956 г.

М. Валентей – внучка известного советского режиссера В.Э. Мейерхольда просит дать объективную оценку его художественной и общественной деятельности, рассмотреть творческое наследие В. Мейерхольда. Военная коллегия Верховного Суда СССР 26 ноября 1955 года прекратила дело по обвинению В. Мейерхольда из-за отсутствия состава преступления. 27 января с.г. решением КПК при ЦК КПСС т. Мейерхольд был посмертно восстановлен в партии.

Письмо Н.П. Охлопкова в Военную прокуратуру СССР о необходимости «реабилитации» творчества В.Э Мейерхольда.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд 2 является, несомненно, одним из самых выдающихся режиссеров своего времени. Он был первым режиссером коммунистом, он организовал и руководил первым в свое время советским революционным театром, который объединил вокруг себя самых передовых, революционных драматургов.

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 10 сентября 1933 г.

За предотъездной суматохой не успели ответить на В[аше] письмо. Делаю сейчас. Едем! Лондон-Париж-Милан-Венеция-Рим-Неаполь-Бриндизи-Греция-Стамбул-Одесса-Москва - вот наш маршрут! Пишу из Vintimiglia, где застряли на 3 часа, т.к. французский поезд опоздал на час, а итальянский тем временем ушел. Привет!

З.Райх и В.Э. Мейерхольд - А.А. и И.М. Майским. 31 августа 1933 г.

Все жду и жду «удара нежных чувств» 1, чтоб написать Вам, Агния Александровна и Иван Михайлович, самое лирическое письмо, какое возможно, но... голова пуста и чувства охладели в эдакую тропическую жару. Из 18 дней в Европе - самое приятное это «лондонская неделя» и Ваше исключительное теплосердечие. Эпистолярный талант (надеюсь временно) меня покинул и не могу в кратких словах сказать длинное с п а с и б о... а потому ограничусь формой написания этого слова, взятой из стенгазеты моего сына.

В.Э. Мейерхольд - И.М. Майскому. 7 августа 1933 г.

Дорогой Иван Михайлович, мы едем лечиться в Vichy (Франция). Путь наш морем: Ленинград-Лондон. Потом через Калэ в Париж и Vichy. Выезжаем на пароходе из Ленинграда 8.VIII (сегодня ночью из Москвы). Мы были бы Вам очень признательны, если бы нашли возможным поручить кому-нибудь из молодежи из полпредства встретить нас. Мы по-английски ни бе, ни ме.

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 25 декабря 1931 г.

Очень жалею, что никак не мог Вас сегодня поймать, хотя несколько раз пытался это сделать и лично, и по телефону. Буду проездом назад, из Москвы в Финляндию, 29.XII , и, м[ожет] б[ыть], тогда Вас увижу. Теперь одна просьба. Податель настоящих строк - г[осподин] Карл Зундстрем* - финский журналист, который дружественно к нам расположен и который приехал на короткое время в СССР для некоторого ознакомления с нашей жизнью, особенно с ее культурными достижениями. Зундстрем* много слышал о Вас и очень интересуется Вашим театром.

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 31 января 1931 г.

Дорогой Всеволод Эмильевич! Как ни хотел я попасть на репетицию «Последний решительный»1 - не вышло. Времени не хватило. Заела предотъездная суета: мы говорили с Вами 23-го, а уехал я 27/I. Надеюсь, в следующий раз буду счастливее. Сердечный привет Вашей жене. Моя жена кланяется и желает успехов Вам обоим.

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 17 апреля 1926 г.

Прилагаю вырезки из «Дейли Телеграф», содержащие статьи Безеля ДИНА о советском театре2. В них достаточно большое место уделено лично Вам. Не знаю, насколько верно автор воспроизводит свои разговоры с Вами, но, сознаюсь, что, читая строки, посвященные этому предмету, я не мог удержаться от улыбки. На наш, советский, взгляд статьи Дина, конечно, имеют много недостатков. Но для англичан они будут, несомненно, полезны. Ибо англичане гораздо больше верят всяким сведениям о России, если они преподнесены им под соусом известного критицизма. А ведь по существу Дин, несмотря на все свои оговорки, отзывается с большой похвалой о нашем советском театре.

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 7 октября [1924]

Пишу Вам из Сочи, где провожу отпуск. Так как около 18.Х возвращаюсь домой, то начинаю думать о делах. В августе я телеграфировал в Мисхор по данному мне Вами адресу с запросом, когда Вы дадите обещанную статью. Ответа не получил и позднее даже слышал, что в Мисхоре Вас не было. Сейчас еще раз повторяю тот же вопрос. Я буду в Москве 22-25 окт[ября] проездом из Сочи в Ленинград, не приготовили ли бы Вы к этому времени статью, если раньше уже не отправили ее в редакцию «Звезды»?

И.М. Майский - В.Э. Мейерхольду. 23 июня 1924 г.

Конечно, грустно, что Вы не смогли прислать статью 2 к 15.VII, но лучше поздно, чем никогда. Поэтому убедительно прошу Вас в Крыму статью все-таки написать и прислать мне. В крайнем случае, пойдет она не в № 5, а в № 6. Впрочем, если рукопись будет получена не позже* 25 авг[уста], она еще поспеет к № 5. 
Подписка на Мейерхольд В.Э.