Поиск по документам XX века

Loading

Речь Народного Комиссара Торговли СССР Любимова А. В. (29 мая 1939 г.)

Председатель. Слово предоставляется Народному Комиссару Торговли СССР тов. Любимову.

[312]

Любимов А. В. Товарищи депутаты! Государственный, бюджет СССР, внесенный Правительством на утверждение Третьей Сессии Верховного Совета, отражает гигантские победы, достигнутые нашей родиной во всех областях социалистического строительства под руководством нашей партии, ее Центрального Комитета и вождя народов товарища Сталина. В ярких цифрах проекта государственного бюджета 1939 г. отражены решения XVIII съезда нашей партии, дальнейшее поступательное движение вперед в деле завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Огромные успехи строительства социализма превратили нашу страну в страну передовой техники и самого крупного механизированного сельского хозяйства. На этой основе достигнут колоссальный подъем материального благосостояния и культуры нашего народа.

Бурный рост социалистической промышленности и социалистического сельского хозяйства в нашей стране неразрывно связан с невиданным подъемом материального и культурного благосостояния нашего советского народа. Одним из ярких показателей огромного роста материального благосостояния нашего народа является бурно растущий товарооборот. Если в 1933 г. розничный товарооборот и оборот предприятий общественного питания составлял 49,7 млрд. руб., то уже в 1938 г. он достиг 138,5 млрд. руб. План 1939 г. предусматривает дальнейшее увеличение реализации товаров, размер которой доводится до 154 млрд. руб., т. е. дает увеличение на 12,4 % по отношению к 1938 г.

Таким образом, в 1939 г. объем розничного товарооборота и оборота предприятий общественного питания возрастает по сравнению с 1933 г. больше чем в 3 раза. Еще более разителен этот рост по союзным республикам. Если в целом по Союзу среднегодовой рост товарооборота в 1939 г. определен в 12,4 %, то по союзным республикам он значительно выше. Так, товарооборот Азербайджанской Республики в 1939 г. растет на 13,6%, Казахской Республики — на 15,5, Узбекской Республики — на 16,1, Туркменской Республики — на 18, Киргизской Республики — на 18,8, Таджикской Республики — на 19,1 % к обороту 1938 г.

Совершенно бесспорно, что такой оборот и такой рост товарооборота возможны только в стране победившего социализма.

[313]

Огромное значение в деле улучшения и расширения советской торговли имели проведенные партией и Правительством меры по очищению торгующих организаций от вражеских элементов. Приход на руководящую работу в торговлю молодых, проверенных большевистских кадров, широкое развертывание социалистического соревнования и общий подъем благосостояния, мощи и культуры нашей страны обусловили выполнение и перевыполнение плана товарооборота I квартала 1939 г., в отличие от четырех предыдущих лет, когда план I квартала по товарообороту не выполнялся.

План I квартала текущего года выполнен торгующими организациями Союза на 104,6 %, тогда как в 1937 г. план I квартала был выполнен на 95,7 %, а в 1938 г. — на 94,4 %.

В этом году удельный вес товарооборота I квартала в годовом плане составляет 24,6 % против 22,6 % в 1938 г.

Апрель этого года показывает дальнейшее нарастание темпов выполнения плана. План II квартала в апреле выполнен на 36 %. Таких положительных результатов советская торговля» добилась в этом году исключительно благодаря повседневной помощи и заботам нашего Советского Правительства, партии, ее Ленинско-Сталинского ЦК и лично товарища Сталина.

Исключительна роль советской торговли в выполнении плана доходов, запроектированного государственным бюджетом. Народный Комиссар Финансов СССР тов. Зверев в своем докладе указал, что огромное значение в выполнении государственного бюджета имеет налог с оборота. Вполне понятно, что налог с оборота, запроектированный в государственном бюджете на 1939 г., в значительной мере зависит от работы торгующих организаций.

В 1938 г. в результате неудовлетворительной работы торгующие организации недодали государству огромную сумму поступлений в бюджет. Только из-за невыполнения плана реализации хлебобулочных и мучных товаров в 1938 г. недодано в бюджет свыше 1 млрд. руб. В этом году торгующие организации имеют все необходимые предпосылки для нормального выполнения и перевыполнения намеченного плана реализации товаров. План товарооборота 1939 г. полностью обеспечен товарными ресурсами, в частности план реализации хлебобулочных и мучных товаров в I квартале идет с перевыполнением, и предложение Бюджетной Комиссии, выраженное в содокладе депутата Хохлова, в части увеличения налога с оборота, является реальным. Можно

[314]

с уверенностью заявить, что определенный Правительством план реализации товаров в 1939 г. будет выполнен. Это подтверждается улучшением работы промышленных предприятий, выпускающих товары ширпотреба. Это подтверждается опытом работы торгующих организаций в I квартале.

Продажа товаров в I квартале этого года против I квартала 1938 г. составляет: по мясу—155,8 %, по маслу—146,3, по колбасным изделиям—117,8, по птице—165, по консервам—154, по кондитерским изделиям—125 %. Также выполнен план продажи хлопчатобумажных тканей, шерсти, обуви и других товаров.

Однако нужно сказать, что перевыполнение плана товарооборота в I квартале не ослабило спроса населения на товары. Повышение материально-культурного уровня трудящихся ведет ко все растущему спросу, и мы с удовлетворением этого спроса сейчас не справляемся.

На XVIII съезде партии товарищ Молотов в своем докладе, а также товарищ Микоян в своей речи подтвердили, что мы не удовлетворяем возросшего спроса населения на товары, что спрос на товары у нас растет значительно быстрее, чем их производство.

В решениях XVIII партийного съезда даны исчерпывающие указания о развертывании производства товаров широкого потребления в третьей сталинской пятилетке. Основная наша задача заключается в том, чтобы бороться за выполнение этих решений, ликвидируя недостатки, которые имеются в торгующих организациях. Не может быть терпимо, например, неравномерное планирование завоза товаров в отдельные края и республики, зачастую создающее искусственные перебои в снабжении отдельными видами товаров.

Нельзя также не остановить внимания на фактах невыполнения отдельными нашими республиками плана товарооборота в I квартале. Если в целом план товарооборота перевыполнен, то, например, Наркомторг Грузинской Республики выполнил план товарооборота в I квартале только на 97,8 %, Наркомторг Казахской Республики—на 97,8, Наркомторг Узбекской Республики—на 98,2 %. Недопустимо отставание Наркомторга Туркменской Республики, который дал в I квартале всего лишь 94,7 % выполнения плана.

Важнейшей задачей работников советской торговли, наряду с ликвидацией неравномерного завоза товаров, ликвидацией залежей

[315]

товарных запасов, которые еще имеют место в отдельных торгующих организациях, является еще более энергичная борьба за лучшее удовлетворение товарного спроса и особенно за расширение товарных ресурсов, за всемерное увеличение товарных фондов путем лучшего и наиболее полного использования богатейших местных возможностей. Возможности эти у нас действительно колоссальны.

Местная промышленность и промкооперация, к сожалению, еще не сумели использовать эти богатейшие возможности. Таким областям, как Горьковская, Калининская, Тульская, Ярославская, имеющим все условия для успешного развертывания производства мебели и других разнообразных изделий ширпотреба из дерева, приходится завозить эти товары из других районов. В таких областях, как Орловская, Куйбышевская, Чкаловская, Новосибирская, Смоленская, не используются исключительно благоприятные возможности для заготовки сельскохозяйственных незерновых и молочнокислых продуктов. Мало и плохо используются местные водоемы для вылова свежей рыбы. Известно, что недостаточно удовлетворяется спрос населения на металлические товары ширпотреба (посуда, ножи, вилки, ложки, кровати и т. п.), между тем в таких областях, как Московская, Свердловская, Харьковская, где сосредоточена крупнейшая промышленность, металлические отходы этих предприятий используются чрезвычайно слабо.

Решение этих вопросов явилось бы серьезнейшим подспорьем в увеличении товарных ресурсов страны, в удовлетворении спроса населения и дало бы дополнительные источники дохода в наш государственный бюджет.

Наркомфин СССР и Государственный банк обязаны перестроить свою работу и создать необходимые финансовые условия для стимулирования предприятий местной промышленности и промкооперации, расширяющих производство товаров ширпотреба для рынка.

Нужно сказать, товарищи, что промышленные предприятия, выпускающие товары широкого потребления, — Наркомтекстиль, Наркомлегпром, Наркомпищепром значительно улучшили свою работу по выпуску товаров широкого потребления. Они выполняют и перевыполняют план.

Но необходимо обратить внимание на улучшение качества продукции товаров широкого потребления, выпускаемых этими наркоматами. Необходимо напомнить, что наш советский народ должен получать самую лучшую, самую красивую ткань в мире.

[316]

Есть и такие наркоматы, которые не выполняют своих обязательств по выпуску товаров широкого потребления. Я хочу сказать о наркоматах машиностроения, о Наркомате черной металлургии, о наркомместпромах, не выполняющих установленных для них программ по выпуску металлоширпотреба. Мы хотим, чтобы работники металлопромышленности оказали нам помощь в удовлетворении спроса населения, обеспечив выполнение плана выпуска товаров широкого потребления.

Химическая промышленность, которая неплохо выполняет план по выпуску резиновой обуви для машин, должна, наконец, выполнить план и по выпуску резиновой обуви для нашего населения. Мы считаем, что работники резиновой промышленности обязаны не только выполнить, но и перевыполнить этот план и ликвидировать задолженность населению по выпуску резиновых галош и резиновой обуви. Эти мероприятия позволили бы нам значительно улучшить удовлетворение спроса нашего населения и помогли бы выполнению государственного бюджета.

Основным рычагом дальнейшего развертывания товарооборота является устойчивое, прочное финансовое состояние торгующих организаций. С этим вопросом до самого последнего времени и в Наркомторге СССР и в торгующих организациях дело обстояло далеко не благополучно. В 1937 г. план накопления по организациям Наркомторга СССР был выполнен всего на 47о/о, в том числе по местной торговле—на 21%. За 1938 г. торговля недополучила накоплений в размере 710 млн. руб.

В 1938 г. план накопления выполнен в размере 60 %, причем организации союзного подчинения выполнили план накопления на 90 %, а торговые организации местного подчинения — на 43 %.

План накоплений за 1938 г., бесспорно, мог бы быть выполнен и перевыполнен, если бы торгующие организации использовали колоссальные внутренние возможности для его выполнения.

Только одни непланируемые потери в торговых организациях за 1938 г. составили 600 млн. руб. Эти цифры говорят о неудовлетворительной работе торгующих организаций, о слабом внедрении жесткого хозяйственного расчета, о недостаточно бережном отношении к государственным народным деньгам.

Предварительные данные I квартала этого года показывают, что торговые организации улучшили свою работу по выполнению плана накоплений. В частности в отличие от прошлого года,

[317]

местные торги РСФСР, Грузинской ССР идут с перевыполнением плана по накоплениям.

Однако колоссальные резервы, имеющиеся в торговых организациях в части снижения издержек обращения, в части ликвидации непланируемых потерь, должны явиться решающим фактором выполнения плана накоплений в 1939 г.

Совершенно недостаточно была в прошлом году организована работа по снижению дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность снижена на 200 млн. руб. Остаток дебиторской задолженности на 1 января 1939 г. составляет огромную сумму— 864 млн. руб., что подтверждает исключительную неупорядоченность финансового хозяйства в торговле.

В 1938 г. хотя и произошло некоторое снижение хищений и недостач в торговле как в абсолютной сумме, так и в процентах к обороту, это явление все еще остается бичом для торговых организаций. В I квартале имеется дальнейшее снижение растрат и хищений, но наличие растрат и хищений в торговле является результатом сохранившихся пережитков капитализма в сознании некоторой части торговых работников.

Очищение торгового аппарата от жульнических элементов, лучшая постановка учета и контроля торговых предприятий, улучшение качества обслуживания советского населения, налаживание с помощью местных партийных и советских организаций общественного контроля торговых предприятий будут являться важнейшим условием создания прочного финансового хозяйства в торговых организациях.

В очень серьезном финансовом прорыве до сих пор находятся торговые организации Узбекской, Азербайджанской и Туркменской ССР. Перед торговыми работниками, наркоматами и местными организациями этих республик стоит серьезная задача — упорядочить, наконец, в этом году финансовое хозяйство торговли, ибо это стало прямым тормозом для завоза товаров, ибо это поставило под угрозу обеспечение торговли в названных республиках.

Первые шаги в оздоровлении финансового хозяйства торговых организаций этих республик определены работой I квартала. Наркомфину СССР необходимо оказать помощь этим организациям в разрешении временного снижения долевого участия собственных средств в обороте, чтобы дать им возможность в течение 1939 г. ликвидировать финансовые прорывы в своем хозяйстве и обеспечить выполнение установленных для них планов государственных

[318]

накоплений, создав тем самым прочную базу для дальнейшего развертывания товарооборота.

Товарищи депутаты! Государственный бюджет 1939 г. говорит о неуклонном росте, укреплении финансового хозяйства страны и обязывает нас, Наркомторг и торгующие организации, навести большевистский порядок в финансовом хозяйстве торговли.

Партия и Правительство, местные партийные и советские организации оказывают большую повседневную практическую помощь работникам торговли. Исключительный подъем политической и производственной активности, успехи соцсоревнования, развернувшегося по выполнению плана третьей сталинской пятилетки, вселяет в нас уверенность в том, что мы справимся с задачами, поставленными партией, Правительством, товарищем Сталиным перед работниками торговли, и добьемся выполнения и перевыполнения плана 1939 г. по всем показателям. (Аплодисменты.)

Председатель. Товарищи депутаты, поступило предложение о прекращении прений. Голосую это предложение. Кто за прекращение прений, прошу поднять руки. Прошу опустить. Кто против? Нет. Кто воздержался? Нет.

Прения по докладу о государственном бюджете прекращены. Есть предложение объявить перерыв на 15 минут. Возражений нет? Нет. Объявляется перерыв на 15 минут.

(Перерыв.)

[319]

Дата: 
29 мая, 1939 г.