Протокол допроса контр-адмирала Э. Краффта. 7 марта 1950 г. Москва
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА АРЕСТОВАННОГО КРАФФТА ЭРНСТА
от 7 марта 1950 года Краффт Э[рнст], 1885 года
рождения, уроженец гор. Берлина, немец,
германский подданный, происходит из
семьи генерала германской армии, беспартийный,
с высшим образованием, бывший командующий восточ-
[91]
ным участком германского побережья Балтийского моря, контр-адмирал в отставке.
Допрос начат в 11 час. 30 мин
Вопрос: Какие секретные задания Верховного командования германского военно-морского флота вам приходилось выполнять?
Ответ: За время моей службы в германском военно-морском флоте я дважды выполнял секретные задания германского командования. Об одном из них, а именно о доставке строго секретного пакета из штаба германского подводного флота в Австро-Венгрии в штаб Верховного командования в Берлине, накануне революции в Германии, я уже показал на прошлых допросах, Другое секретное задание командования германского военно-морского флота я выполнял во время Первой мировой войны.
Вопрос: В чем оно заключалось?
Ответ: В декабре 1915 года Верховное командование германского военно-морского флота решило направить в Австро-Венгрию, воевавшую на стороне Германии, подводную лодку для усиления боевых действий австро-венгерского флота в Средиземном море.
Доставка этой подводной лодки в Австро-Венгрию морским путем была невозможна, так как ей не хватило бы горючего. Поэтому было решено разобрать подводную лодку и отправить ее к месту назначения, в порт Пола, специальным железнодорожным составом в разобранном виде. Сопровождение этого специального железнодорожного состава и передача подводной лодки Верховному командованию Австро-Венгрии были поручены мне. Это задание Верховного командования я успешно выполнил.
Вопрос: Какие особые поручения Верховного командования германского военно-морского флота вы выполняли в период подготовки Германией вооруженного нападения и ведения войны против СССР?
Ответ: Принимая активное участие в подготовке Германией вооруженного нападения на Советский Союз, я руководствовался в своей практической деятельности приказами и указаниями гитлеровского командования, но каких-либо особых поручений мне не приходилось выполнять.
Вопрос: Какие корабли германского военно-морского флота базировались в подведомственном вам военном порту Гдыня во время войны Германии против СССР?
Ответ: Военный порт Гдыня являлся базой для крейсеров «Эмдем», «Нюрнберг» и «Лейпциг». Временно, приблизительно до лета 1941 года в Гданьском порту находились также тяжелые линкоры «Бисмарк», «Тирпиц» и броненосец «Принц Ойген»68. Кроме того, в порту Гдыня находился авианосец «Граф Цеппелин» 69, который не был еще окончательно достроен, и броненосец «Гнейзенау», который должен был быть модернизирован.
[92]
Вопрос: После увольнения в отставку вы, как специалист по военно-морскому флоту, привлекались к выполнению каких-либо поручений германских властей?
Ответ: Нет, не привлекался.
Допрос закончен в 17 часов 00 мин.
Протокол с моих слов записан правильно и мне прочитан в переводе на немецкий язык.
Краффт
Допросил: сотрудник Следчасти по особо
важным делам МГБ СССР ст[арший] лейтенант
Смирницкий
ЦА ФСБ России. Н-20527. Л. 234-237. Подлинник. Машинопись. Автограф.
[93]
Здесь воспроизводится по изданию: Вермахт на советско-германском фронте. Следственные и судебные материалы из архивных уголовных дел немецких военнопленных 1944-1952. (Сост. В.С. Христофоров, В.Г. Макаров). М., 2011. С. 91-93. Документ № 17.
Комментарии
68 «Принц Ойген», «Принц Евгений» (нем. «Prinz Eugen») — тяжелый крейсер германского флота класса «Адмирал Хиппер». Спущен на воду в августе 1938 г. на верфи «Германиаверфт» (Киль). Назван в честь австрийского полководца Евгения Савойского (1663-1736). Включен в состав флота в августе 1940 г. Скорость хода до 32 узлов. Вооружение: 8 сдвоенных 203-мм орудий SK; 12 сдвоенных 150-мм зенитных орудий; 12х37-мм зенитных орудий; 28х20-мм зенитных пулеметов, а также 12 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 3 самолета Arado 196. Экипаж: от 1340 до 1548 чел. В обиходе часто именовался «Принц». 2 июля 1940 г. во время авианалета получил попадание фугасной 227-кг бомбой в палубу. В мае 1941 г. вышел в море и, соединившись с линкором «Бисмарк», вошел в состав эскадры адмирала Г. Лютьенса. 2 июля 1941 г. попал вновь под авианалет и получил тяжелые повреждения. В мае 1942 г. вышел в море в сопровождении эскадры кораблей. 23 февраля 1943 г. атакован британской подводной лодкой «Трайдент» и получил тяжелые повреждения. После выхода из доков в мае того же года в боевых действиях не участвовал и использовался как учебный корабль. В 1945 г. после раздела германского флота передан США. Использовался в качестве мишени для испытания атомных бомб на атолле Бикини. Уничтожен в ноябре 1947 г. Командиры: капитан 1-го ранга Г. Бринкман (август 1940 — август 1942); капитан 2-го ранга В. Бек (и.о., август-октябрь 1942); капитан 1-го ранга Г.-Э. Фосс (октябрь 1942 — февраль 1943); капитан 1-го ранга В. Эрхардт (март 1943 — январь 1944); капитан 1-го ранга Г. Юрген (январь 1944 — май 1945).
69 «Граф Цеппелин» (нем. «Graf Zeppelin») — авианосец ВМФ Германии. Стал первым авианосцем своего класса, а также единственным кораблем, который с самого начала строился как авианосец. Заложен в декабре 1938 г. на верфях «Дойче Верке АГ» в Киле. Название получил в честь графа Фердинанда фон Цеппелина (1828-1917), создателя одноименного летательного аппарат. Водоизмещение 33 600 т, скорость хода до 38 узлов. Вооружение: 16х 150-мм орудий SK С/28, объединенных в восьми спаренных казематах; 12х105-мм орудий 65 SK С/33; 22 спаренных по 2х37-мм зенитных орудия; 28х20-мм и 12х20-мм зенитных пулеметов 65 MG С/30. Корабль имел две катапульты для подъема самолетов. На авианосце должны были разместиться 40 самолетов, в том числе 18 Ju.87C Stuka и 22 истребителя Ме.109. Экипаж: 1675 чел., из них 104 офицера. Строительство корабля так и не было закончено, на работы по созданию авианосца истрачено 92,7 млн рейхсмарок. 24 мая 1945 г. недостроенный корабль был потоплен советскими самолетами в Штеттине. После войны по разделу германского ВМФ корабль отошел к СССР; в сентябре 1947 г. отбуксирован в Ленинград.