Поиск по документам XX века

Loading

С.В. Петлюра. Война и украинцы.

Война и украинцы *)

Вызов Германии принят Россией, и теперь войска ее исполняют свой долг перед страной. Силе двух держав тройственного союза — Германии и Австро-Венгрии — противопоставлены силы тройственного соглашения — России, Франции и Англии — вместе с Бельгией, Сербией и Черногорией.

В водовороте разгорающихся событий мирового значения, долженствующих положить начало новым этапам истории, быть может, будут вовлечены еще и другие государства, интересы которых уже нарушены начавшейся войной или будут задеты. Мировое значение разражающейся бури сознается всеми, настоятельно требуя от каждого определить свое отношение к совершающимся событиям. Такого же отношения, вполне точного, без оговорок и неясностей, которым в переживаемое время нет и не может быть места, требуют эти события и от нас, украинцев. От нас тем более и настоятельнее, что силою исторических судеб наш народ раздроблен и входит неравномерными частями в состав государств, находящихся в положении противников, воюющих друг с другом. Раздробленность нашего национального организма между Россией и Австро-Венгрией давала основания некоторым кругам русского общества предполагать возможность так называемой «австрийской ориентации» среди украинцев России, то есть тяготения к монархии Габсбургов, и потому смотреть на украинцев России как на элемент неустойчивый при международных конфликтах, подобных настоящему. Нам нет нужды говорить о том, что подобного рода предположения не имели под собою почвы, что ни одного факта, ни одного убедительного аргумента, подтверждающего справедливость подобных предположений, ни авторы их, ни те, кто разделяет опасения последних, не могли привести. Оставляя в стороне и не считаясь с недобросовестными побуждениями в измышлениях подобного рода предположений, возможность их в среде непредубежденных по отношению к украинству кругов можно объяснить только политической аберрацией последних и непониманием или совершенным незнанием как истории украинского возрождения, так и его современного содержания. В идеалах украинцев и практических постулатах украинского общества, начиная с Кирилло-Мефодиевского братства 1) и вплоть до наших дней, национальное развитие части украинского народа, вошедшей в состав России, всегда мыслилось в пределах последней и в тесном союзе с народами, населяющими ее. Сознание национального единства всего украинского народа без дробления его на части, входящие в состав различных государств, равно как и культурной общности всего украинского народа, не может быть приравнено к сепаратизму. Проявление национальной воли российских украинцев не находило своего выражения в авантюрных политических комбинациях, и попытки таковых никогда не находили отклика в широких кругах украинского общества. Сепаратизм с «мазепинством» или австрофильством, как спутниками его, это — миф, и существовал он лишь в распаленном воображении наиболее непримиримых и наименее отдающих себе отчет в этом мифе противников украинства. Австрийская ориентация российских украинцев выдвигалась венскими политиками как «пугало» в международных аспектах или как самоуслаждение, в котором желанное для них учитывалось как возможное и осуществимое при соответствующей политической конъюнктуре. Происходило смешение понятий и переоценка центробежных стремлений в России вообще и украинских в частности. Галицким украинским политикам, в особенности национал-демократам, оперирование возможностью австрийских ориентации среди российских украинцев было, конечно, на руку в их борьбе за национальные приобретения в Галиции, но и галицкие украинские политики, под влиянием украинского общественного мнения из России, проводили черту между естественным для них государственным австрофильством и стремлениями российских украинцев, отнюдь, конечно, не совпадавшими с комбинациями, вытекающими из австрийской ориентации. Желанное разрешение украинского вопроса в России украинцы не связывали с авантюристскими построениями, ставя это разрешение в тесную зависимость от общего хода развития общественной жизни России. Благополучие и развитие этой жизни мыслилось как предпосылка, как элементарное conditio sine qua поп желанного разрешения национального вопроса в России вообще и украинского в частности. Для человека, хотя немного знакомого с историей движения украинской общественной мысли, высказанное нами выше не будет, конечно, новым. Мы считали только необходимым восстановить здесь в общих чертах известные факты, чтобы в свете, в логической цепи их более ясно открылась естественность позиции, занимаемой украинцами по отношению к переживаемым событиям.

Как вихрь, как грозная небывалая буря, угрожающая миру всего мира, налетели они и на землю, заселенную нашим народом. Часть Украины, граничащая с Галицией, тоже населенной украинским народом, делается одной из главных арен борьбы между воюющими державами. В этом трагизм положения украинцев, тот драматический момент его, который не может не бросаться в глаза каждому и который особенно остро и болезненно переживается украинцами по обе стороны границы. Но во время исключительно тяжелых испытаний, которым подвергается наше национальное чувство, мы должны проявить и соответствующее нашему национальному развитию понимание переживаемых событий, здравый политический ум и организованную волю нации, тысячами нитей, кровных, племенных, экономических и исторических, — связанной со страной, выступающей против Германии и Австро-Венгрии.

Противники России при переходе границы будут, конечно, стараться привлечь украинское население на свою сторону и всякими обещаниями политическими и национальными посулами посеять смуту среди него. Украинцы не поддадутся провокационным воздействиям и выполнят свой долг граждан России в это тяжелое время до конца и не только на поле брани, в рядах бранной рати, сражающейся против нарушителей мирового мира и права, но и как граждане — обыватели, обязанные в меру своих сил и возможностей содействовать успешному выполнению русской армией исключительно ответственной задачи, выпавшей на ее долю.

Мы можем утверждать, что цельность и сила того единодушия, которое под влиянием осознанной опасности, сплотило все разноплеменное население России, все классы и группы общества, единодушия, давно небывалого, и так ярко, освежающе и бодряще проявившегося, создана и при участии украинского общества, сумевшего найти в себе достаточно и политического развития, и гражданского такта, чтобы во время государственного потрясения поставить на первый план идею защиты государства и отражения угрожающей ему опасности. В этом единодушии залог успеха и корень надежды для счастливого выхода из тяжелого испытания. Пусть оно не покидает Россию и ее разноплеменное население, знаменуя собою единодушие и в разрешении сложных проблем общегосударственной жизни, из которых национальная проблема, в частности украинская, требует своего настоятельного разрешения. Такие потрясения в государственной жизни, как война, открывают обществу государственной народности не одну из его ошибок в отношениях к народностям негосударственным. Оно убеждается, что эти народности одинаково отстаивают цельность государства, защищают его неразрывность и достояние, отдают своих детей, тратят силы и материальные средства для защиты от общего врага и что центробежность национальных стремлений не есть та опасность, в которой иные видят угрозу целости России. Фетиш этой опасности всегда стоял на дороге к желательному разрешению национального вопроса в России, влияя на создание тех тяжелых условий, которыми старались окружить жизнь негосударственных народностей.

Было бы большим счастьем и для России, и для ее народов, если бы этот фетиш рассеялся, и просветленное сознание русского общества восприняло нужды инородцев, населяющих государство, не под углом выдуманных опасностей, угрожающих последнему, а при свете того высокого гражданского развития, которое обнаружено инородцами в эти дни испытаний. Если из последних народы России, и в частности украинцы, выходят твердыми и укрепленными в решимости защищать целость государства, — отпорная сила последнего, так необходимая в борьбе с нападающим врагом, приобретает особую упругость и напряженность, усиливая подъем народного духа страны и уверенность в счастливом исходе конфликта. Ею заражаются ряды армии, она насыщает собою жизнь государства, цементирует с целым отдельные его части, направляя волю последних в гармоническом единении с этим целым. В этом единении прообраз и дальнейшего мирного сожительства «частей» с целым, основанного на предоставлении им естественных прав на национальное развитие. Если в наиболее критические дни испытаний народности России выполняют свои обязанности перед нею, то в сознание общества и его правящих кругов должна проникнуть мысль о предоставлении этим народностям и соответствующих прав. В этом отношении замечаются уже благоприятные симптомы. Логика вещей говорит, что перемена отношений к инородцам коснется также и украинцев, и в открывающихся перспективах разрешения национального вопроса в России и вопрос украинский также поставлен будет на очередь. Толерантное отношение к украинцам Австрии, диктуемое обстоятельствами времени, открыло бы большие возможности: оно создало бы тяготение оторванной историческими условиями части к национальному украинскому целому, связанному с Россией; в результате совершилось бы великое дело исправления исторической ошибки, а воссоединенному в своих частях украинскому народу открылась бы возможность, в единении с возрождающейся Россией и населяющими ее народами, развития его богатых сил.

Примечания

*) Вiйна i украiнцi // Украинская жизнь. 1914. № 7. С. 3—7. Статья написана на русском языке 30 июля 1914 г. Публикуется по: Симон Петлюра. Статтi, листи, документи. Нью-Йорк: Украiнська Вiльна Академiя Наук у США, 1956. С.184—187.

1)  Кирилло-Мефодиевское братство — тайная политическая антикрепостническая организация на Украине, созданная по инициативе Н. Костомарова в 1845 г. — Ред.

Здесь приводится по книге: Симон Петлюра. Главный атаман. В плену несбывшихся надежд. Под редакцией Мирослава Пововича и Виктора Мироненко. Москва - Санкт-Петербург. 2008.

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
12 августа, 1914 г.