Поиск по документам XX века

Loading

Заключительное слово Народного Комиссара Финансов СССР Зверева А. Г. (29 мая 1939 г.)

Шверник Н. М. (Председатель). Заседание возобновляется. Переходим к заключительным словам докладчиков. Слово предоставляется Народному Комиссару Финансов СССР тов. Звереву.

Зверев А. Г. Товарищи депутаты, представленный Правительством государственный бюджет Союза Советских Социалистических Республик на 1939 г. был подвергнут на заседаниях Совета Национальностей глубокому, всестороннему рассмотрению и обсуждению. Все выступавшие депутаты указывали на то, что бюджет 1939 г. целиком и полностью исходит из директив XVIII съезда нашей партии, указаний великого Сталина и отражает народнохозяйственные задачи второго года третьей сталинской пятилетки.

Цифры, записанные в бюджете, раскрывают величественную картину дальнейшего могучего развития нашей промышленности и сельского хозяйства, дальнейшего подъема культуры и жизненного Уровня трудящихся и укрепления обороноспособности социалистического государства.

[319]

С огромным подъемом и одобрением все депутаты Верховного Совета СССР, весь советский народ встретили ассигнования на оборону, на укрепление военной мощи социалистического государства. Это говорит о пламенной любви трудящихся к своей родине, о единодушном желании еще больше крепить могущество нашей любимой Красной Армии и славного Военно-Морского Флота. Это говорит о нерушимом морально-политическом единстве нашего социалистического общества, о том, что весь наш 170-миллионный народ готов разбить наголову любого врага на его же территории.

Единодушное одобрение депутатами государственного бюджета, представленного Правительством, показывает, что он отвечает тем огромным задачам, которые стоят перед нашей страной в 1939 г.

В результате тщательного рассмотрения бюджета Бюджетная Комиссия Совета Национальностей внесла ряд предложений об изменении доходной и расходной части представленного Правительством государственного бюджета на 1939 г.

Бюджетная Комиссия Совета Национальностей предлагает увеличить бюджет по доходам на 574023 тыс. руб., из них по налогу с оборота—на 410 800 тыс. руб. и по отчислениям от прибылей— на 56622 тыс. руб. По государственному социальному страхованию Бюджетная Комиссия предлагает увеличить поступления в бюджет на 16 млн. руб.; разные доходы и поступления должны увеличиться, по мнению Бюджетной Комиссии, на 99 800 тыс. руб.

Бюджетная Комиссия, рассмотрев расходную часть государственного бюджета, предлагает уменьшить ассигнования на народное хозяйство на 226 877 тыс. руб. и на содержание органов государственного управления — на 13010 тыс. руб. Наряду с этим Бюджетная Комиссия предлагает увеличить расходы на культуру на 15 838 тыс. руб. и увеличить расходы по бюджетам АССР и местных советов — на 71 455 тыс. руб.

В результате изменений, предложенных Бюджетной Комиссией Совета Национальностей, доходная часть бюджета должна увеличиться на 574 023 тыс. руб., а расходная — сократиться на 152594 тыс. руб.

Совнарком СССР поручил мне заявить депутатам Верховного Совета СССР, что он считает целесообразным принять предложение Бюджетной Комиссии. Однако Совнарком СССР считает необходимым принять увеличение доходной части не на 574 023 тыс. руб., как это предлагает Бюджетная Комиссия Совета Национальностей,

[320]

а на 491 023 тыс. руб., т. е. на сумму, предложенную Бюджетной Комиссией Совета Союза.

Сумма дополнительных свободных средств, исходя из предложений бюджетных комиссий Совета Национальностей и Совета Союза, должна составить 643 617 тыс. руб., которые направляются в резервный фонд СНК СССР.

Кроме предложений Бюджетной Комиссии выступавшие депутаты Верховного Совета выдвинули на Сессии ряд вопросов о дополнительных ассигнованиях. Депутат Гельдыев поставил вопрос об увеличении ассигнований на дорожное хозяйство Туркменской ССР. Я должен сообщить, что по финансовому плану дорожного хозяйства Туркмении на 1939 г. СНК СССР установил размер вложений в 19 610 тыс. руб., что составляет рост против 1938 г. на 4,27 млн. руб., т. е. на 28 %. Поэтому СНК СССР поручил мне заявить, что, по его мнению, предусмотренная в финансовом плане сумма на дорожное строительство Туркмении покрывает нужды республики.

Депутат Бажулин указывал на недостаточность ассигнованных средств на жилищное строительство Таджикской ССР. Он просит увеличить средства на жилищное строительство Сталинабада. Ассигнования по бюджету на жилищное строительство в Таджикской ССР возрастают против 1938 г. на 42о/о. Поэтому предусмотренные по бюджету на 1939 г. ассигнования на жилищное строительство в размере 4,42 млн. руб. вполне покрывают нужды Таджикской ССР.

Далее, СНК СССР считает нецелесообразным увеличение Таджикской ССР ассигнований на дорожное хозяйство, так как по финансовому плану дорожного хозяйства Таджикской ССР на 1939 г. предусмотрено 22,65 млн. руб., т. е. увеличение против прошлого года на 30 %. Участие бюджета Таджикской ССР в расходах на дорожное строительство составляет 50 % и определяется суммой 11,3 млн. руб.

Депутат Ванеев поставил вопрос перед Сессией Верховного Совета о дополнительном увеличении бюджета Белорусской ССР. Бюджетная Комиссия, детально рассмотрев заявку Совнаркома Белорусской ССР, предлагает увеличить расходы по бюджету Белорусской ССР на 4 136 тыс. руб. Учитывая предложение Бюджетной Комиссии, а также обоснованность претензий, высказанных в выступлении тов. Ванеева, Совнарком Союза не возражает против увеличения объема бюджета Белорусской ССР на эту сумму.

[321]

Тов. Ванеев поставил также вопрос об отпуске дополнительных средств на финансирование новых районов и наркоматов. Это требование совершенно правильно, так как ассигнования на эту цель действительно не были предусмотрены по бюджету 1939 г., потому что новые районы и наркоматы были организованы после внесения на рассмотрение Совнаркома СССР проекта бюджета. Этот вопрос будет разрешен в процессе исполнения бюджета.

Совершенно справедливо также указание тов. Ванеева на недостатки в работе органов государственного страхования. Действительно, массово-разъяснительная работа по добровольному страхованию ими развернута совершенно недостаточно. Между тем; правильная постановка этой работы могла бы обеспечить еще большую мобилизацию средств на нужды социалистического хозяйства.

Наркомфин Союза ССР учтет это указание тов. Ванеева и примет необходимые меры для усиления массово-разъяснительной работы по добровольному страхованию для улучшения всей работы аппарата страховых органов.

Депутат Бурмистенко выступил на Сессии с предложением дополнительно увеличить ассигнования по бюджету Украинской ССР. Как известно, объем бюджета УССР на 1939 г. был установлен Совнаркомом СССР в сумме 6 531 млн. руб., т. е. на 665 млн. руб., или на 11,З % больше, чем в 1938 г. Бюджетная Комиссия подробно рассматривала заявку Совнаркома Украинской ССР и внесла предложение увеличить бюджет республики на 10 800 тыс. руб. Соглашаясь с предложением Бюджетной Комиссии, а также с доводами тов. Бурмистенко, Совнарком Союза ССР считает возможным увеличить объем бюджета Украинской ССР на 10 800 тыс. руб.

Что касается поставленного тов. Бурмистенко вопроса о покрытии за счет союзного бюджета недостатка оборотных средств промышленности УССР в сумме 76,5 млн. руб., то Совнарком СССР, учитывая рост бюджета УССР, а также дополнительное увеличение его по предложению Бюджетной Комиссии, не считает целесообразным выдачу на эту цель средств из союзного бюджета. Недостаток оборотных средств промышленности УССР должен быть покрыт за счет мобилизации ее внутренних ресурсов, ликвидации потерь в производстве и более экономного расходования средств.

Следующий вопрос, который выдвигали многие депутаты, касается отпуска дополнительных ассигнований на благоустройство

[322]

районных центров. Об этом говорили депутаты Велибеков, Бажулин, Ибраимов и Гекман.

Признавая наличие существенных недостатков в практике определения сумм на эти цели, Госплан и Наркомфин СССР разработали проект постановления Совнаркома Союза ССР об изменении размера внелимитных затрат на благоустройство районных центров, а также о предоставлении совнаркомам союзных республик и крайоблисполкомам права диференцировать размер затрат по отдельным районам, что должно полностью разрешить вопрос, поставленный депутатами Верховного Совета.

Депутат Абдурахманова просила ассигновать дополнительные средства на строительство родильных домов в Узбекской ССР. Бюджетная Комиссия, тщательно рассмотрев все заявки республики, предложила увеличить объем бюджета Узбекской ССР на 14 926 тыс. руб. Совнарком Союза ССР, учтя предложение Бюджетной Комиссии и доводы выступивших депутатов, не возражает против увеличения объема бюджета Узбекской ССР на 14 926 тыс. руб. В связи с этим бюджет Узбекской республики увеличивается по сравнению с прошлым годом на 184 млн. руб., или на 14,6о/о. В частности на содержание сети родильных домов в городах и на селе предусмотрено 6 929 тыс. руб. против 5 387, тыс. руб. в 1938 г,, т. е. расходы увеличиваются на 28,6 о/0. Эти средства, несомненно, обеспечивают потребность республики в родильных домах.

Далее, депутат Каркарян предлагает увеличить ассигнования по бюджету Азербайджанской ССР на строительство дорог, и на капитальный ремонт мостов. По финансовому плану дорожного хозяйства Азербайджана в 1939 г. предусмотрен объем затрат в 43,5 млн. руб., т. е. расходы по сравнению с прошлым годом увеличиваются на 27 о/0. Совнарком Союза считает, что- запроектированных ассигнований на 1939 г. вполне достаточно для обеспечения первоочередных нужд Азербайджанской Республики в дорожном строительстве.

Депутаты Бурмистенко, Гельдыев и Бажулин в своих выступлениях предлагали выделить дополнительные ассигнования на строительство авторемонтных заводов. Улучшению работы автотранспорта Совет Народных Комиссаров СССР придает чрезвычайно важное значение. Об этом говорит хотя бы то, что на Третьей Сессии Верховного Совета СССР будет обсуждаться вопрос о создании народных комиссариатов автомобильного транспорта в

[323]

союзных республиках. Эти наркоматы должны будут решить вопросы о создании, а также и о правильном размещении авторемонтных заводов.

В выступлении депутата Ибраимова указывалось на необходимость пересмотра финансового законодательства, в частности Положения о бюджетных правах СССР и союзных республик, о порядке составления и утверждения сельских бюджетов. Эти указания вполне правильны. Ряд законов, регулирующих наше финансовое хозяйство, безусловно, устарел и подлежит пересмотру. Совет Народных Комиссаров Союза ССР занимается этим вопросом. Наркомфин разработал проект Положения о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик и в ближайшее время внесет его в Правительство СССР.

Правильно поставлен вопрос депутатом Гекманом о контрольной работе финансовых органов и банков, финансирующих капитальное строительство. Действительно, работа банков долгосрочных вложений еще далеко не удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляются к ней партией и Правительством. По этому поводу я должен заявить, что Наркомфином СССР будут приняты соответствующие меры к улучшению работы банков долгосрочных вложений.

Тов. Гекман предлагал финансировать сельское школьное строительство исключительно за счет бюджета. Совнарком СССР считает это предложение нецелесообразным. Нет никакой необходимости отказываться от привлечения средств самообложения к финансированию сельского школьного строительства, в особенности в РСФСР, УССР и БССР, где объем этих средств значителен.

Несколько слов о работе контрольно-ревизионного управления Наркомфина Союза. Это управление все еще сильно отстает от тех задач, которые поставлены перед ним партией и Правительством. Критические замечания депутатов по адресу контрольно-ревизионного управления являются правильными, и Наркомфин Союза Примет необходимые меры для коренного улучшения работы органов финансового контроля.

Выполнение этой задачи, товарищи, будет ускорено, если советские органы на местах сами уделят необходимое внимание этому важнейшему участку финансовой работы.

Далее, хочу коротко остановиться на выступлении депутата Казакпаева. Он указал, что приведенные мною в докладе факты

[324]

о нарушениях финансовой дисциплины в Казахской ССР не соответствуют действительности. Я считаю необходимым еще раз подтвердить фактами свое сообщение в докладе.

Совнарком Казахской ССР в 1938 г. на покрытие разрыва в бюджете республики получил средства из союзного бюджета. Между тем ревизия показала, что надобности в этих средствах не было, так как Совнарком Казахской ССР имел дополнительные доходы, не предусмотренные бюджетом, в сумме 20 млн. руб. Кроме того, Совнарком Казахской ССР своим постановлением от 7 октября 1938 г. разрешил всем областям республики расходовать неиспользованные ими в первом полугодии средства на просвещение и здравоохранение—на ряд мероприятий, не предусмотренных по бюджету в 1938 г.

Такая директива находится в прямом противоречии с постановлением Совнаркома СССР от 20 октября 1938 г. о контроле за расходованием бюджетных средств в IV квартале и недопущении использования остатков годовых ассигнований на мероприятия, не предусмотренные сметами и народнохозяйственным планом в IV квартале.

Затем Совнарком Казахской ССР имел значительные неиспользованные средства по целому ряду бюджетных назначений, которые он своими решениями в конце года—11, 17, 19 и 29 декабря 1938 г.— направил на другие, также не предусмотренные бюджетом мероприятия.

И не случайно западно-казахстанский облфинотдел в качестве оправдания произведенного им неправильного расходования средств ссылался на постановление Совнаркома республики от 7 октября, которое истолковывалось работниками райисполкомов и финорганов как директива во что бы то ни стало освоить кредиты.

Приведенные факты подтверждают наличие в Казахской ССР нарушений финансово-бюджетной дисциплины. Поэтому я считаю, что выступление депутата Казакпаева не способствует улучшению финансово-бюджетной работы в Казахской ССР, не мобилизует финансовых работников республики на укрепление бюджетной дисциплины.

Товарищи депутаты! Сделанные председателем Бюджетной Комиссии и депутатами Совета Национальностей критические замечания о работе Наркомфина СССР и его местных органов вполне справедливы. Несмотря на некоторое улучшение за последний год работы финорганов, основным недочетом финансового аппарата

[325]

продолжает оставаться недостаточное знание хозяйства и республик. Это лишает возможности вести глубокий и действенный контроль за финансовой деятельностью хозяйственных организаций и республик и мешает выявлению внутренний резервов в хозяйстве. Между тем как в союзном, так и в республиканском хозяйстве таких резервов много. Их использование может послужить значительным фактором дальнейшего роста накоплений.

Наркомфин СССР сделает для себя практические выводы из той справедливой критики работы финансового аппарата, которая была дана на Сессии, и поставит своей основной задачей улучшение всех отраслей финансовой работы.

Государственный бюджет 1939 г. является могучим орудием выполнения задач, поставленных перед нашей страной в третьей пятилетке XVIII съездом партии и великим вождем народов товарищем Сталиным. (Аплодисменты.)

Важнейшим условием успешного выполнения государственного бюджета 1939 г. является выполнение хозяйственными организациями производственных планов и заданий по снижению себестоимости, строжайшее соблюдение хозрасчета и бережное отношение к народным средствам. Необходимо добиться решительного улучшения работы всей финансовой системы, вплоть до финансовых отделов предприятий.

При том большом внимании, которое уделяется вопросам финансов партией и Правительством, лично товарищем Сталиным и лично товарищем Молотовым, — бюджет 1939 г. будет безусловно выполнен. (Аплодисменты.)

[326]

Персоналии:

Дата: 
29 мая, 1939 г.