Южно-Маньчжурская ветвь Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) была построена по линии Харбин-Порт-Артур в 1898–1903 годах. Строительство этой линии велось на основании Русско-китайской конвенции 1898 года для соединения КВЖД с Квантунская областью и портами Дальним и Порт-Артуром. После Русско-японской войны 1904-1905 годов, согласно Портсмутскому мирному договору, большая часть Южно-Маньчжурской ветви КВЖД от Порт-Артура до Чанчуня (до станции Куаньчэнцзы) длинной 735 км со всем принадлежащим имуществом, включая и угольные шахты, отошла к Японии. Японская часть Южно-Маньчжурской железной дороги управлялась Южно-Маньчжурской железнодорожной компанией, основанной в 1906 году с капитализацией в 200 млн йен, штаб-квартира которой находилась в Дайрэне (Дальнем). С августа 1945 года бывшая ЮМЖД находилась под совместным управлением СССР и Китая в составе Китайской Чанчуньской железной дороги (КЧЖД), которая в 1952 году правительством СССР была безвозмездно передана Китаю.