Председатель. Слово имеет депутат Ванеев.
Ванеев В. Г. (Минский городской округ, БССР). Товарищи депутаты Совета Национальностей! Вчера мы заслушали доклад Народного Комиссара Финансов тов. Зверева о государственном бюджете СССР на 1939 г.
На рассмотрение и утверждение Сессии представлен бюджет по доходам в сумме 155 607 млн. руб. и по расходам—в сумме 154 957 млн. руб., т. е. с превышением доходов над расходами на 650 млн. руб.
Такой объем государственного бюджета еще и еще раз показывает исключительно грандиозные победы, одержанные кашей партией, нашим Правительством и всем нашим многомиллионным и многонациональным советским народом в области промышленности, в области сельского хозяйства, в области культурного строительства, укрепления оборонной мощи государства и повышения благосостояния трудящихся масс.
Этих успехов наш народ добился потому, что им руководит великая партия Ленина—Сталина, Ленинско-Сталинский Центральный Комитет во главе с товарищем Сталиным. (Аплодисменты.)
Вместе с ростом народного хозяйства из года в год все возрастает доходная часть государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик.
Два с небольшим месяца назад XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) подвел итоги великих достижений советского народа в деле строительства социализма. Съезд дал трудящимся СССР новую величественную программу борьбы и побед, программу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенною перехода от социализма к коммунизму.
Направление средств в расходной части представленного на утверждение Третьей Сессии Верховного Совета СССР государственного бюджета обеспечивает выполнение задач, вытекающих из решений XVIII съезда Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и из докладов товарищей Сталина и Молотова.
Товарищи депутаты Совета Национальностей! Я думаю, что выражу общее мнение всех депутатов Совета Национальностей, если внесу предложение одобрить решение Совета Народных Комиссаров СССР об отпуске из бюджета в 1939 г. на дальнейшее укрепление оборонной мощи нашей страны 40 885 млн. руб.
Я не сомневаюсь, что отпуск 40885 млн. руб. из государственного бюджета на дальнейшее укрепление обороны нашей родины будет
[203]
встречей также с одобрением всеми трудящимися нашего великого Советского Союза. (Аплодисменты.)
Товарищи депутаты! Каждому из нас понятно, что современная международная обстановка вынуждает наше Правительство, наш народ наряду с дальнейшим осуществлением политики мира проводить и необходимые мероприятия по дальнейшему укреплению оборонной мощи нашей социалистической родины. Вложение 40 885 млн. руб. позволит нам сделать Советский Союз неприступной крепостью для больших и малых врагов нашей родины, оно позволит еще сильнее, еще лучше технически вооружить нашу непобедимую Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и Военно-Морской Флот. И если потребуется, наша Красная Армия, Красный Флот и Красная Авиация будут бить врага там, где прикажут наша партия и наше Правительство. Указания товарища Сталина о том, чтобы на каждый удар поджигателей войны ответить двойным ударом, будут выполнены.
Государственный бюджет Союза Советских Социалистических Республик на 1939 г. предусматривает дальнейший рост ассигнований по бюджетам всех союзных республик. Этот рост выражается в сумме 4 275 млн. руб., или 12,4 %.
Освоение этих средств обеспечит каждой союзной республике новые успехи в области развития промышленности, сельского хозяйства, культурного строительства и в деле дальнейшего повышения материального и культурного уровня трудящихся масс.
Бюджет на 1939 г. Белорусской Советской Социалистической Республики по сравнению с бюджетом 1938 г. увеличивается на 131 млн. руб. и составляет 1 297,3 млн. руб.
Бюджетные средства Белорусской ССР направляются: на народное хозяйство—250 млн. руб., на культурно-социальные мероприятия—911 млн. руб., или 70,3 % всего бюджета.
Из 911 млн. руб. на просвещение идет 609 млн. руб., на здравоохранение—250 млн. руб. и на социальное обеспечение—48 млн. руб.
За годы Советской власти коренным образом изменилось лицо Советской Белоруссии.
Белорусский народ под руководством партии Ленина—Сталина и при повседневной заботе и помощи лично товарища Сталина и товарища Молотова создал свою культуру, национальную по форме и социалистическую по содержанию.
Возросла общая грамотность. У нас теперь 7 048 школ, в которых обучается 1 148 тыс. учащихся.
[204]
В 1914 г. в Белоруссии было всего 7 тыс. учителей, а в 1939 г. в советских школах Белоруссии работает 32 800 учителей.
До революции Белоруссия не имела высших учебных заведений, сейчас мы имеем 22 высших учебных заведения, в которых обучается свыше 17 тыс. человек. Только в 1939 г. оканчивает высшие учебные заведения 3 268 человек.
Техникумов и других средних учебных заведений в 1914 г. было в Белоруссии 16. В них обучалось 2 300 человек. А в 1939 г. мы имеем 97 техникумов и других средних специальных учебных заведений с количеством учащихся 33 300 человек.
Только за годы второй сталинской пятилетки в Белоруссии построено 565 новых школ.
До революции в Белоруссии было 75% неграмотного населения, а среди женщин процент неграмотности доходил до 90.
В настоящее время в Белоруссии осуществлено всеобщее обучение, неграмотность ликвидирована.
Товарищи депутаты! Приведенные мною цифры красноречиво говорят о том, что только в СССР, в стране победившего социализма, подавляющая часть средств государственного бюджета идет на народное хозяйство, на культурное строительство и на удовлетворение бытовых нужд трудящихся.
Совершенно обратное мы наблюдаем в капиталистических странах: там львиная доля средств госбюджетов идет на военные цели.
Товарищи депутаты, я хочу поставить несколько вопросов, имеющих непосредственное отношение к бюджету и работе финансовых органов.
Первый вопрос. За последнее время в ряде союзных республик созданы новые районы и наркоматы, но необходимые ассигнования на их содержание не нашли отражения в бюджете, представленном на утверждение Третьей Сессии Верховного Совета СССР.
Мне кажется, что этот вопрос должен быть разрешен, и средства на содержание новых районов и наркоматов необходимо предусмотреть.
Второй вопрос. До 1938 г. отчисления от прибылей в директорский фонд производились из расчета 4%. Такие отчисления в директорский фонд обусловлены соответствующим решением Совета Народных Комиссаров Союза ССР. Это решение до сего времени не отменено. В представленном же на утверждение Сессии бюджете отчисления от прибылей в директорский фонд предусматриваются из расчета 2 %.
[205]
Я считай, что и в этот вопрос нужно внести ясность.
Третий вопрос. Народный Комиссариат Финансов Союза при исчислении налога с оборота исходит из средней ставки обложения. Например, по Наркомату текстильной промышленности исчисляется налог с оборота по средней ставке для всей группы таких товаров, как хлопчатка, лен, шелк и т. д., но при этом не учитывается, что ассортимент каждой из этих групп товаров многообразен. Такой порядок обложения приводит к неправильному исчислению налога с оборота.
Надо будет пожелать Наркомфину Союза при составлении бюджета на 1940 г. производить исчисление налога с оборота не по группам товаров, а в ассортиментном разрезе. Этот порядок даст более правильный подход к исчислению налога.
Товарищи депутаты, на всех нас возлагается величайшая ответственность за своевременное и правильное исполнение государственного бюджета как по доходной, так и расходной части.
Чтобы обеспечить своевременное и полное поступление средств в государственный бюджет, необходимо повседневно контролировать его исполнение. В этом деле большую роль могут сыграть бухгалтерско-ревизорские аппараты финансовых органов и других ведомств.
Мы имеем почти во всех советских и хозяйственных органах бухгалтеров-ревизоров, но работа их в настоящее время находится не на должной высоте. Это в известной мере объясняется и тем, что финорганы не интересуются или мало интересуются работой ведомственных бухгалтеров-ревизоров. Было бы, несомненно, полезно для дела, если бы Наркомфин Союза и его органы на местах систематически проверяли работу бухгалтеров-ревизоров других ведомств. Надо добиться, чтобы бухгалтеров-ревизоров не отвлекали от их прямых обязанностей, чтобы эти люди осуществляли строжайший контроль над соблюдением финансовой дисциплины, а Не защищали, как это иногда бывает, местные, узко ведомственные интересы.
Такая организация работы ведомственных ревизорских аппаратов окажет значительную помощь финансовым органам для полного выявления доходов и правильного расходования государственных средств.
И последний вопрос—о добровольном страховании, в частности страховании личного имущества граждан. Финансовые органы в этой части работают очень Слабо. Они не ведут соответствующей разъяснительной работы. Почти нет плакатов, не используется
[206]
радио, слабо работают страховые агенты, и количество их далеко недостаточно. Наркомфину Союза и его органам на местах нужно работу по добровольному страхованию и в частности страхованию имущества поставить так, чтобы она полностью удовлетворяла запросы трудящихся.
Вот группа вопросов, которые я считал необходимым поставить на данной Сессии.
Народы Советского Союза, рабочий класс, колхозное крестьянство, советская интеллигенция, вооруженные историческими решениями XVIII съезда нашей партии, показывают исключительные образцы творческого энтузиазма. На наших фабриках и заводах, на колхозных полях и в учебных заведениях — новый производственный подъем. Этот производственный подъем является гарантией того, что народнохозяйственный план второго года третьей сталинской пятилетки, в том числе и государственный бюджет будут безусловно выполнены.
Гарантией выполнения народнохозяйственного плана и государственного бюджета является то, что народы Советского Союза сплочены как никогда вокруг партии Ленина—Сталина, вокруг Советского Правительства, вокруг любимого вождя и учителя- товарища Сталина. (Продолжительные аплодисменты.)
Председатель. Товарищи депутаты, поступило предложение объявить перерыв на 15 минут.
Возражений нет против этого предложения? Нет.
Объявляется перерыв на 15 минут.
(П е р е р ы в.)
[207]