Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Кузнецова А. А. (27 мая 1939 г.)

Председательствующий. Слово имеет депутат Кузнецов.

Кузнецов А. А. (Волховский округ, Ленинградская область). Товарищи депутаты! Государственный бюджет Союза Советских Социалистических Республик на 1939 г., представленный Совнаркомом Союза на рассмотрение и утверждение Третьей Сессии Верховного Совета СССР, отражает грандиознейшие победы, достигнутые во всех отраслях народного хозяйства и культуры под руководством коммунистической партии и нашего великого вождя и учителя товарища Сталина. (Аплодисменты.)

Представленный Правительством проект государственного бюджета на 1939 г. целиком вытекает из указаний товарища Сталина и решений XVIII съезда коммунистической партии об осуществлении основной экономической задачи СССР—в ближайшие 10—15 лет догнать и перегнать и в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны.

Бюджет нашей страны предусматривает дальнейший рост ассигнований на развитие, расширение государственной промышленности, на создание резервов во всех отраслях народного хозяйства, на дальнейшее повышение материального и культурного уровня трудящихся масс, на укрепление обороноспособности нашего социалистического государства.

Бюджет 1939 г. полностью соответствует тому положению, что Советский Союз вступил уже в новую полосу развития—в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. С этой стороны бюджет 1939 г.— один из этапов в решении этой великой исторической задачи. Вот почему, товарищи депутаты, я также поддерживаю предложение об утверждении представленного бюджета СССР на 1939 г. с поправками, внесенными Бюджетной Комиссией. 

[99]

Товарищи депутаты! Трудящиеся города Ленина успешно закончили 1938 г. и добились новых успехов в деле превращения Ленинграда в образцовый социалистический город, обеспечив дальнейшее улучшение культурного и бытового обслуживания трудящихся.

В 193S г. мы имели дальнейший рост бюджета нашего города. Доходы по бюджету в 1938 г. составили 1 146 млн. руб. и возросли на 64 млн. руб. по сравнению с 1937 г. Расходы по бюджету на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия составили за прошлый год 1 135 млн. руб. Эти цифры свидетельствуют об исключительной заботе партии и Правительства о нуждах и запросах трудящихся.

Общий объем бюджета на 1939 г. по Ленинграду определяется в сумме 1049 380 тыс. руб. против бюджета 193S г. в 1 015 343 тыс. руб., или рост на 3,4 %. Процент роста бюджета Ленинграда, если его сравнивать с ростом бюджетов республик и ряда областей, небольшой. Правда, каждый процент прироста нашего бюджета равен десяти с лишним миллионам рублей. Поэтому для Ленинграда имеют значение десятые, даже сотые доли процента прироста нашего бюджета.

С другой стороны, я бы хотел отметить, что этот небольшой рост бюджета объясняется отчасти и тем, что в Наркомфине и ряде наркоматов сложилось такое мнение, что, мол, у вас в Ленинграде и так бюджет большой, у вас все есть, всего достаточно. Это верно, что у нас в Ленинграде за годы сталинских пятилеток имеются большие достижения, но ни в коем случае нельзя ссылаться только на это.

Я не буду здесь, на Сессии Верховного Совета, говорить о претензиях Ленинграда по бюджету 1939 г. Но я бы считал уместным сделать замечание о некотором неправильном отношении ряда наркоматов, в том числе и Наркомфина СССР, к городу Ленинграду и попросил бы в будущем особенно на богатства Ленинграда не ссылаться.

Из огромного бюджета г. Ленинграда 257 772 тыс. руб. направляются на финансирование народного хозяйства и свыше 696 млн. руб. — на социально-культурные мероприятия. В целом 91 % средств бюджета направлен на удовлетворение и лучшее обслуживание все возрастающих запросов трудящихся нашего города.

Я не буду приводить для сравнения цифр по культуре, просвещению, здравоохранению, ибо для всех нас понятно и ясно,

[100]

что вся наша страна, каждая область, республика, город в отдельности, а тем более Ленинград, с каждым годом растут, совершенствуются, с каждым годом растет культурно-материальный уровень трудящихся. Мы уже так привыкли к огромному росту, что цифра или факт, которые еще вчера казались подходящими для примера, на фоне успехов сегодняшнего дня бледнеют.

У нас только одно желание и стремление—итти вперед и дальше, добиваясь еще больших успехов в укреплении могущества нашей социалистической родины. А это не только наше желание, это конкретная программа, подкрепленная бюджетом в 155 млрд. руб.

Задача состоит в том, чтобы развернуть во всех звеньях нашей работы борьбу за осуществление этой грандиозной программы, добиваться, чтобы доходная часть нашего бюджета была выполнена полностью, чтобы каждый социалистический рубль пошел по назначению и был эффективно использован.

Между тем в этом отношении у нас имеется еще уйма недостатков и прорех. В этой связи я остановлюсь прежде всего на статьях «налог с оборота» и «отчисления от прибылей».

Налог с оборота на 1939 г. установлен представленным проектом бюджета в сумме 92 438 млн. руб., т. е. с увеличением против 1938 г. на 12027 млн. руб. Отчисления в бюджет от прибылей союзных и республиканских государственных предприятий составляют 17 673 млн. руб. против 10 598 млн. руб. в 1938 г.

Эти цифры говорят прежде всего об увеличении роста производства. Они говорят о дальнейшем неуклонном повышении рентабельности наших предприятий в связи с ростом производства, снижением себестоимости продукции, а также упорядочением отпускных цен по продукции ряда отраслей промышленности.

Совершенно правильно в плане 1939 г. предусмотрены дополнительные доходы от дальнейшего снижения себестоимости в основных отраслях хозяйства. Из материалов проекта государственного бюджета видно, что накопления от снижения себестоимости по основным промышленным наркоматам определены в 2,9 млрд. руб.

Поэтому выполнение плана накоплений в 1939 г. зависит в большей мере от успехов борьбы за снижение себестоимости продукции.

Мы должны беспощадно, как уже здесь говорили выступавшие до меня с трибуны депутаты, изгонять бесхозяйственность во всех ее видах, крепить труддисциплину, поднимать производительность

[101]

труда и добиться того, чтобы каждая минута социалистического труда, каждый килограмм сырья и топлива были бы полностью использованы на благо социализма. Возможности у нас в этом отношении очень велики. Нам нужно прежде всего приковать внимание руководителей к вопросам экономики, направить огонь против бесхозяйственности.

Товарищ Сталин в 1931 г. на совещании хозяйственников говорил, что нам для более полного удовлетворения наших государственных нужд требуется:

«Уничтожение бесхозяйственности, мобилизация внутренних ресурсов промышленности, внедрение и укрепление хозрасчета во всех наших предприятиях, систематическое снижение себестоимости, усиление внутрипромышленного накопления во всех без исключения отраслях промышленности».

Выполняя эти указания товарища Сталина, мы многое сбережем для Советского государства, ибо резервы и возможности у нас не ограничены. Несмотря на то, что рентабельность наших предприятий с каждым годом растет, качественные показатели их работы улучшаются, о чем говорят и цифры представленного здесь бюджета, есть еще много руководителей предприятий, которые мало вникают в экономику производства, в финансы, интересуются лишь количеством продукции, не задумываясь над себестоимостью. Между тем ослабление хозяйственного расчета дает себя чувствовать в огромных перерасходах сырья, материалов, топлива, энергии, денег, в чрезмерных потерях на браке и отходах, которые весьма распространены на наших предприятиях.

На ленинградских предприятиях после решений XVIII съезда нашей партии и указаний товарища Сталина была проведена большая работа по выявлению ресурсов, по наведению большевистского порядка. А что резервов у нас много—в этом нет никакого сомнения. Вот, например, Кировский завод р Ленинграде систематически, из месяца в месяц выполняет план, но стоило только руководителям и общественности завода заглянуть в баланс производства, заинтересоваться бухгалтерией, и они увидели, как велики потери завода, как много затрачено и зря загублено материалов, сырья, топлива. Оказалось, что в 1938 г. завод потерпел немало убытков от повышения плановой себестоимости. Из-за неаккуратной оплаты счетов поставщикам завод уплатил одних только штрафов до 2 млн. руб. Столько же уплачено за несвоевременный отпуск продукции. Металлургические цехи за

[102]

1938 г. сделали 18 эшелонов брака. Такое положение характерно для многих предприятий и организаций, в том числе организаций жилищно-коммунального хозяйства городских советов.

Поэтому к вопросам себестоимости продукции, упорядочения работы наших предприятий, изыскания резервов должно быть приковано внимание всех наших руководителей, в том числе и депутатов Верховного Совета СССР. Я хотел бы остановиться несколько на вопросах работы наших ленинградских энергетических предприятий и в связи с этим сделать несколько критических замечаний по адресу Наркомата электростанций и электропромышленности, учитывая то, что тов. Первухин выступает после меня.

Безусловно, работа электростанций имеет большое значение для успешной работы нашей промышленности. Бесперебойное снабжение электроэнергией промышленности влияет на успешное развитие, успешное выполнение показателей плана 1939 г.

Промышленность города Ленинграда план 1938 г. выполнила успешно, но успехов в 1938 г. мы имели бы значительно больше, если бы не была плоха работа энергетических предприятий Ленинграда, если бы Наркомат работал лучше и лучше руководил подведомственными предприятиями.

Должен сказать, что мы очень часто в прошлом году и в I квартале этого года приводили в действие так называемые аварийные списки, выключая очень большое количество предприятий. Из-за этого наши предприятия стояли, простаивали рабочие, производственная программа не выполнялась. Отсюда невыполнение тех заданий, которые были предусмотрены для нашей промышленности в народнохозяйственном плане, которые были предусмотрены в нашем бюджете в части налога с оборота и отчислений от прибылей.

Что мы имеем в этом отношении в Ленинграде сейчас? До сих пор все еще нарастающий разрыв мощности между возможностями нашей промышленности и возможностями наших электростанций, которые могут удовлетворить эту промышленность. Этот разрыв, как ни странно, не уменьшается, а с каждым годом, с каждым месяцем все более и более увеличивается.

Мы имеем на наших электростанциях очень частые аварии, перебои, большой перерасход электроэнергии самими предприятиями Ленэнерго.

Чрезмерно долго задерживается ввод новых мощностей. Достаточно привести такой факт: мы должны были еще в прошлом году,

[103]

в IV квартале, расширить вторую государственную электростанцию. Наркомат не справился с этой задачей. Срок ввода этой дополнительной мощности откладывался на I квартал. Сейчас этот срок вновь перенесен уже на III квартал 1939 г.

По решению XVIII съезда нашей партии и принятому в третьей пятилетке плану развития энергетики Ленинград должен получить значительное количество новых тепловых электростанций, чтобы тем самым снизить разрыв, существующий между нашим производством и возможностями снабжения электроэнергией.

Мы должны были уже в этом году по существу самым широким фронтом развернуть работу по строительству Кировской тепловой электростанции, но до сих пор ни проекты, ни сметы еще не сделаны. В этом отношении Наркомат электростанций и электро-промышленности проявляет недопустимую медлительность.

Я бы хотел поставить вопрос перед Наркомом электростанций и электропромышленности тов. Первухиным, чтобы он здесь, на Сессии Верховного Совета, ответил на мою скромную критику работы наркомата и дал ясный ответ, какие же мероприятия намечает Наркомат электростанций и электропромышленности для улучшения снабжения Ленинграда электроэнергией как в 1939 г., так и в ближайшие годы. Это первый вопрос.

Второй вопрос, который я хотел бы поставить, касается работы Наркомфина СССР. Речь идет о планировании государственных доходов. Финансовое планирование целиком и полностью базируется на производственном плане народного хозяйства. Оно всегда должно опираться на задания этого производства как в количественном, так и в качественном их выражении. Так организовано планирование в целом для союзного бюджета. Но когда планирование переходит на территориальный разрез, по областям и краям,—этот принцип по ряду отраслей нарушается, и создается угроза для выполнения плана. Я имею в виду нередкие случаи, когда планы налога с оборота, спускаемые наркомфинам республик, не соответствуют производственным планам предприятий и их фондам. Например, по хлопчатобумажным тканям, удельный вес которых в общем плане поступления налога с оборота в 1939 г. составляет 12 %, планирование основано не на фондах, а на применении ко всем областям РСФСР одинакового процента роста против 1938 г. Целая группа крупных отраслей народного хозяйства, как то: кондитерская, молочная, пивоваренная, госторговля и др., Наркомфином СССР вообще по фондам не

[104]

планируется, в квартальных планах вообще не выделяется и проходит по так называемой группе «прочих».

С этой практикой, мне кажется, необходимо покончить. План государственных доходов должен быть ясным, он должен мобилизовывать аппарат местных финансовых органов, борющихся за его выполнение.

Последнее замечание—о налоге с нетоварных операций, который является одним из крупнейших источников доходов местного бюджета.

Достаточно сказать, что этого налога в 1939 г. в Ленинграде должно быть собрано 52 млн. руб. Однако инструкция НКФ СССР издания 1931 г. о порядке взимания этого налога содержит ряд ничем не обоснованных в настоящее время льгот, снижающих размер поступления налога.

Так, например, освобождены от налога водопроводные и канализационные работы, распиловка лесоматериалов, ремонт швейных машин, погрузочно-разгрузочные работы и т. д.

Освобождение от налога всех этих операций становится мало понятным, если учесть, что аналогичные им операции подлежат обложению. Не облагаются погрузочно-разгрузочные работы, и в то же самое время облагаются операции по перевозкам авто-гужевого транспорта. Освобождены от налога операции по ремонту швейных машин и облагаются операции по ремонту велосипедов и др.

Назрела необходимость пересмотра этих льгот и увеличения тем самым доходных источников местного бюджета.

Депутаты, выступавшие до меня с этой трибуны, одобрили предусмотренное Советом Народных Комиссаров СССР по бюджету финансирование обороны нашей страны в сумме 40885 млн. руб.

Я, как представитель трудящихся города Ленинграда и депутат Волховского пограничного избирательного округа, также одобряю эту цифру и целиком ее поддерживаю.

Я должен здесь, на Сессии, заявить о том, что рабочие города Ленинграда, паша советская социалистическая интеллигенция вчера и сегодня на митингах, посвященных открытию Третьей Сессии Верховного Совета СССР, и при обсуждении опубликованного доклада тов. Зверева эту цифру встретили с большим воодушевлением.

За эти 40 миллиардов единодушно проголосует вся страна, ибо мы знаем, что это еще выше поднимет могущество нашей Красной

[105]

Армии и Военно-Морского Флота. Это значит, что у нас будет намного больше сверхскоростных самолетов, грозных танков а ворошиловские залпы будут весить еще больше.

Это значит, что у нас будут новые быстроходные, грозные военные корабли. Эти 40 миллиардов на оборону будут грозным предупреждением фашистским агрессорам.

Говоря о финансировании обороны Советского Союза, я хотел бы подчеркнуть следующую особенность. 40 885 млн. руб. — цифра большая, но при таком большом финансировании обороны страны мы видим, что у нас не уменьшаются и размеры ассигнований на народнохозяйственные и социально-культурные мероприятия. Наоборот, финансирование народного хозяйства увеличилось на 14,7 % и социально-культурных мероприятий—на 9,2 % по сравнению с 1938 г.

Это говорит о том, что наша страна одновременно может увеличивать ассигнования на народное хозяйство, развивая его, поднимая и улучшая культурно-бытовое положение трудящихся, и может форсированно проводить мероприятия по обороне страны.

Это лишний раз подчеркивает могущество нашей страны, ее богатство. Это еще лишний раз подчеркивает наше быстрое движение вперед.

Поэтому мы на Сессии и заявляем: если обстановка потребует еще средств на оборону, то наш социалистический парламент в этом вопросе всегда поддержит свое Правительство. Мы знаем, что дать можем еще больше, возможности у нас есть.

Товарищи депутаты, нет никакого сомнения в том, что бюджет 1939 г. будет выполнен, что народы Советского Союза под руководством коммунистической партии и нашего вождя и учителя товарища Сталина успешно закончат второй год третьей сталинской пятилетки, что послужит делу успешного выполнения всего третьего сталинского пятилетнего плана народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик. (Аплодисменты.)

[106]

 

Персоналии:

Дата: 
27 мая, 1939 г.