Поиск по документам XX века

Loading

Речь Народного Комиссара Промышленности строительных материалов СССР Соснина Л. А. (29 мая 1939 г.)

Председательствующий. Слово предоставляется Народному Комиссару Промышленности строительных материалов СССР тов. Соснину.

Соснин Л. А. Поставленный Правительством вопрос о создании общесоюзного Народного Комиссариата по строительству является крупнейшим мероприятием в осуществлении грандиозной строительной программы, принятой XVIII съездом нашей партии.

За годы первой и второй пятилеток построены тысячи крупных предприятий, полностью освободивших нашу страну от иностранной зависимости. Из года в год, из пятилетки в пятилетку растут затраты на капитальное строительство.

192 млрд. руб. вкладывается в капитальное строительство в третьей пятилетке, а это больше того, что было дано на капитальное строительство в первой и второй пятилетках, вместе взятых.

Эти цифры ярко и убедительно говорят об огромных преимуществах нашей социалистической системы. Наши достижения в строительстве были бы значительно большими, если бы строительные организации четко и своевременно выполняли указания ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР.

В специальном постановлении от 11 февраля 1936 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком Союза ССР выявили все недочеты, имеющиеся в строительстве, и дали совершенно конкретные указания для улучшения строительного дела. Все эти указания остаются в силе и на сегодняшний день.

[410]

В этом постановлении ЦК ВКП(б) и Совнаркома подчеркивается недопустимо высокая стоимость строительства, являющаяся следствием полукустарных методов работы, при которых каждая новая стройка заново создает все строительное хозяйство.

Постановление особо отмечает слабое использование наличного парка строительных механизмов и отставание производства строительных материалов от потребностей строительства.

Основным условием улучшения и упорядочения строительства ЦК и СНК считают

«переход от кустарщины и партизанщины в строительном деле на путь крупной строительной индустрии».

У нас имеются все условия и все возможности для того, чтобы точно выполнить эти совершенно ясные указания партии и Правительства.

Я хочу остановиться на трех основных вопросах: во-первых, на использовании механизмов; во-вторых, на организации производства специальных работ; в-третьих, на производстве строительных материалов и строительных деталей.

«Механизация» строительных работ, которая нам досталась от дореволюционной России, была крайне несложной: вместо экскаваторов и автотранспорта — грабари, вместо лебедок и подъемных кранов — «дубинушка», вместо строительных подъемников — «коза» — та знаменитая скамейка, при помощи которой каменщики на своем горбу таскали кирпич в верхние этажи.

Нужно отметить, что все эти виды выброшенной нами давно «механизации» сейчас довольно широко начинают внедрять в Америке на общественных работах как средство борьбы с безработицей.

Наша страна производит сейчас все виды строительных механизмов—экскаваторы, краны, электровибраторы, электроинструменты и др.

Однако нужно сказать, что используют механизмы даже на крупных стройках все еще плохо. Такие механизмы, как бетономешалки, растворомешалки и др., у нас не дефицитны. Поэтому любая стройка старается приобрести возможно большее количество строительных механизмов, совершенно не учитывая объем своей работы. И получается, что на ряде строек объем работ для закупленных механизмов оказывается крайне недостаточным. Выполнив свою работу, стройки прекращают дальнейшее использование закупленных механизмов и ставят их на склад.

[411]

На многих строительствах, в том числе и крупных, отсутствуют специальные организации, ведающие эксплоатацией и ремонтом механизмов. Обыкновенно все машины передаются в полное распоряжение отдельных прорабов. Последние, будучи строителями, а не механиками, не имея зачастую хорошей ремонтной базы и подготовленных кадров, конечно, не могут правильно эксплоатировать механизмы. Отсюда—поломки машин и затяжной характер ремонта.

Товарищ Микоян правильно указал, что установилась вредная практика переброски механизмов с одного конца Союза в другой, вызываемая не целесообразностью, а узкими ведомственными целями. Обыкновенно при такой переброске обслуживающие механизмы работники не следуют за ними, а переходят на своей же стройке на другую работу.

Сложные механизмы, прибыв на другую стройку, попадают в руки новых, часто малоквалифицированных работников, а отсюда последствия — частые поломки машин, низкая их выработка и вынужденные простои.

Что нужно сделать для того, чтобы упорядочить использование механизмов?

Мы имеем прекрасный опыт работы машинно-тракторных станций, где сосредоточены наиболее сложные сельскохозяйственные машины. Машинно-тракторные станции имеют постоянные кадры, стационарные ремонтные базы, имеют всегда исправный парк необходимых машин. Любой колхоз может заключить договор с МТС на производство нужных ему работ.

Мне кажется, что опыт МТС необходимо перенести в строительство. Нужно в наиболее крупных строительных районах создать машинно-прокатные базы, имеющие у себя парк наиболее сложных машин, ремонтную базу и постоянные кадры.

Такие стационарные организации будут по-настоящему следить за машинами, значительно повысится коэффициент использования механизмов. Организация таких баз устранит узковедомственную переброску машин из одного конца Союза в другой.

Следующий вопрос, заслуживающий серьезного внимания, — вопрос о производстве специальных работ.

Я имею в виду работы по строительству железнодорожных путей, водопровода, канализации, по монтажу металлоконструкций, буровзрывные работы и др.

[412]

У нас нет таких строек, которые могли бы сами своими силами производить эти работы. Поэтому каждая стройка должна прибегать в таких случаях к услугам специальных организаций.

В Наркомтяжпроме, до его разделения, имелись специальные тресты для производства указанных работ, которые по существу являлись общесоюзными трестами. Сейчас, при разделении Наркомтяжпрома, эти тресты разделены между отдельными вновь созданными наркоматами.

У новых наркоматов, получивших при разделении специальные строительные тресты, появились ведомственные тенденции приспосабливать их в основном для своих нужд. Это вызвало создание в других наркоматах аналогичных, подчас мелких, кустарных специальных строительных организаций. Это, конечно, резко усложняет работу, создает ненужный и вредный параллелизм.

Создание специального строительного наркомата, работающего исключительно на подрядных началах, имеющего территориальные строительные тресты, машинно-прокатные базы, объединяющего у себя производство всех специальных строительных работ, кладет конец тем остаткам кустарщины и партизанщины, о которых говорилось в решении ЦК ВКП(б) и Совнаркома от 11 февраля 1936 г.

Укрепление подрядного начала в строительстве, несомненно, упорядочит использование государственных средств и обеспечит необходимое удешевление строительства.

Вопрос, разрешение которого в значительной степени предопределяет наши успехи в индустриализации и удешевлении строительства, — это производство строительных материалов и строительных деталей.

Практика показала, что одной из основных причин, препятствующих более широкому размаху строительства и снижению себестоимости, является недостаточное и несвоевременное снабжение строек строительными материалами и особенно строительными деталями.

Организация производства строительных материалов за истекший период отличалась у нас некоторым своеобразием. До самого последнего времени каждая стройка создавала у себя по строительным материалам своего рода натуральное хозяйство: сама заготовляла и пилила лес, приготовляла строительные «детали, делала кирпич, обжигала известь. И по мере сокращения и окончания работ на стройке вначале сокращалось, а потом и вовсе прекращалось

[413]

производство строительных материалов. Поэтому каждая новая стройка, развертывавшаяся в данном районе, принуждена была вновь организовывать производство стройматериалов. Подчинение предприятий по производству строительных материалов отдельным стройкам было правильным в период первой и начала второй пятилетки, когда стройки возникали во всех концах страны, в необжитых районах, когда стройки вынуждены были сами производить ряд необходимых для строительства материалов. Сейчас положение изменилось. Наши стройки стоят буквально плечом к плечу. Поэтому уже нет надобности в том, чтобы каждая стройка организовывала у себя производство строительных материалов.

Созданный по решению Правительства Наркомат строительных материалов работает пока еще плохо и далеко не удовлетворяет потребности страны в строительных материалах.

Большинство союзных республик до сего времени не организовало еще у себя главные управления по промышленности стройматериалов. В некоторых республиках при организации главных управлений по промышленности стройматериалов пытаются копировать структуру союзного наркомата: создают отраслевые главки, тресты. Этим самым может создаться положение, при котором кирпичные, алебастровые и другие заводы в одной области будут подчинены различным трестам и главкам.

Нам кажется, что Управление местной промышленностью стройматериалов должно быть организовано по территориальному признаку путем создания в областях территориальных трестов по производству строительных материалов.

И последний вопрос, разрешение которого должно резко изменить весь характер строительства, — это вопрос о производстве конструкций и строительных деталей.

Товарищ Молотов в своем докладе на XVIII съезде партии особо подчеркнул необходимость широкого применения стандартных строительных деталей как одного из непременных условий для осуществления скоростного строительства. Между тем нынешнее состояние производства строительных деталей не обеспечивает еще массового перехода на скоростное строительство. Даже в Москве, где производство деталей наиболее развито, существующие предприятия едва покрывают 50 % потребности.

Удешевление строительства, экономия материалов, вопрос о рабочей силе, быстрота строительства—все это в конечном результате

[414]

разрешается степенью обеспеченности строек готовыми стройдеталями и конструкциями.

Расширение производства стройдеталей требует резкого улучшения проектирования. Ряд наркоматов до сего времени не навел порядка в проектном деле. До сего времени проектируют гаражи, конторы, проходные будки, склады, столовые и т. д., т. е. все то, что повторяется в проектах каждого завода и фабрики. Такие проекты отличаются один от другого только размерами дверей, окон, ступеней. Достаточно сказать, что московские заводы стройдеталей выпускали в 1938 г. 136 типов ступеней, 126 типов железобетонных плиток, 103 типа подоконников и т. д. Все эти детали разнятся одна от другой буквально несколькими миллиметрами. Между тем заводы-изготовители, меняя ассортимент, тратя время на перемену форм и переналадку станков, значительно снижают свои мощности.

Только одно применение стандартов уже сейчас даст возможность снизить стоимость стройдеталей и увеличить их выпуск на существующих заводах минимум на 20 %.

Создание Народного Комиссариата по строительству и упорядочение производства стройматериалов коренным образом улучшат работу строительных организаций.

Армии советских строителей, построившей за годы первой и второй пятилеток тысячи новых передовых предприятий, в третьей сталинской пятилетке предстоит выполнить еще более грандиозные задачи. В третьей пятилетке наша необъятная родина покроется еще более густой сетью заводов, фабрик—этих грандиозных памятников социализма—не мертвых сфинксов и пирамид, а живых, действенных памятников великой сталинской эпохи.

Партия и Правительство создали строителям все условия для того, чтобы успешно выполнить третью пятилетку. Победа строителей обеспечена тем, что нами повседневно руководит партия большевиков, нами руководит великий строитель—строитель бесклассового социалистического общества, строитель радостной, свободной и счастливой жизни — великий Сталин! (Аплодисменты.)

[415]

Персоналии:

Дата: 
29 мая, 1939 г.