<...> Господа! Область правительственной власти есть область действий. Когда полководец на поле сражения видит, что бой проигран, он должен сосредоточиться на том, чтобы собрать свои расстроенные силы, объединить их в одно целое. Точно так же и правительство после катастрофы находится несколько в ином положении, чем общество и общественное представительство. Оно не может всецело поддаться чувству возмущения, оно не может исключительно искать виновных, не может исключительно сражаться с теми фантомами, о которых говорил предыдущий оратор 23). Оно должно объединить свои силы и стараться восстановить разрушенное. Для этого, конечно, нужен план, нужна объединенная деятельность всех государственных органов. На этот путь и встало настоящее правительство с первых дней, когда была вручена ему власть. Оно начало перестраивать свои ряды; оно разделило задуманные им мероприятия на более спешные, имеющие связь с последующими, и на эти последующие мероприятия, которые оно и решило проводить и планомерно, и последовательно. При этом правительство не могло не задать себе вопросов: нужен ли России флот, какой флот России нужен, и можно ли с этим делом медлить.
<...> Для всех, кажется, теперь стало ясно, что только тот народ имеет право и власть удержать в своих руках море, который может его отстоять. <...> Беззащитность на море так же опасна, как и беззащитность на суше. <...> Вот почему дело кораблестроения везде стало национальным делом. <...>
Эти вот простые соображения привели правительство к тому выводу, что России нужен флот. А на вопрос, какой России нужен флот, дала ответ та же комиссия государственной обороны, которая выразилась так: России нужен флот дееспособный. Это выражение я понимаю в том смысле, что России необходим такой флот, который в каждую данную минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших научных требований. Если этого не будет, если флот у России будет другой, то он будет только вреден, так как неминуемо станет добычей нападающих. России нужен флот, который был бы не менее быстроходен и не хуже вооружен, не с более слабой браней, чем флот предполагаемого неприятеля. России нужен могучий линейный флот, который опирался бы на флот миноносный и на флот подводный, так как отбиваться от тех плавучих крепостей, которые называются броненосцами, нельзя одними минными судами.
<...> Забудьте, господа, забудьте ту жгучую боль, которую испытывает каждый русский, когда касается вопроса о русском флоте, и последуйте за мной в область бесстрастного разрешения вопроса, в пределах одной государственной пользы и государственной необходимости. <...> правительство имеет дело с живым организмом – флотом, с живыми людьми; оно имеет еще одну капитальную задачу: на нем лежит обязанность оградить государство, во всякую данную минуту, от всяких случайностей. Поэтому правительство должно было прежде всего осмотреться и незамедлительно решить вопрос, как же быть с остатками, с обломками нашего флота.
<...> Вам известно, господа, что со времени окончания войны в морском ведомстве были произведены спешные работы. <...> Но нет, нет, господа, той волшебной палочки, от соприкосновения которой в один миг может переустроиться целое учреждение. Поэтому, если ожидать окончательного переустройства ведомства, если ожидать ассигнования колоссальных сумм на приведение в исполнение полной программы судостроения, то в деле приведения в порядок обломков нашего флота, наших морских сил, расстроенных последней войной, пришлось бы примириться с довольно продолжительной остановкой.
К чему же, господа, привела бы такая остановка? На этом не могло не остановить своего внимания правительство. Вникните, господа, в этот вопрос и вы. Первым последствием такой остановки <...> было бы, несомненно, расстройство наших заводов, на которое я указывал в комиссии государственной обороны и на что мне обстоятельно никто не возразил. То, что в других государст-вах оберегается, бережно наращивается, развивается технический опыт, знание, сознание людей, поставленных на это дело, все то, что нельзя купить за деньги, все то, что создается только в целый ряд лет, в целую эпоху, все это должно пойти на убыль, все это должно прийти в расстройство.
Член Государственной думы Львов 24) говорил о том, что не было бы беды, если бы наши заводы сократили несколько свою работу; но, господа, другие страны находят, что национальное судостроительство является плодом усилий целых поколений, результатом национального порыва, который достижим только с громадным напряжением сил. Всякий регресс, всякий шаг назад в этой области уже ведет к расстройству этого дела.
<...> Вторым последствием остановки была бы необходимость обучать личный состав на тех отдельных разношерстных судах, о которых я вам говорил.
Член Государственной думы Бабянский 25) доказывал вчера, что можно обучать личный состав и нижних чинов и офицеров на тех двух броненосцах, которые имеются в Балтийском море. Но, господа, судите сами, какое же возможно эскадренное учение, какая же возможна стрельба, какое возможно эскадренное маневрирование без эскадры. Возможно ли обучение, воспитание механиков, если мы не имеем усовершенствованных механизмов? <...> Но третье последствие остановки в устройстве наших морских сил было бы длительное беспомощное положение России в отношении морской обороны. Несмотря на наше миролюбие, я думаю, что такая беспомощность не соответствует мировому положению России.
Вот, господа, те доводы, которые побудили нас испрашивать у вас не утверждения полной программы кораблестроения, а временно, до установления плана общей обороны государства, постройки только четырех броненосцев в течение четырех лет для того, чтобы несколько пополнить ряды нашего флота и придать им некоторый боевой смысл. <...> те новые люди, которые поставлены во главе ответственных частей флота, должны же чувствовать, должны сознавать, какая колоссальная задача возложена на них, какая их тяготит ответственность! И не думаете ли вы, что ваш отказ в кредитах переложит эту ответственность с них на вас? <...>
Господа, ваши нападки, ваши разоблачения сослужили громадную услугу флоту, они принесли и громадную пользу государству; более того, я уверен, что при наличии Государственной думы невозможны уже те злоупотребления, которые были раньше. (Продолжительные рукоплескания). <...>
Я уверен, что всякая заминка в деле флота будет для него гибельной, нельзя на полном ходу останавливать или давать задний ход машине – это ведет к ее поломке. Господа, в деле воссоздания нашего морского могущества, нашей морской мощи может быть только один лозунг, один пароль, и этот пароль – «вперед». (Рукоплескания справа и в центре).
Из речи П.А. Столыпина 24 мая 1908 г. //
Государственная дума. Третий созыв. Сессия первая. 1908 г.
Стенографические отчеты. СПб., 1908. Ч. III. С. 1397-1408.
23) Имеется в виду выступление депутата А.И. Гучкова – противника предоставления кредитов на программу судостроения. По его мнению, получение военно-морским ведомством кредитов привело бы к торможению и даже блокированию реформ. Первоочередной задачей, как подчеркивал Гучков, должно было стать раскрытие всей правды о причинах и виновниках катастрофы флота в русско-японской войне, т.к. в противном случае «эти призраки прошлого будут угрожать восстановлению нашей военно-морской мощи», эти «старые фантомы» однажды «водворятся и начнут хозяйничать по-прежнему». (Государственная дума. Третий созыв. Сессия первая. 1908 г. Стенографические отчеты. СПб., 1908. Ч. III. С. 1392-1397).
24) Имеется в виду Львов Н.Н. (1867-1944) – дворянин, крупный землевладелец; видный земский деятель, член ЦК кадетской партии (в 1906 г. вышел из партии), один из основателей Партии мирного обновления. Депутат I-IV Государственной думы от Саратовской губернии. Во II Думе поддерживал контакты с П.А. Столыпиным, участвовал в переговорах о создании коалиционного кабинета. В III Думе член комиссии по переселению и по запросам и законопроектам.
25) Бабянский А.Ф. (1853-?) – потомственный дворянин, землевладелец. Отставной генерал-лейтенант, бывший военный судья (окончил Военно-юридическую академию). Присяжный поверенный Петербургской судебной палаты. Член кадетской партии. Депутат III Государственной думы от Пермской губернии, был избран в комиссии: бюджетную, о неприкосновенности личности.
Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина
www.stolypin.ru/