Поиск по документам XX века

Loading

Толстой Л.Н.

Лев Николаевич Толстой работы И.Н. Крамского. 1873 г.

 

Толстой Лев Николаевич (1828, имение Ясная Поляна Тульской губ. - 1910, станция Астапово Рязано-Уральской ж.д.) - писатель. Родился в аристократической графской семье. Рано остался без родителей и жил у родственников. В 1844 поступил на вост. ф-т Казанского унта, но фактически не занимался и, не имея возможности сдать экзамены, перевелся на юридический ф-т, где продолжал вести светский образ жизни. В 1847 он оставил ун-т и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил "очень безалаберно". Но все это время в нем проходила напряженная духовная работа: Толстой пытался понять мир и свое место в нем. В 1851 поступил на военную службу на Кавказе и начал серьезно заниматься литературой: были написаны "Детство", "Отрочество", рассказы. В 1854 Толстой участвовал в обороне Севастополя. В 1856 в чине поручика оставил военную службу, путешествовал по Западной Европе. Вернувшись в Россию, стал мировым посредником, приняв участие в проведении крестьянской реформы, но вызвал неприязнь помещиков защитой крестьянских интересов и был освобожден от должности.

В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа, ставшая для Толстого "поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться". Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения. В 1862 Толстой женился на С.А. Берс и поселился в Ясной Поляне, где написал романы "Война и мир", "Анна Каренина" и др. В 1884 переехал в Москву, где участвовал в переписи населения. Социально-религиозные и философские искания привели Толстого к созданию собственной религиозно-философской системы (толстовства), изложенной им в статьях "Критика догматического богословия", "В чем моя вера" и др. Толстой проповедовал в жизни и художественных произведениях ("Воскресение", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната" и др.) необходимость нравственного усовершенствования, всеобщую любовь, непротивление злу насилием, за что подвергался нападкам как со стороны революционно-демократических деятелей, так и со стороны церкви, от к-рой Толстой был отлучен решением Синода в 1901. Никогда не оставаясь равнодушным к страданиям людей, он боролся с голодом в 1891, выступил со статьей "Не могу молчать", протестуя против смертных казней в 1908, и др. Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем рядом находившиеся крестьяне, Толстой в окт. 1910, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от "круга богатых и ученых". Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне. А.М. Горький сказал о нем: "Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Подробнее читайте ст. Толстой Лев Николаевич на портале ХРОНОС.

Тыркова А.В. Дневники. 1910.11.19 [ Душа все еще полна Толстым ]

Душа все еще полна Толстым. Его уход поднял в мире еще не бывалую волну. В течение двух недель мы точно слышали дыхание всего человечества, которое думало, горевало, радовалось, гордилось. И надо всем этим сияло ясное и глубокое сознание, что, уходя, Толстой на мгновенье открыл перед нами дверь в бесконечность. Она закрылась за ним, но мы что-то видели. И этого ощущенья никогда уже нельзя забыть. Только теперь, когда он ушел от нас, я поняла, что, пока он был жив, между нами был человек, настоящий, подлинный, физический человек, такой же, как мы и в то же время дававший нам живую связь с бесконечностью. И со всех сторон слышно одно — он не умер, он с нами. Женичка говорит мне: «Когда я думала о Комиссаржевской, мне трудно было поверить, что она умерла. О Толстом я просто знаю, что он не умер».

Тыркова А.В. Дневники. 1910.11.09 [Смерть Толстого]

...Мы пошли с Вильямсом (173) к Милюкову. Павел Николаевич сначала улыбался, может быть, потому, что я очень волновалась. Потом стал серьезен. Особенно после того, как к нему позвонил И. И. Петрункевич и тоже сказал, что надо создавать какой-нибудь комитет. Милюков сейчас же телефонировал М. М. Ковалевскому (174). Оказалось, что там уже назначено на вечер собрание, по инициативе Н. Ф. Анненского. Представители редакций, литературных обществ, депутаты. Конечно, и Милюков и его жена тоже были против панихид. Да и не связывалась мысль о Толстом с чем-нибудь церковным. На улице у газетчиков уже были траурные, экстренные №№ «Речи». Какой-то толстый, щеголеватый студент подошел...

Письма П.А. Столыпина Л.Н. Толстому. 23 октября 1907 г.

Письмо Ваше получил и приказал пересмотреть дело Бодянского. Если есть возможность, конечно, он будет освобожден. Не думайте, что я не обратил внимания на Ваше первое письмо. Я не мог на него ответить, потому что оно меня слишком задело. Вы считаете злом то, что я считаю для России благом. Мне кажется, что отсутствие «собственности» на землю у крестьян создает все наше неустройство.

Тыркова А.В. Дневники. 1903.10.12. У Толстого.

Передо мной стоял широкоплечий сутуловатый старик в желтом крестьянском халате. Лицо морщинистое, мужицкое; высокий и выпуклый облысевший лоб точно закрывает всю остальную часть лица. Только глаза под седыми нависшими бровями в глубоких впадинах блестят сильным зеленым светом. Но я не сразу заметила этот блеск. Старчество, вот что прежде всего бросилось мне в глаза и смутным чувством досады кольнуло меня. Толстой (62) великан. Толстой вне времени - и вдруг старик, которого уже тянет к земле. Ласково и радостно расцеловался он с Дм[итрием] Ивановичем Шаховским] ...
Подписка на Толстой Л.Н.