Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Ивановского Г. И. (29 мая 1939 г.)

Председательствующий. Переходим к обсуждению вопроса об образовании общесоюзного Наркомата по строительству. Слово в порядке записи имеет депутат Ивановский.

Ивановский Г. И. (Криворожский округ, Украинская ССР). Товарищи депутаты! Совет Народных Комиссаров Союза ССР внес на рассмотрение Третьей Сессии Верховного Совета

[403]

проект закона об образовании Народного Комиссариата по строительству. Заместитель Председателя Совнаркома СССР товарищ Микоян в своем докладе с исчерпывающей ясностью показал жизненную необходимость создания такого наркомата.

Это мероприятие явится большим событием в жизни нашей страны и поможет дальнейшему развитию нашей социалистической промышленности. Создание Наркомата по строительству прямо вытекает из исторических решений XVIII съезда большевистской партии, полностью соответствует грандиозному плану нового строительства в третьей сталинской пятилетке. Это мероприятие целиком отвечает осуществлению исторических задач, которые поставлены нашим великим Сталиным.

За годы двух сталинских пятилеток в итоге побед, одержанных народами Советского Союза под руководством коммунистической партии и великого Сталина, Союз Советских Социалистических Республик превратился в могучую державу с гигантской социалистической промышленностью и самым крупным в мире социалистическим сельским хозяйством, основанным на коллективном труде и передовой технике.

По темпам роста социалистическая промышленность стоит на первом месте в мире. Ни в одной стране нет такого бурного роста промышленности. По технике производства и темпам развития промышленности СССР догнал и перегнал главнейшие капиталистические страны.

Победы, одержанные трудящимися СССР в области промышленности, не имеют себе равных в истории. За годы двух сталинских пятилеток успешно развернулась техническая реконструкция промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Только во второй пятилетке были введены в действие новые и реконструированные предприятия стоимостью в 103 млрд. руб.

Построен ряд очень мощных предприятий металлургии, машиностроения, таких, как Кузнецкий, Магнитогорский, Уральский, Ново-Краматорский. Построено много новых заводов таких отраслей промышленности, каких старая Россия не знала вовсе: в области тракторостроения, автомобилестроения, авиапромышленности.

Как видите, товарищи депутаты, вопросы промышленного строительства имеют большое значение в укреплении мощи нашей родины.

Планом третьей сталинской пятилетки предусмотрен дальнейший расцвет социалистической промышленности и всего народного

[404]

хозяйства, еще больший объем нового капитального промышленного строительства. Это полностью соответствует указаниям нашего вождя товарища Сталина о том, чтобы в ближайшие 10—15 лет догнать и перегнать главные капиталистические страны и в экономическом отношении.

«Выполнение третьего пятилетнего плана, — как говорил товарищ Молотов в своем докладе на XVIII съезде ВКП(б),— во многом должно предрешить решение этой задачи».

План третьей сталинской пятилетки является планом дальнейшего роста всей нашей промышленности и всего социалистического народного хозяйства. Планом предусматривается особенно крупный рост оборонной промышленности.

Эта грандиозная программа потребует колоссальных капиталовложений в новое строительство, еще большего развития и размаха промышленного строительства. Сумма капитальных работ установлена третьим пятилетним планом в 192 млрд. руб. против 114,7 млрд. руб. во второй пятилетке.

Как видите, товарищи депутаты, в области капитального строительства перед нами стоят серьезные и почетные задачи, требующие уже совершенно иного подхода к их решению, чем это было в первой и даже во второй пятилетках.

Планом третьей сталинской пятилетки предусматривается полное окончание строительства ряда металлургических заводов: Магнитогорского, Криворожского, Азовстали; полное завершение реконструкции таких заводов, как Макеевский, им. Кирова, им. Дзержинского и т. д.; большое строительство ряда новых доменных и мартеновских печей, прокатных станов и т. д. Предусматривается также развитие металлургической базы как на юге, так и особенно на Урале—Востоке. Намечен широкий план жилищно-культурного и бытового строительства.

Такой грандиозный план капитального промышленного строительства безусловно требует как совершенно иных методов работы, так и иных принципов организационного управления. Быстрейшее осуществление намеченной программы промышленного строительства требует большей маневренности в работе промышленно-строительных организаций, образцовой организации труда строителей и полного использования оборудования, механизмов, стройматериалов и т. д.

Все это можно осуществить значительно лучше при наличии единого управления промышленным строительством, единого и стройного руководства им. Выполнить план промышленного

[405]

строительства в третьей пятилетке, особенно крупных строек, вряд ли можно так хорошо, как это нам нужно, когда промышленное строительство разрознено по отдельным наркоматам.

При существующей системе даже внутри наркоматов неправильно распределяются и недостаточно используются стройматериалы, механизмы. Нередко в одном строительном тресте наркомата имеются механизмы и материалы в излишке, тогда как в другом их не хватает, а перераспределение этих средств из одного строительного треста в другой сопряжено с большими трудностями.

В первые две пятилетки проделана громадная работа по промышленному строительству. Нужно, однако, сказать, что существующая система управления промышленным строительством в ряде случаев была тормозом дальнейшего улучшения этой важнейшей работы.

Товарищи депутаты! Я приведу ряд примеров, иллюстрирующих организационные недостатки существующей системы промышленного строительства.

Я работал на Криворожском металлургическом заводе. На этом заводе строилась и сейчас пущена мощная домна объемом в 1 300 кубометров. В процессе строительства потребовалось приспособление для подъема наклонного моста домны. Это сложное приспособление. Для его изготовления необходимо продолжительное время. Такое приспособление имелось на строительстве завода Запорожсталь и применялось на других менее ответственных объектах.

Я поднял вопрос о временной переброске этого приспособления на Криворожский завод. Но в течение трех месяцев так ничего и не добился. Пришлось самим изготовить такое приспособление. На это понадобилось около полутора месяцев, а работа стояла. Вот вам следствие того, что строительство Криворожского завода входило в систему Южтяжстроя, а строительство Запорожстали — в систему Главстройпрома.

Или другой пример. В настоящее время я работаю на Макеевском металлургическом заводе имени Кирова. Там также ведется большое строительство, особенно новых прокатных станов. Это строительство входило в систему треста Донбасстяжстрой. Строительство прокатных станов на заводе имени Кирова во многих случаях тормозилось из-за недостатка стройматериалов, а в то же самое время трест Южтяжстрой имел свои лесозаготовки и мог оказать помощь Донбасстяжстрою, но этого невозможно было

[406]

добиться только потому, что тресты работали каждый порознь, хотя и находились в ведении одного наркомата.

Сейчас строительству Макеевского завода тоже нужны строительные механизмы: экскаваторы, краны. Нужны строительные рабочие ряда специальностей: маляры, штукатуры. И люди и механизмы в избытке имеются на других стройках. Но разговоры о переброске излишков оборудования и лишней рабочей силы с других строек на строительство Макеевского завода тянутся уже много времени и до сих пор ни к чему не привели.

Таких фактов, я думаю, немало и в других местах.

В последнее время в промышленном строительстве развивается замечательное движение: борьба за внедрение скоростных методов строительства. Имеется много прекрасных примеров скоростного строительства во всех наркоматах. Но все это разрознено, опыт скоростного строительства не обобщается, быстро не внедряется и не нашел еще себе достаточного места во всей системе промышленного строительства.

Кроме того, необходимо отметить, товарищи депутаты, что перед наркоматами поставлены задачи большой важности: улучшить работу действующих агрегатов, действующих цехов и предприятий, увеличить их производительность, улучшить качество продукции, навести порядок в финансах.

Требования к предприятиям значительно возросли.

Ясно, что наркоматы не в состоянии уделить должного внимания своему промышленному строительству и особенно крупным стройкам. Вопрос об образовании специального Наркомата по строительству, общесоюзного наркомата, который занимался бы в первую очередь крупными стройками и связанным с ним жилищным строительством, вполне назрел и требует безусловно, положительного разрешения.

Поэтому, товарищи депутаты, я полностью поддерживаю предложение нашего Правительства об образовании такого наркомата и высказываюсь за принятие закона об образовании общесоюзного Народного Комиссариата по строительству.

Я считаю, что проведение этого мероприятия полностью обеспечит достойное выполнение плана третьей сталинской пятилетки в области капитального строительства, обеспечит решение задач, поставленных перед нами историческим XVIII съездом большевистской партии, поставленных перед трудящимися нашей страны великим, родным Сталиным. (Продолжительные аплодисменты.)

[407]

Персоналии:

Дата: 
29 мая, 1939 г.