31 июля 1940 г.
Не для печати
Пленум ЦК ВКП(б) считает, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений" проводится в жизнь неудовлетворительно.
Прогулы и самовольные уходы на предприятиях и в учреждениях, хотя несколько и сократились, но все еще весьма значительны. Летуны и прогульщики во многих случаях остаются безнаказанными. Также остаются безнаказанными директора предприятий и начальники учреждений, попустительствующие прогульщикам, спасающие их под разными предлогами от отдачи под суд.
На большинстве предприятий прирост продукции и улучшение качества ее крайне незначительны. На отдельных же предприятиях, из-за неумелого разрешения организационно-хозяйственных вопросов, в связи с переходом на восьмичасовой рабочий день, а также вследствие плохой борьбы с летунами и прогульщиками, вовсе не произошло никакого увеличения выпуска продукции и улучшения ее качества.
Пленум ЦК ВКП(б) устанавливает, что партийные организации не осуществляют контроля над проведением в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и предоставили все это дело самотеку.
Обкомы, крайкомы, ЦК компартий союзных республик устранились от руководства делом выполнения Указа, ограничились общими указаниями партийным организациям о проведении митингов и собраний для обсуждения обращения ВЦСПС и Указа, не установили повседневного контроля за ходом выполнения Указа, не принимают своевременных мер к тому, чтобы Указ вы- полнялся на всех без исключения предприятиях и учреждениях, проходят мимо фактов нарушения Указа со стороны директоров предприятий, начальников учреждений, органов прокуратуры и суда.
Наркоматы, как правило, ограничились изданием формальных приказов в связи с Указом и не осуществляют практического руководства проведением его в жизнь. Народные комиссары лично не занимаются вопросами проведения в жизнь Указа на подведомственных им предприятиях и учреждениях и переложили руководство этим делом на отделы труда наркоматов. Наркоматы запаздывают с разрешением многих крупных организационно-хозяйственных вопросов, связанных с переходом на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю. Наркоматы формально отнеслись к проведению в жизнь постановления СНК СССР о повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на восьмичасовой рабочий день, вследствие чего в ряде отраслей промышленности новые нормы выработки не выполняются.
Директора предприятий и начальники учреждений самоустранились от выполнения Указа об отдаче под суд летунов и прогульщиков и возложили это дело целиком на работников отдела найма и увольнения. На предприятиях и в учреждениях во многих случаях дела о прогульщиках не передаются в суд, или передаются с большим запозданием. Широко распространена противогосударственная практика предоставления под разными предлогами кратковременных 2-3-дневных отпусков рабочим и служащим за собственный счет, что является не чем иным, как формой узаконения прогулов и укрывательства прогульщиков от суда. Ту же противогосударственную практику отражает тот факт, что на предприятиях и в учреждениях не считается прогулом, когда рабочие и служащие во время рабочего дня отлучаются с работы без разрешения администрации, уходят на обед раньше положенного времени и возвращаются к рабочему месту позже установленного срока.
Прокуратура, на которую Указ возложил прямые обязанности карать летунов и прогульщиков, работает недопустимо плохо. Органы прокуратуры во многих случаях преступно бездействуют и не осуществляют возложенных на них функций контроля за выполнением Указа. Работники органов прокуратуры неделями задерживают передачу в суд поступивших к ним дел о прогульщиках. Органы прокуратуры не привлекают к ответственности директоров предприятий и начальников учреждений, уклоняющихся от предания суду летунов и прогульщиков.
Народные суды нарушают Указ, подолгу маринуют дела о прогульщиках, выносят неправильные приговоры (общественное порицание, условное наказание). Приговоры судов очень часто не приводятся немедленно в исполнение. Народные суды вызывают в судебные заседания в рабочее время рабочих, служащих, администрацию предприятий и учреждений в качестве свидетелей по делам прогульщиков и летунов, что фактически является не чем иным, как "организацией прогулов". В результате политически ошибочного приказа прокурора СССР т.Панкратьева и наркомюста т.Рычкова от 27 июня 1940 г., на местах получила широкое распространение неправильная практика устройства так называемых показательных процессов над летунами и прогульщиками.
Профсоюзные организации не поставили в центре внимания всей работы в массах вопросы укрепления трудовой дисциплины и борьбы с дезорганизаторами производства. Многие профсоюзные организации стоят в стороне от контроля за неуклонным проведением на предприятиях и в учреждениях Указа Президиума Верховного Совета СССР.
Особо следует отметить, что на предприятиях и в учреждениях до сих пор широко распространена неправильная практика созыва в рабочее время различного рода собраний, заседаний, совещаний партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, что дезорганизует нормальную работу предприятий. На многих предприятиях и в учреждениях рабочие и служащие отвлекаются в рабочее время от их непосредственной работы для выполнения поручений общественных организаций.
Пленум ЦК ВКП(б) считает, что незамедлительная ликвидация всех указанных недостатков и извращений в проведении в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и прямых нарушений этого Указа является тем необходимым условием, без которого невозможно добиться коренного улучшения работы предприятий и учреждений и наведения в них большевистского порядка, роста производительности труда, улучшения качества и увеличения выпуска продукции всеми отраслями промышленности и дальнейшего укрепления хозяйственной и оборонной мощи Советского Союза.
Пленум ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Осудить недооценку со стороны обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик хозяйственного и политического значения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года и практику самоустранения их от руководства проведением Указа в жизнь.
2. Считать главной задачей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик и всех партийных организаций в отношении промышленности обеспечение руководства и контроля за осуществлением мероприятий по переходу на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и по запрещению самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений.
3. Обязать партийные организации в кратчайший срок добиться решительного укрепления трудовой дисциплины на предприятиях и в учреждениях, ликвидации фактов самовольного ухода рабочих и служащих с государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, полного использования восьмичасового рабочего дня, серьезного роста производительности труда, повышения качества продукции.
4. Обязать партийные организации добиться того, чтобы каждый коммунист и комсомолец, прежде всего, лично на деле служил примером честного, социалистического отношения к труду. Установить, что коммунисты и комсомольцы, ушедшие самовольно с предприятия и учреждения или совершившие прогулы, должны не только подвергаться наказанию по суду, но и исключаться из рядов ВКП(б) или из рядов ВЛКСМ, как злостные нарушители государственной и партийной дисциплины.
5. Признать неправильным, что наркомы лично не занимаются вопросами проведения в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года и передоверили это дело второстепенным работникам.
Считать народных комиссаров лично ответственными за проведение в жизнь заказа на подведомственных им предприятиях и в учреждениях. Обязать наркомов взять под специальный контроль выполнение Указа в отношении предания суду летунов и прогульщиков, а также обеспечить своевременное разрешение всех хозяйственно-организационных вопросов, связанных с переходом на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю (правильная организация смен, ремонт оборудования, выполнение новых норм выработки и т. п.).
6. Признать неправильным, что многие директора предприятий вместо того, чтобы полностью использовать предоставленную им власть и не бояться насаждать дисциплину хотя бы путем применения репрессий, либеральничают с прогульщиками и дезорганизаторами производства, уклоняются от отдачи их под суд и фактически не насаждают дисциплину, а только болтают о ней.
Пленум ЦК ВКП(б) осуждает такое поведение директоров и считает, что за установление твердой дисциплины на предприятии отвечает прежде всего директор, так как он является хозяином дела, полновластным руководителем предприятия, целиком отвечающим за состояние дел на предприятии и за порядок на производстве. С директора прежде всего необходимо взыскивать за всякую бесхозяйственность и за всякий беспорядок на предприятии.
Пленум ЦК ВКП(б) считает, что важнейшим условием успешного осуществления мероприятий по установлению трудовой дисциплины и повышению производительности труда является укрепление единоначалия на предприятиях, поднятие авторитета директоров предприятий, безусловное выполнение их приказов и распоряжений. Обязать партийные организации оказывать всемерную поддержку директорам в наведении ими порядка на предприятиях, в установлении трудовой дисциплины, в осуществлении решительных мер борьбы с летунами и прогульщиками.
7. Обязать наркоматы совместно с ВЦСПС и под руководством Совнаркома СССР разработать и ввести в действие не позднее 1 сентября 1940 г. новые правила внутреннего распорядка, вытекающие из Указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня и 10 июля 1940 г.
8. Поручить Наркомюсту СССР совместно с ВЦСПС к 1 октября 1940 года пересмотреть трудовое законодательство и привести его в соответствие с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня и 10 июля 1940 года.
9. Признать необходимым, в отмену примечания к п. "д" ст. 162 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующих ст. ст. Уголовных кодексов других союзных республик о наказании в дисциплинарном порядке лиц, совершивших мелкие кражи на производстве, а также во изменение части 1-й ст. 74 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующих ст. ст. Уголовных кодексов других союзных республик о наказании в административном порядке лиц, виновных в хулиганских действиях, совершенных в первый раз - установить, что рабочие и служащие, виновные в совершении мелкой кражи, независимо от ее размеров, а также в хулиганстве, совершенном на предприятии, в учреждении, или в общественном месте, караются по приговору народного суда тюремным заключением сроком на один год, если за эти преступления Закон не устанавливает более тяжелого наказания.
10. Снять прокурора СССР т. Панкратьева с занимаемого им поста, как не справляющегося со своими обязанностями и не обеспечившего контроля над выполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года.
11. Обязать наркомюста СССР тов.Рычкова ликвидировать в органах суда волокиту по разбирательству дел прогульщиков и лиц, самовольно ушедших с предприятий и учреждений.
Запретить вызов в судебные заседания в рабочее время рабочих, служащих и администрации предприятий и учреждений в качестве свидетелей по делам прогульщиков и летунов.
Запретить устройство показательных судебных процессов по делам прогульщиков и летунов, установив, что дела о прогульщиках и летунах рассматриваются судом в судебных помещениях и в обычном порядке.
12. Осудить широко распространенную практику, когда партийные, профессиональные, комсомольские и другие общественные организации на предприятиях и в учреждениях проводят в рабочее время собрания, заседания и совещания, что дезорганизует нормальную работу предприятий и учреждений.
13. Запретить партийным, советским, профсоюзным, комсомольским и другим общественным организациям:
а) созывать на предприятиях и в учреждениях в рабочее время собрания, заседания и всякого рода совещания;
б) вызывать в рабочее время рабочих и служащих;
в) снимать рабочих и служащих предприятий и учреждений для посылки их на проведение текущих кампаний или в командировки по шефским и тому подобным делам;
г) отвлекать в рабочее время рабочих и служащих предприятий и учреждений от их непосредственной работы для участия по поручению общественных организаций в обследовательских комиссиях и бригадах. Разъяснить, что рабочие и служащие предприятий и учреждений выполняют поручения общественных организаций только в нерабочее время.
14. Пленум устанавливает, что в ряде предприятий и отраслей промышленности имеет место совершенно неоправданная интересами производства и вредная для дела работа в три смены.
Проверка предприятий, работающих в три смены, показывает, что ни одна из смен полностью не загружена и не уплотнена, в результате чего предприятие несет огромные потери в электроэнергии, транспорте и чрезмерно высокие накладные расходы. Работа предприятий в три смены, за исключением непрерывно действующих производств, в которых устанавливается особый порядок, ослабляет хозяйственно-техническое руководство предприятием, ухудшает состояние оборудования из-за срыва текущего и предупредительного ремонта, снижает производительность труда рабочих, особенно за счет низкой выработки в третью (ночную) смену, создает искусственно повышенный спрос на рабочую силу и дополнительные жилищные трудности, чрезмерно повышает издержки производства по выпуску продукции.
Исходя из этого, Пленум поручает СНК СССР принять срочные меры к переходу на работу с трех смен на две смены во всех отраслях промышленности, за исключением непрерывно действующих по условиям технологии производства.
РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.2. Д.676. Лл.41-42 (с об). Типографский текст без заверительных надписей.
Здесь приводится по изданию: 1941 год. В 2-х книгах. Сборник документов. 1998.