Шверник Н. М. (Председатель). Заседание возобновляется. Слово имеет депутат Хоштария.
Хоштария С. Г. (Гагринский округ, Абхазская АССР). Товарищи депутаты Верховного Совета Союза ССР! Два месяца тому назад закончил свою историческую работу XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). На этом съезде вождь народов великий Сталин подвел итоги величественных побед социализма в СССР, одержанных советским народом под руководством большевистской партии, и наметил пути постепенного перехода от социализма к коммунизму.
Заслушав доклад Народного Комиссара Финансов СССР тов. Зверева, следует отметить, что представленный Советом Народных
[207]
Комиссаров Союза ССР на рассмотрение и утверждение данной Сессии Верховного Совета государственный бюджет Союза ССР на 1939 г. построен в полном соответствии с задачами, поставленными великим Сталиным и решениями XVIII съезда нашей партии.
Государственный бюджет СССР устанавливается в размере 155 607 млн. руб.; рост по сравнению с 1938 г. по доходам составляет 22 % и по расходам — 25 %. Доходы от социалистического хозяйства значительно увеличиваются по сравнению с другими источниками дохода этого года, а также значительно возрастают против соответственных доходов бюджета 1938 г. Эти доходы с 91 млрд. руб. в 1938 г. возрастают до 110 млрд. руб. в этом году. На народное хозяйство проектируется израсходовать 59 310 млн. руб., на 14,7 % больше, чем в 1938 г. На социально-культурные мероприятия намечается израсходовать 38564 млн. руб., или на 9,2 % больше суммы, израсходованной в 1938 г.
Эти размеры ассигнований полностью обеспечивают выполнение грандиозной программы второго года третьей сталинской пятилетки.
С особым удовлетворением и полным одобрением встретили депутаты Верховного Совета сообщение об ассигнованиях по Наркомагу Обороны и Наркомату Военно-Морского Флота в размере 40 885 млн. руб. Эти ассигнования еще больше укрепят оборонную мощь Советского государства.
Государство страны социализма является неприступной крепостью, и ни один враг не сможет безнаказанно сунуть свое свиное рыло в наш советский огород. Во время хасанских событий японские самураи почувствовали на собственной спине великую силу и мощь нашей непобедимой, могучей Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Пусть этот хасанский урок хорошо помнят агрессивные государства, поджигатели второй империалистической войны.
Нет и не будет в мире силы, которая могла бы приостановить триумфальное шествие советского народа вперед, к коммунизму. Великий советский народ, руководимый партией Ленина—Сталина, тройным ударом ответит на удар поджигателей войны и разобьет любого врага, с какой бы стороны он ни пытался вступить на священные земли Советской страны. Этому гарантия—единство нашего советского народа, его бесконечная любовь и преданность нашей родине. Этому гарантия—руководство Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Советский народ безусловно победит, ибо им руководит великий вождь, организатор побед
[208]
социализма, наш родной и любимый Сталин. (Аплодисменты.)
Я думаю, что выражу мнение всех народов страны социализма, если заявлю, что мы целиком и полностью одобряем и принимаем предложение Советского Правительства об ассигновании на оборонные мероприятия 40 885 млн. руб. (Аплодисменты.)
Товарищи депутаты! В бюджете Союза ССР из года в год увеличиваются бюджеты союзных республик. В результате неуклонного осуществления ленинско-сталинской национальной политики, повседневной заботы нашей партия и великого Сталина бывшие отсталые окраины и колонии царского самодержавия превратились в передовые республики Советской страны. В проекте бюджета, обсуждаемого на данной Сессии, предусматривается дальнейший рост народного хозяйства и культуры национальных республик и областей.
Бюджеты союзных республик в 1939 г. по сравнению с 1938 г. увеличиваются в среднем на 12,4 %, причем в отдельных союзных республиках рост бюджета составляет еще более высокий процент. Так, например, бюджет Туркменской ССР в 1939 г. возрастает на 22,4 %, бюджет Казахской ССР—на 20,1, бюджет Киргизской ССР — почти на 13, бюджет Узбекской ССР—на 13,4 %.
На примере бюджета Грузинской ССР можно продемонстрировать победу ленинско-сталинской национальной политики, победу генеральной линии Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков).
Грузия до установления Советской власти не имела своей промышленности, если не считать Тбилисских железнодорожных мастерских и нескольких полукустарных предприятий. Сейчас, в результате успешного осуществления программы сталинских пятилеток, в Грузии создана своя промышленность—электрическая, машиностроительная, ферросплавная, горнорудная, нефтяная, шелкоткацкая, текстильная, чайная и др. Марганцевая и угольная отрасли промышленности реконструированы. Добыча марганца и угля увеличена больше чем в четыре раза.
В корне преобразовано сельское хозяйство Грузии. Грузинская ССР стала республикой, производящей продукты высокоценных технических и субтропических культур. На колхозных полях социалистической Грузии широко внедрены новые культуры сельского хозяйства: чай, цитрусы, эфирно-масличные культуры, значительно расширены площади под табаками, виноградниками и садами.
[209]
Хозяйственные преобразования Грузии сопровождались быстрым ростом культуры, национальной по форме, социалистической но содержанию. Грузия стала республикой сплошной грамотности. Контингент учащихся в начальных и средних школах увеличился почти в пять раз. В настоящее время в этих школах занимается свыше 700 тыс. учащихся.
Если раньше, до Октябрьской революции, в Грузии не было ни одного высшего учебного заведения, то сейчас в Грузии имеется 18 вузов, где обучается свыше 22 тыс. студентов. За 5 лет, т. е. с 1933 по 1938 г., высшие учебные заведения Грузии выпустили до 15 тыс. специалистов высшей квалификации: инженеров, агрономов, врачей, педагогов и др.
За годы сталинских пятилеток в Грузии создано 26 новых театров, 235 звуковых киноустановок, 265 клубов, 418 массовых библиотек.
Все эти успехи и достижения Советской Грузии были обусловлены ежегодным ростом бюджета Грузинской ССР. Бюджет Грузинской Республики предлагается утвердить на данной Сессии в размере 1 145 млн. руб. По сравнению с бюджетом первого года второй пятилетки он возрастает почти в пять раз. В 1932 г. бюджет Грузинской ССР был равен 240,8 млн. руб., а в 1939 г. только на социально-культурные мероприятия намечается израсходовать свыше 813 млн. руб., т. е. больше чем в 3 раза всего бюджета 1932 г.
Удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия составляет в бюджете 1939 г. 71,1 о/о. Как видите, основные расходы бюджета составляют расходы, связанные с дальнейшим ростом культурного строительства и улучшением благосостояния народных масс.
Товарищи депутаты! Я вношу предложение: представленный Советом Народных Комиссаров Союза ССР государственный бюджет СССР на 1939 г. с изменениями, внесенными Бюджетной Комиссией Совета Национальностей, утвердить.
Несколько замечаний, связанных с исполнением бюджета 1939 г.
Наше сельское хозяйство является самым крупным хозяйством в мире. Социалистическое земледелие страны оснащено самой передовой техникой. На совхозных и колхозных полях работает 483,5 тыс. тракторов, 153,5 тыс. комбайнов и несколько сот тысяч других сложных и полусложных сельскохозяйственных машин. За годы сталинских пятилеток гигантски выросла й валовая
[210]
продукция всех отраслей сельского хозяйства. Планом второго года третьей сталинской пятилетки намечено дальнейшее техническое вооружение социалистического земледелия и дальнейшее увеличение продукции всех отраслей сельского хозяйства. Отсюда понятно увеличение затрат в государственном бюджете СССР по сельскому хозяйству на 23,6 %, а в абсолютных цифрах — с 11543 млн. руб. в 1938 г. до 14 270 млн. руб. в 1939 г.
Следует, однако, отметить, что в земельной системе использование средств и финансовое хозяйство поставлены еще неудовлетворительно. Тов. Зверев в своем докладе на Сессии приводил цифры перерасходов и факты неправильного использования отпускаемых государством средств. Задачи, вытекающие из решений XVIII съезда партии, а также необходимость обеспечения более эффективного использования ассигнований, предусмотренных бюджетом 1939 г., требуют коренной перестройки работы, улучшения руководства финансовым хозяйством и безусловного укрепления финансовой дисциплины в земельной системе.
Я хотел бы обратить внимание на финансирование машинно-тракторных станций. Известные постановления Правительства СССР, принятые еще в прошлом году, а также постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 13 января 1939 г. наводят порядок в финансовом хозяйстве машинно-тракторных станций. Неуклонное осуществление этих решений безусловно укрепит финансовую базу машинно-тракторных станций и тем самым обеспечит их нормальную работу.
Но в вопросе финансирования ремонта тракторов и комбайнов все еще имеются недочеты, устранение которых является крайне необходимым.
В феврале прошлого года постановлением Совнаркома Союза ССР установлен порядок организации и финансирования ремонта тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин. Согласно этому постановлению, в машинно-тракторных станциях создается денежный фонд на ремонт машин путем отчислений с каждого счета за произведенные МТС работы. При этом размеры отчислений диференцированы по зонам. Практика работы истекшего года показала, что распределение республик, краев и областей по зонам и диференциация норм отчислений произведены без учета конкретных особенностей отдельных районов Союза. В результате этого в одних местах созданные денежные фонды ремонта оказались недостаточными, а в других — преувеличенными. Межремонтные
[211]
сроки установлены средние по Союзу и не диференцированы по отдельным районам страны.
Я считал бы необходимым, чтобы Народный Комиссариат Земледелия Союза ССР разработал и представил на рассмотрение Совнаркома СССР вопрос о внесении некоторых изменений и поправок к постановлению Совнаркома СССР от 11 февраля 1938 г. В частности я считал бы необходимым произвести диференциацию межремонтных сроков по отдельным районам страны и маркам тракторов. Необходимо также уточнить нормы отчислений на ремонт и привести их в соответствие с прейскурантными ценами, установленными для ремонта машинно-тракторного парка.
Проведение этих мероприятий в значительной мере сократит перерасход, имеющийся сейчас в некоторых районах Союза по отдельным машинно-тракторным станциям.
Несмотря на то, что еще на Второй Сессии Верховного Совета отмечалась слабая работа по подготовке кадров массовых квалификаций в системе Наркомзема СССР, улучшения в этом деле и сейчас не наблюдается.
План подготовки кадров из года в год не выполняется.
К уборочной кампании 1939 г. должно быть подготовлено комбайнеров и бригадиров тракторных бригад МТС 53,5 тыс. человек. Учет и отчетность подготовки кадров длй села поставлены настолько неудовлетворительно, что Наркомзем Союза ССР и сейчас не располагает точными данными о ходе подготовки этих кадров. По имеющимся в Наркомземе сведениям, на 1 апреля этого года готовилось лишь 46 тыс. человек вместо необходимых 53,5 тыс.
Единого руководства делом подготовки кадров нет: оно распылено по всем управлениям наркомата. Ряд краев и областей Союза еще не обеспечен к уборочной кампании основными кадрами— комбайнерами, машинистами и штурвальными.
Наркомзему СССР следует учесть это и навести соответствующий порядок в деле подготовки кадров массовых квалификаций.
Мне кажется, что и Госплан СССР должен ввести в практику планирование и определение контингента подготовки кадров массовых квалификаций в земельной системе. Госплан Союза пока этим еще не занимается.
Последнее замечание—о бюджетных правах союзных республик, автономных республик и местных советов. В настоящее время места руководствуются в этом вопросе положениями, принятыми в
[212]
1926—1927 гг., и последующими решениями Правительства Союза, изменяющими или дополняющими отдельные статьи этих положений. Сталинская Конституция четко определяет бюджетные права союзных республик и местных советов. Между тем существующее законоположение в некоторой части расходится с Основным Законом Советского государства и не отвечает происшедшим изменениям в экономике и взаимоотношению бюджетов в народном хозяйстве. Необходимо создать единое Положение о государственном бюджете Союза ССР, бюджетах союзных республик и местных советов.
Мне кажется, что Наркомфину СССР следовало бы ускорить разработку проекта Положения, вытекающего из Сталинской Конституции, и внести его на рассмотрение Союзного Правительства.
Товарищи депутаты! Бюджет 1939 г., утверждаемый на этой Сессии Верховного Совета, есть бюджет дальнейшего роста всех отраслей народного хозяйства, бюджет роста культурного и материального благосостояния народных масс, бюджет еще более крепнущей оборонной мощи Страны советов. Нет никакого сомнения, что этот бюджет будет выполнен, и тем самым будет обеспечено осуществление грандиозной программы второго года третьей сталинской пятилетки.
Да здравствует наш родной и любимый вождь великий Сталин! (Бурные аплодисменты.)
[213]