Поиск по документам XX века

Loading

Протокол допроса контр-адмирала Э. Краффта. 3 марта 1945 г.

Протокол допроса контр-адмирала Э. Краффта. 3 марта 1945 г. [Б/м, Действующая армия]

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ЗАДЕРЖАННОГО КРАФФТА ЭРНСТА МАКСОВИЧА

от 3 марта 1945 года

Об ответственности по ст. 95 УК РСФСР переводчица Вусавич предупреждена.

Вусавич

[51]

Вопрос: Ваша служебная деятельность в немецком военно-морском флоте?

Ответ: На службу в военно-морской флот я поступил в 1903 году. На протяжении 3,5 лет обучался в военно-морском училище в гор. Киль и на линкоре «Кайзер Вильгельм дер Гройссер» 30, где и получил звание лейтенанта морской службы в 1906 году. С октября 1906 года до начала войны 1914 года я служил на разных кораблях, в том числе я на протяжении 2-х лет находился в Китае на крейсере «Шарнхорст» в военном порту Цинтау.

С начала войны 1914 года я на протяжении шести месяцев являлся командиром торпедоносца, после чего на протяжении шести месяцев я обучался в школе подводников, и по окончании школы я был назначен командиром подводной лодки, и в этой должности я прослужил до конца Мировой войны.

С 1918 до 1934 года я занимал различные должности в военно-морском флоте, как на берегу, так и на море, последняя моя должность была — комендант порта и крепости (форт) в Пиллау (Восточная Пруссия), военное звание — капитан 1-го ранга (в чине полковника).

В 1934 году я должен был получить звание контр-адмирала, поскольку в звании капитана 1-го ранга я находился на протяжении 4-х лет. Но по неизвестным для меня причинам я был демобилизован. В приказе о переходе в запас было указано, что увольняюсь, поскольку флот немецкий не большой и остаются на службе только те, которые уже в звании адмиралов уже служат, кроме того, меня благодарили за мою службу во время войны и мира. С 1934 до 1940 года я работал в гор. Киль и являлся руководителем военно-морской библиотеки.

16 марта 1940 года меня снова призвали на службу в военно-морском флоте, и был назначен комендантом Свинемюндского военного порта и укрепления, в этой должности я был до 26 июня 1940 года, затем был переведен на должность коменданта военного порта Гдыни (Гутенафен) и всей укрепленной полосы от Гдыни до Пиллау, в этой должности я находился до 31 августа 1942 года. В июне 1940 года я получил звание контр-адмирал и в этом звании был в августе 1942 года уволен.

Вопрос: По какой причине вы в 1942 году были уволены со службы в военно-морском флоте?

Ответ: В приказе об увольнении было указано, что увольняюсь по своей старости и потому, что необходимо более молодых выдвигать на ответственные посты, но я лично считаю, что меня уволили за то, что не состоял в национал-социалистической партии, и потому, что в беседе с гауляйтером Данцига Альбертом Форстер (окружной партийный руководитель) указал на то, что он не имеет права вмешиваться в дела моей службы как партийный руководитель. Началось с того, что он, Форстер, хотел в Гданьском порту между двумя батареями поставить памятник павшим во время войны и батареи он предложил отодвинуть на 200-300 метров. Я отказался выполнить это и при этом я ему говорил, что он не имеет права и не должен вмешиваться в дела порта.

[52]

Вопрос: Вам известно, какие укрепления имеются на Балтийском побережье Германии?

Ответ: На Балтийском побережье Германии имелось пять береговых укрепленных пунктов: Киль, Свинемюнде, Гдыня, Пиллау и Мемель. Причем мне известно наличие артиллерии только в портах Свинемюнде, Гдыня и Пиллау, где я работал до августа 1942 года.

В Свинемюнде имеется три батареи: одна батарея 3-х пушечного состава [калибра] 24 см, одна батарея 4-х пушечного состава — 17 см, и одна батарея 4-х пушечного состава 15 см, причем тяжелая батарея установлена с восточной стороны порта, а остальные две батареи установлены на западной стороне порта.

В порту Гдыня имелись три батареи. Одна батарея из 4-х пушек установлена на косе Хель, калибр пушек 15 см, одна батарея установлена севернее Гдыни — 3 пушки, калибр 15 см (пушки старые) и одна батарея из 4-х пушек установлена при впадении р. Вислы в Данцигскую бухту, южнее Гдыни.

В порту Пиллау установлено три батареи, из них одна батарея из 3-х пушек калибра 30,5 см находится севернее Пиллау, при входе в канал, идущий в порт Кенигсберг, вторая батарея 4-х пушечного состава калибра 17 см установлена тоже севернее Пиллау, а третья батарея установлена южнее Пиллау, на косе се-вернее пункта Нёттиф, при входе в канал, идущий в порт Кенигсберг. Кроме того, все батареи обеспечены противовоздушными средствами, зенитной ар-тиллерией и пулеметами. Точное место расположения указанных батарей я могу указать на карте большого масштаба.

Вопрос: Укажите, какими кораблями располагает в настоящее время Германия.

Ответ: Мне известно, какое наличие в настоящее время крупных и средних кораблей. Самым большим кораблем (в Германии) теперь является «Гнейзенау» 31, это крейсер 25-30 тысяч тонн водоизмещения, более мелкие крейсера «Эмдем» 32, «Лейпциг» 33, «Нюрнберг» 34 от 4-6 тысяч тонн водоизмещения, два так называемых «карманных» линкора «Адмирал Шеер» 35 и «Дойчланд» 36 — водоизмещением в 10 000 тонн каждый.

О наличии более мелких судов мне неизвестно, поскольку Германия потеряла в этой войне большое количество кораблей, в том числе и подводных лодок 37. Со слов одного офицера, до 1942 года Германия потеряла до 200 подводных лодок.

Вопрос: В каких местах Германии строились и строятся военные корабли, где строится вооружение и приборы для кораблей?

Ответ: Военные корабли строились в Гамбурге, Бремене и в Киле, Вильгельмсгафене, Эльбинге и в Данциге. Почти все верфи подвергались воздушным налетам, но они восстанавливались и продолжали работать. Артиллерия для кораблей изготовлялась заводами Круппа в гор. Эссене, часть вооружения получали от заводов «Шкода», Чехословакия, но с какого завода, я не знаю.

Оптическими приборами корабли снабжались фирмой «Цейс» из гор. Йена (Тюрингия). Электрическими приборами снабжались фирмой Симменс, се-

[53]

вернее Берлина. Химическими веществами снабжались фирмой «И.Г. Фарбен» 38 из гор. Людвигсгафена на р. Рейн, а также из гор. Экстер (Вестфайн *).

Вопрос. Вам известна структура абверслужбы военно-морских сил Германии?

Ответ: Центральный аппарат абверслужбы находился в (Германии) гор. Берлине при главном штабе Абвера. Отдельной абверслужбы военно-морской флот не имеет.

Главному штабу Абвера подчинялась абверслужба Балтийского моря, штаб которой находился в гор. Киле, и абверслужба Северного моря, штаб которой находился в Вильгельмсгафене. Этому отделу подчинялись офицеры абвер-службы, которые находились, насколько мне известно, в гор. Данциге и Кенигсберге и в городах областного значения. На кораблях абвер-офицера не было.

Вопрос: Кого вы знаете из работников абверслужбы Германии?

Ответ: Из работников абверслужбы я лично знаком с начальником Главного управления абверслужбы адмиралом Канарисом, с последним я служил в Вильгельмсгафене в 1927-1929 годах, тогда он еще не являлся работником Абвера. Последний раз я его видел в Берлине и с ним беседовал в 1936 или в 1937 году, но о работе я с ним не разговаривал. Больше я с Канарисом не встречался, переписки с Канарисом не имел. Больше я из работников Абвера никого не знаю, поскольку с этой службой общего ничего не имел.

Протокол записан с моих слов верно, мне прочитан, переведен на немецкий язык, в чем и подписываюсь.

Краффт

Допросил: ст[арший] следователь

ОКР «Смерш» 13 арм[ии] 39 капитан 

Вайнштейн

ЦА ФСБ России. Н-20527. Л. 12-14об. Подлинник. Рукопись. Автограф.

----

*Так в документе, речь идет о Вестфалии.

[54]

Здесь воспроизводится по изданию: Вермахт на советско-германском фронте. Следственные и судебные материалы из архивных уголовных дел немецких военнопленных 1944-1952. (Сост. В.С. Христофоров, В.Г. Макаров). М., 2011. С. 51-54. Документ № 8.

Комментарии

30. Так в документе. «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» — эскадренный броненосец германского флота класса «Кайзер Фридрих III». Включен в состав флота в 1902 г. Водоизмещение около 12 ООО т. Скорость хода до 20 узлов. Вооружение: 4х240-мм, 18x150- мм и 12х88-мм орудий; 6х450-мм торпедных аппаратов (у первого корабля серии «Кайзер Фридрих III»). В 1920 г. исключен из состава флота. Построено пять кораблей данного класса: «Кайзер Фридрих III», «Кайзер Вильгельм II», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Кайзер Карл дер Гроссе» и «Кайзер Барбаросса».

31. «Гнейзенау» (нем. «Gneisenau») — линейный корабль германского флота, однотипный с линкором «Шарнхорст». Заложен в феврале 1934 г. на военно-морской верфи «Дойче Верке АГ» в Киле; спущен на воду в декабре 1936 г. Назван в честь генерал- фельдмаршала графа Августа Нейтгарда фон Гнейзенау (1760-1831). Включен в состав флота в мае 1938 г. Водоизмещение 38 900 т, скорость хода до 31 узла. Вооружение: 9х280-мм орудий SK; 12х150-мм орудий; 14х105-мм зенитных орудий; 16х37-мм зенитных орудий; 38х20-мм зенитных пулеметов и 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту (с 1942 г.) 6 самолетов Arado 196. Экипаж: 1669 чел., а также 10 офицеров и 61 матрос штаба флота. В первый поход вышел в октябре 1939 г. в сопровождении крейсера «Кёльн» и эскадренных миноносцев. В декабре 1940 г. вместе с линкором «Шарнхорст» вышел в Атлантику, затем в феврале 1941 г. принял участие в походе в Датские проливы и нападении на конвои НХ-108 и SL-76. В марте 1941 г. переведен в Брест, где через месяц подвергся нескольким налетам британской авиации и получил ряд повреждений. После этого Гитлер отдал приказ о перебазировании крупных надводных кораблей в германские порты. С июля 1942 г. выведен из состава флота и использовался в качестве плавучей базы. В марте 1945 г. затоплен в бухте Гдыни, чтобы заблокировать фарватер.

32. Так в документе. «Эмден» (нем. «Emden») — легкий крейсер германского флота. Заложен на военно-морской верфи Вильгельмсхафена в декабре 1921 г.; спущен на воду в январе 1925 г. Водоизмещение 6990 т. Развивал скорость хода до 29 узлов. Вооружение: 8х150-мм орудий SK; 2х88-мм зенитных орудий; 4х37-мм зенитных орудий; 11х20-мм зенитных пулеметов, 4 (с 1934 г. — 12) торпедных аппарата калибра 533 мм и 120 мин. Экипаж: 19 офицеров и 464 унтер-офицеров и матросов. Был в числе пяти легких крейсеров (вместе с «Кёнигсбергом», «Карлсруэ», «Кёльном» и «Лейпцигом»), которые более или менее соответствовали ставившимся перед ними задачам к моменту прихода нацистов к власти в Германии. Совершил девять зарубежных походов. В апреле 1933 г. перестроен и в сентябре 1934 г. вернулся в действующий флот. В ноябре 1940 — феврале 1941 г. находился на модернизации. С 1942 г. использовался как учебный корабль. Неоднократно подвергался авианалетам, в результате в апреле 1945 г. команде пришлось выбросить корабль на берег бухты Хайкендорф в Кильском порту.

33. «Лейпциг» (нем. «Leipzig») — легкий крейсер германского флота, первый в своем классе. Заложен в 1928 г. на военно-морской верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду в октябре 1929 г. По традиции назван в честь одного из крупных немецких городов. В состав флота включен в октябре 1931 г. Водоизмещение 8520 т. Развивал скорость хода до 32 узлов. Вооружение: 9х150-мм орудий SK; 6х88-мм зенитных орудий; 8х37-мм зенитных орудий; 14х20-мм зенитных пулеметов, 12 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 120 мин. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 2 самолета Arado 196. Экипаж: 26 офицеров и 508 унтер-офицеров и матросов. Во время Гражданской войны в Испании участвовал в блокаде испанских берегов. 12 декабря 1939 г. был атакован британской эскадрой и получил повреждения, после чего до декабря 1940 г. находился на ремонте. В сентябре 1941 г. включен в состав Балтийского флота. В октябре 1944 г. в районе Готенхафена столкнулся с тяжелым крейсером «Принц Ойген», в ноябре выведен из состава флота и превращен в плавучую казарму. В феврале 1945 г. при подходе советских войск к Готенхафену сумел выйти в море и совершить переход в залив Абенраа (Дания). Затоплен в июле 1946 г. юго-западнее Фарзунда (Южная Норвегия).

34. «Нюрнберг» (нем. «Niirnberg») — легкий крейсер германского флота класса «Лейпциг». Заложен в ноябре 1933 г. на военно-морской верфи «Дойче Верке АГ» в Киле; спущен на воду в декабре 1934 г. По традиции назван в честь одного из крупных немецких городов. В состав флота включен в ноябре 1935 г. Водоизмещение 8380 т. Развивал скорость хода до 32 узлов. Вооружение: 9х150-мм орудий SK; 8х88-мм зенитных орудий; 8х37-мм зенитных орудий; 8х20-мм зенитных орудий, 12 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 120 мин. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 2 самолета Arado 196. Экипаж: 26 офицеров и 508 унтер-офицеров и матросов. С апреля 1936 г. флагман разведывательных сил флота. Во время гражданской войны в Испании участвовал в блокаде испанских берегов. В декабре 1939 г. у Доггер-банки атакован британской подводной лодкой и получил тяжелые повреждения. С января 1945 г. использовался для обороны Датских проливов. В мае 1945 г. захвачен в Копенгагене британским флотом. В январе 1946 г. при разделе германского флота передан СССР. С 13 февраля 1946 г. получил новое название «Адмирал Макаров». С февраля 1957 г. использовался как учебное судно, весной 1960 г. сдан на лом.

35. «Адмирал Шеер» (нем. «Admiral Scheer») — линейный корабль германского флота класса «Дойчланд». Заложен в 1931 г. на военно-морской верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду в апреле 1933 г. Назван в честь одного из руководителей германского флота во время Первой мировой войны адмирала Рейнхарда Шеера (1863-1928). Водоизмещение 15 180 т, скорость хода до 26 узлов. Вооружение: 6х280-мм орудий SK; 8х150-мм орудий; 6х105-мм зенитных орудий; 8х37-мм зенитных орудий; 8х20-мм зенитных пулеметов и 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 2 самолета Arado. Экипаж: 1150 чел. В феврале 1942 г. был поврежден в результате авианалета с британского крейсера «Глазго». В январе 1943 г. после ремонта был переведен в Готенхафен в качестве учебного судна. В ноябре 1944 — феврале 1945 г. вновь в составе действующего флота; 10 апреля 1944 г. был атакован авиацией союзников в Киле и потоплен.

36. «Дойчланд» (нем. «Deutschland») — броненосец германского флота, первый в своем классе. Заложен в феврале 1929 г. на военно-морской верфи «Дойче Верке АГ» в Киле; спущен на воду в мае 1931 г. Получил название по имени страны — «Германия». В состав флота включен в апреле 1933 г. Водоизмещение 14 290 т, скорость хода до 28 узлов. Вооружение: 6х280-мм орудий SK; 8х150-мм орудий; 6х105-мм зенитных орудий; 8х37-мм зенитных орудий; 8х20-мм зенитных пулеметов и 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 2 самолета Arado. Экипаж: 33 офицера, 24 обер-фельдфебеля, 10 фельдфебелей, 121 унтер-офицер и 440 матросов. До февраля 1940 г. считался тяжелым крейсером, в том же году переименован в «Лютцов» (нем. «Liitzov»). С октября 1944 г. использовался как учебный корабль. В мае 1945 г. был практически уничтожен в результате пожара.

37. Потери ВМС Германии в годы Второй мировой войны (с 1 сентября 1939 по 8 мая 1945 г.) составили: линейные корабли — 4, тяжелые крейсеры — 5, легкие крейсеры — 4, устаревшие линкоры — 2, вспомогательные крейсеры — 9, эскадренные миноносцы — 27, подводные лодки — 968, миноносцы — 68, конвойные корабли — 27, тральщики-искатели — 106, спасательные суда — 182, торпедные катера— 152. Подробнее см.: Дашичев В.И. Указ. соч. С. 647.

38. «ИГ Фарбениндустри» (нем. «IG Farbenindustrie Aktiengesellschaft»; IG — аббревиатура от нем. Interessengemeinschaft, т.е. «общность интересов») — объединение крупнейших германских химических корпораций: «Вауег», «Casella», «Hohst», «Badische Anilin- und Sodafabrik» (BASF), «Agfa», «Hiils», «Kalle» и др. В 1904 г. по инициативе К. Дуйсбурга было создано IG трех химических заводов — в Хёхсте, Людвигсхафене и Леверкузене. В 1925 г. шесть химических корпораций, входивших в картель, слились в единое акционерное общество, получившее название «ИГ Фарбениндустри». Являлось самым крупным частным предприятием Германии и контролировало большую часть химической промышленности страны. Во время Второй мировой войны на предприятия «ИГ Фарбениндустри» приходилось 100% производства искусственного каучука, 95% отравляющих веществ, 90% пластика, 89% магния, 84% взрывчатых веществ, 70% оружейного пороха. На заводах концерна широко использовался труд узников концентрационных лагерей.

39. 13-я армия — оперативно-стратегическое объединение Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Сформирована в мае 1941 г. на основании директивы Генштаба РККА от 24 апреля 1941 г. в Западном Особом военном округе. С началом Великой Отечественной войны ее полевое управление объединило войска Западного фронта, находившиеся в районе Минска. В 1945 г. части армии участвовали в последних наступательных операциях 1-го Украинского фронта: Силезско-Сандомирской (12 января — 3 февраля), Берлинской (16 апреля — 8 мая) и Пражской (6-11 мая). Боевые действия завершила западнее Праги. Командующие: генерал-лейтенант П.М. Филатов (май-июль 1941); генерал-лейтенант Ф.Н. Ремезов (июль 1941); генерал-лейтенант В.Ф. Герасименко (июль 1941); генерал-майор К.Д. Голубев (июль-август 1941); генерал-майор A.M. Городнянский (август 1941 — январь 1942); генерал- майор (с февраля 1943 — генерал-лейтенант, с августа 1944 — генерал-полковник) Н.П. Пухов (январь 1942 — май 1945).

Страна и регион:

Дата: 
3 марта, 1945 г.