26 сентября 1955 г.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд 2 является, несомненно, одним из самых выдающихся режиссеров своего времени. Он был первым режиссером коммунистом, он организовал и руководил первым в свое время советским революционным театром, который объединил вокруг себя самых передовых, революционных драматургов.
Творческий и художественный вес В.Э. Мейерхольда как режиссера столь же велик и значителен, как и вес таких выдающихся деятелей советского театрального искусства как К.С. Станиславский и Вл. Ив. Немирович-Данченко. И в области драматического и области оперного искусства, и в области театральной педагогики.
Его учениками являются крупнейшие ныне режиссеры советского искусства, учившиеся или частично проходившие практику у него и оставившие после себя крупнейшее художественное наследство. К ним следует, в первую очередь, отнести С.М. Эйзенштейна и Вс. Пудовкина. Под огромным влиянием Мейерхольда находятся и лучшие достижения режиссера А. Довженко и др. мастеров искусств.
Вс. Эм. Мейерхольд воспитал целую плеяду мастеров в искусстве актера, таких как И. Ильинский, М. Жаров, М. Бабанова, Л. Свердлин, М. Царев, Е. Самойлов и др.
Отнюдь не случайна была имевшая огромное принципиальное значение для советского театра творческая связь Вс. Мейерхольда и Вл. Маяковского. Все пьесы последнего были поставлены Мейерхольдом у себя на сцене.
Мейерхольд и Маяковский – это был уже новый театр, в котором так нуждалось советское передовое искусство. К Мейерхольду шла самая смелая творчески и передовая молодежь. Он привлек к себе и таких передовых, активных, смелых новаторов драматургов, помимо Маяковского, как Вс. Вишневский, И. Сельвинский, А. Безыменский, Ю. Герман3 и др.
Имя Вс. Мейерхольда широко известно и вне пределов нашей родины. У него мировое имя. Я только что вернулся из Лондона и Парижа. Я имел возможность убедиться в том, насколько почитаемо творческое имя Мейерхольда в самых прогрессивных кругах интеллигенции.
Были у него и многие творческие заблуждения и противоречия. Но Мейерхольд творил в обстановке яростных творческих дискуссий, и это приводило к тому, что он иногда в своем творчестве, наряду с положительными результатами, явно перегибал палку. Так, например, в глубоком решении содержания «Леса» Островского существовали, как явное противоречие первому, зеленый парик на одном из персонажей, конструктивистское решение оформления спектакля. В самое передовое, глубокое и умное вклинивались досадные промахи и заблуждения. Но Мейерхольд был смелым и вечно ищущим новых путей новатором, и на этом пути у него могли быть искажения своих собственных основных творческих устремлений. Это не извиняет его, но многое объясняет в его новаторском творчестве. Собственно, ни один из критиков и искусствоведов не дал себе труда глубоко и объективно изучить творчество Вс. Мейерхольда. Одни огульно его восхваляли, превозносили до небес, не давая себе труда отнестись критически к ряду его положений в искусстве, а другие столь же огульно его ругали, обливали критическими помоями, не давая возможности замечательнейшему художнику нашего времени посмотреть критически на отдельные моменты своего творчества. Огульное восхваление и огульное отрицание его творчества мешали Мейерхольду. Но как бы не были сильны отдельные его творческие промахи, а они были и в творчестве Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова и др., положительное влияние Мейерхольда на рост искусства режиссуры и на его театральное искусство в целом трудно переоценить.
В искусстве социалистического реализма, предполагающем как основу свою высокую идейность, партийность, народность и великое творческое многообразие, имя Мейерхольда, если оно политически не дискредитировано, должно занять свое достойное место рядом с именем Станиславского и Немировича-Данченко. Творчество Мейерхольда должно стать во всех высших театральных учебных заведениях предметом подлинного объективного и строго-научного изучения.
Творческие традиции и школа режиссерского искусства Мейерхольда должны быть активнейшим стимулом в развитии искусства советского театра, а само его имя, как и имя Станиславского и Немировича-Данченко, – боевым призывом к смелым творческим дерзаниям и новаторству, в котором так нуждается современное театральное искусство.
Народный артист СССР,
Главный режиссер театра им. Маяковского Н. Охлопков
Ф. 5. Оп. 36. Д. 21. Л. 11–13. Копия.
1 Кроме письма Н.П. Охлопкова в ЦК КПСС и в Военную прокуратуру СССР, письма с просьбой о реабилитации В.Э. Мейерхольда писали: Ю. Завадский, Г. Александров, Р. Симонов, А. Яблочкина, М. Бабанова, А. Попов, Л. Руднев, С. Образцов, Ю. Шапорин и др. Все письма представляют собой копии. По-видимому, они были собраны в ЦК КПСС при решении вопроса о реабилитации В.Э. Мейерхольда. (Ф. 5. Оп. 36. Д. 21. Л. 1–185).
2 Мейерхольд В.Э. (1874–1940) – режиссер, народный артист Республики, с 1898 г. актер Московского художественного театра, затем актер и режиссер в Харькове, Николаеве, Петербурге и др. В 1920–1938 гг. возглавлял театр в Москве (Театр им. Вс. Мейерхольда). Автор постановок: «Мистерия – Буфф» (1921), «Клоп» (1929), «Баня» (1930) и др. Репрессирован. (в ХРОНОСе читайте статью Мейерхольд Всеволод Эмильевич)
3 Для театра им. Вс. Мейерхольда были написаны следующие пьесы: Ю.П. Германом «Вступление», И.Л. Сельвинским «Командарм-2», Вс. В. Вишневским «Первая конная», А.И. Безыменским «Выстрел».
Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.idf.ru/
Фотография Мейерхольда перепечатывается с сайта http://www.russianculture.ru/