Поиск по документам XX века

Loading

1.1.09. П.А. Столыпин. Упрочение державных прав России. 5 мая 1908 г.

 

Упрочение державных прав России

<...> с самого начала я хотел бы установить, что имперское правительство считает и будет считать себя ответственным за финляндские события, так как Финляндия – составная часть русской Империи, а Империя управляется объединенным правительством, которое ответственно перед Государем за все происходящее в государстве. (Рукоплескания в центре и справа).

<...> Для того, чтобы разрешить вопрос в корне, нужно, прежде всего, отдать себе отчет, в чем причина тех ненормальных отношений, которые создались между государством и завоеванной силой его оружия провинцией. Механически разрешить этот вопрос нельзя. Мне кажется, что для этого недостаточно даже, может быть, и глубокого теоретического его изучения, тут нужно проникновение во внутренний мир противной стороны, и для того, чтобы разрешить домогательства, предъявленные России со стороны мирных, честных, культурных, трудолюбивых наших финляндских сограждан, нужно с полной справедливостью, без всякой предвзятости отнестись к этим домогательствам. <...>

Попробуем же, господа, проникнуть в мировоззрение финляндцев. <...> финляндцы все признают, что на Сейме в Борго 19) Император Александр Первый даровал Финляндии конституцию и признал особую финляндскую государственность. Дальше, в течение всего своего царствования Александр Первый неоднократно подтверждал, что он желает свято хранить все старинные установления и законы Великого княжества. <...>

Затем, господа, Император Александр Второй, созывая вновь Сейм в 1863 году 20), упоминает о конституционной монархии. В 1869 г. Император Александр Второй утвердил Сеймовый устав. Затем он даровал Финляндии особую монету и особое войско. Сеймовый устав был признан нерушимым основным законом, который не мог изменяться без согласия Монарха с земскими чинами. Общеизвестно также, что все русские Государи, после Александра Первого, вступая на престол, торжественными манифестами подтверждали особое положение Финляндии в составе русского государства, особую организацию ее судебной и административной части. <...> Но согласитесь, господа, что эти исторические прецеденты были достаточны для того, чтобы внушить финляндской интеллигенции твердую веру в то, что Финляндии присуще особое государственное устройство, существенно отличная от России государственность.

Это сознание укрепилось у финляндцев еще тем, что в конце прошлого столетия Россия, занятая своими домашними делами, мало интересовалась финляндскими делами, а от местных генерал-губернаторов требовалось только спокойствие и установление добрых отношений к финляндским гражданам. Вот почему эти принципы отдельной финляндской государственности начали понемногу переходить в особую науку своеобразного финляндского государственного права. <...> теория скоро перешла в верование, верование перешло в догмат, догматы же трудно опровергать какими-либо рассудочными доказательствами. По этому догмату, Финляндия – особое государство и притом государство конституционное, правовое государство, которое имеет задачи, совершенно различные от задач России; и чем теснее связана будет Финляндия с Россией, тем осуществление этих задач станет невозможнее. <...>

Но прежде чем объяснять вам, господа, какие притязания с русской стороны должны считаться, по мнению правительства, справедливыми и обязательными для России, мне приходится на время вернуться вспять. <...> нам, русским,<...> надобно помнить, что после <...> Боргского сейма был заключен Фридрихсгамский мирный договор 21), который составляет тот документ, тот акт, по которому мы владеем Финляндией и которым определяются отношения Империи к Великому княжеству. <...>

Для современников было ясно, что Россия отвоевала от Швеции 6 финляндских губерний, которые не имели особого публичного правового устройства; это отдельные губернии, которые не могли войти в унию с Россией, так как для унии, как реальной, так и унии личной, необходимы две равноправные величины. Между тем Финляндия была признана состоящей в собственности и державном обладании России. Император Александр Первый даровал Финляндии внутреннюю автономию, он даровал ей и укрепил за ней право внутреннего законодательства, подтвердил все коренные законы, весь распорядок внутреннего управления и судопроизводства, но определение отношений Финляндии к Империи он оставил за собою и определил его словами: «собственность и державное обладание». <...> Вы не найдете в финляндском законодательстве никаких норм, устанавливающих, определяющих взаимные отношения Финляндии и России, их там быть не может. От-ношения Финляндии к России определяются односторонним державным правом России, а за Россию в то время решал Монарх. <...>

Ведь совершенно естественно, господа, что раз Финляндия и Россия составляют одно общее политическое тело, то общими и едиными не могут быть только одни внешние международные отношения, а должно быть и единство некоторых государственных задач. Конечно, затруднительно было бы сейчас же вам представить исчерпывающий список этих задач, но, конечно, для всех ясно, что к ним относятся, например: общая защита всеми подданными Русского Государя общего отечества, наблюдение за крепостями, наблюдение и защита береговых вод, наблюдение за почтовыми учреждениями, управление телеграфом, некоторые отрасли железнодорожного, таможенного управления и, наконец, упорядочение прав русских уроженцев в Финляндии. <...>

Русская точка зрения совершенно ясна. Россия не может желать нарушения законных автономных прав Финляндии относительно внутреннего ее законодательства и отдельного административного и судебного ее устройства. Но, господа, в общих законодательных вопросах и в некоторых общих вопросах управления должно быть и общее решение совместно с Финляндией, с преобладанием, конечно, державных прав России.

Финляндцы толкуют иначе.

Они полагают, что ни один общегосударственный закон не может восприять силы, если не будет утвержден Сеймом; но если стать на эту точку зрения, то мы можем прийти к нелепому положению: один и тот же вопрос будет обсуждаться и решаться нашими законодательными учреждениями и финляндским Сеймом. Скажем, что разрешен будет этот вопрос различно, не получится единогласного решения, и в Империи не будет той державной воли, державной власти, которая могла бы разрешить этот вопрос. Вопрос останется неразрешенным или приведет к острому конфликту. Это, господа, конечно, ненормально, и повторяю, не в бездействии властей, не в незакономерных их действиях коренится зло, а в том, что целая область нашего законодательства, громадная область наших взаимоотношений с Финляндией не урегулирована совершенно.

Господа, этот громадный пробел нетерпим, его надо пополнить. <...> На обязанности и правительства, и Государственной думы лежит <...> поднятие вопроса о выработке общего порядка законодательного рассмотрения наших общих с Финляндией дел.
Повторяю, вопрос этот слишком важен; он касается распространения власти Государя Императора по общеимперским делам через общеимперские учреждения на протяжении и пространстве всей Империи. (Возгласы: «браво»; рукоплескания в центре и справа). Господа, в этом деле не может и не должно быть подозрения, что Россия желает нарушить автономные, дарованные монархами права Финляндии. В России, господа, сила не может стоять выше права! (Рукоплескания в центре и справа; голоса: «браво»!) Но нельзя также допускать, чтобы одно упоминание о правах России считалось в Финляндии оскорблением. <...> суровая сила, подавляющая и ликвидирующая революцию, в связи с творческой силой, стремящейся преобразовать и местный, и общий строй, имеет одну цель – установление на пространстве всей России стройного правового порядка. (Голоса: «браво»; рукоплескания в центре и справа).
Я не понимаю, господа, каким образом могут заподозрить правительство, творящее волю Государя и совокупно с представительными учреждениями стремящееся водворить в России спокойствие и прочный порядок, зиждущийся исключительно на законах; заподозрить его в том, что оно стремится рушить подобный же порядок у наших финляндских сограждан. Забывают, что с введением нового строя в России поднялась другая волна реакции, реакция русского патриотизма и русского национального чувства, и эта реакция, господа, вьет себе гнездо именно в общественных слоях, общественных кругах. В прежние времена одно только правительство имело заботу и обязанность отстаивать исторические и державные приобретения и права России. Теперь не то. Теперь Государь пытается собрать рассыпанную храмину русского народного чувства, и выразителями этого чувства являетесь вы, господа, и вы не можете отклонить от себя ответственности за удержание этих державных прав России. (Рукоплескания справа и в центре).
Вы, господа, не можете отвергнуть от себя и обязанностей, несомых вами в качестве народного представительства. Вы не можете разорвать и с прошлым России. Не напрасно, не бессмысленно и не бессознательно были пролиты потоки русской крови, утвердил Петр Великий державные права России на берегах Финского залива. Отказ от этих прав нанес бы беспримерный ущерб русской державе, а постепенная утрата, вследствие нашего национального слабосилия или нашей государственной близорукости, равнялась бы тому же отказу, но прикрытому личиной лицемерия. Сокровище русской нравственной, духовной силы затрачено в скалах и водах Финляндии. <...>

Да, господа, народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы. Мы обращаемся к вам не за жертвой, мы не требуем от вас угнетения другой, менее сильной народности – нет, господа. Правительство просит от вас лишь вашей нравственной поддержки в том деле, которое оно считает правым. Я уверен, господа, что вы отвергнете запрос 22); но вами, в ваших русских сердцах, будут найдены выражения, которые заставят, побудят правительство представить на ваш же суд законопроект, устанавливающий способ разрешения наших общих с Финляндией дел, законопроект, не нарушающий прав маленькой Финляндии, но ограждающий то, что нам всего ближе, всего дороже, – исторические державные права России. (Продолжительные рукоплескания справа и в центре; возгласы: «браво»).

Из речи П.А. Столыпина 5 мая 1908 г. //
Государственная Дума. Третий созыв. Сессия первая. 1908 г.
Стенографические отчеты. СПб., 1908. Ч. II. С. 2919-2941.

Примечания:

19) Боргоский сейм (28.03-19.07.1809) – собрание представителей всех сословий финляндского общества, созванное русским правительством в г. Борго. На Сейме император (великий князь) Александр I обязался «нерушимо хранить и оберегать» финляндские законы. Своими решениями заложил основы автономии Финляндии. Великий князь, обладая единоличным правом созыва Сейма, не мог без его согласия утверждать новые и изменять старые законы, вводить налоги, пересматривать привилегии сословий. Вместе с тем, великий князь выступал с законодательной инициативой перед Сеймом, утверждал или отклонял законы и бюджет Финляндии, обладал правом помилования; в сферу его исключительной компетенции входили вопросы обороны, а также представление интересов Финляндии во внешней политике.

20) Имеется в виду Сейм, созванный впервые после 1809 г. в Гельсингфорсе 3 сентября 1863 г.; его работа положила начало реформам, укрепившим автономный статус Великого княжества Финляндского.

21) Фридрихсгамский мир, заключенный 5 сентября 1809 г., завершил русско-шведскую войну 1808-1809 гг. Финляндия отходила к России на правах Великого княжества Финляндского. Швеция обязывалась расторгнуть союз с Англией и примкнуть в Континентальной блокаде.

22) Относительно Финляндии в Думу было внесено три запроса – от октябристов, националистов и правых. Запрос октябристов указывал на неисполнение генерал-губернатором и министром статс-секретарем Финляндии указа от 19 октября 1905 г., согласно которому все доклады, имеющие общеимперское значение, должны были предварительно сообщаться председателю Совета министров. Запрос националистов требовал объяснений по поводу мер, принимаемых правительством против деятельности революционеров в Финляндии. Запрос правых касался деятельности финской Красной гвардии и общества «Войма». Выступление Столыпина открывало обсуждение запросов. Позицию премьера поддержали первые две фракции, однако правые отказались снять свой запрос на том основании, что правительство действует недостаточно решительно и последовательно.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
5 мая, 1908 г.