Поиск по документам XX века

Loading

Запись беседы посла СССР в Ливане П.С. Дедушкина с депутатом парламента Ливана К. Джумблатом.

Запись беседы посла СССР в Ливане П.С. Дедушкина с депутатом парламента Ливана К. Джумблатом

11.07.1967

Секретно

Встретились с Камалем Джумблатом на его квартире. В состоявшейся беседе был затронут ряд вопросов, представляющих интерес. Так, оценивая современное положение в этом районе, Джумблат сказал, что последние события привели к почти полному пересмотру всех установившихся ранее понятий и суждений. Изменяется политическая ориентация многих стран. Даже такие государства, как Турция и Иран, начинают выходить из-под американской опеки и заявили о своей солидарности с арабскими странами в их борьбе против империализма. В то же время данный процесс еще далеко не закончен и можно ожидать самого неожиданного поворота событий. Коренным образом вынуждены пересматривать свою ориентацию арабские государства.

Что касается ликвидации последствий израильской агрессии, то, по мнению собеседника, не позже чем через три-шесть месяцев в данном районе могут снова начаться военные действия, если только сам Израиль не ускорит событий и не возобновит агрессию раньше. Напряженное положение в районе вообще не может существовать дольше 6 месяцев, так как с экономической точки зрения ни Израиль, ни арабские страны больше указанного срока выдержать не смогут нынешнее политическое и экономическое напряжение.

Безусловно, центральным вопросом ближневосточной проблемы является нефть. Поэтому главной целью всех внешнеполитических действий Советского Союза в настоящее время, как считает Джумблат, должна стоять задача занять место англо-саксонских стран на Ближнем Востоке в нефтяном вопросе. Для этого сейчас существует благоприятная обстановка. С экономической точки зрения СССР ничего не потеряет, а даже выиграет, так как нефть приносит огромные доходы. В политическом же плане — он станет «хозяином» этого района. СССР должен обратить особое внимание на Ирак, экономика которого почти полностью зависит от нефти и в настоящее врем в связи с прекращением поставок Западу находится в очень тяжелом положении. Начавшиеся переговоры между Кувейтом и Советским Союзом по вопросам нефти являются очень благоприятным признаком. В решении этой большой задачи помощь Советскому Союзу могут оказать французы, которые заинтересованы в том, чтобы окончательно вытеснить американцев из этого района. Собеседник обратил внимание на активизацию Франции в арабских странах, упомянув о визите французской парламентской делегации в ОАР, которая переживает в настоящее время серьезные экономические трудности. США и Англия рассчитывают воспользоваться этим обстоятельством, однако Франция, видимо, предоставит ОАР финансовую помощь.

В отношении совещания глав арабских государств и перспектив его созыва Джумблат сказал, что метод созыва указанного совещания избран правильный. Сначала решено договориться лидерам определенной группы арабских стран, как ОАР, Ирака, Сирии и Алжира. Сейчас достигнута принципиальная договоренность между этими странами, с которыми идут также Иордания и Ливан. Следует сказать, что правящая верхушка двух последних опасается оторваться от арабского мира. Следующим этапом будет созыв совещания глав всех арабских государств. Однако полный успех указанного совещания проблематичен, так как такие страны, как Саудовская Аравия, Тунис, Марокко, просто не могут полностью солидаризироваться с инициаторами созыва совещания ввиду наличия сильных разногласий идеологического порядка. Более того, имеются данные, что король Фейсал принимал прямое участие в англо-американском заговоре против прогрессивных режимов данного района. В то же время лидеры реакционных арабских государств под давлением общественного мнения и народов своих стран могут согласиться на единство действий, хотя и не будут активны. Нынешняя обстановка в арабском мире как никогда создает возможность изоляции группы монархических государств или же ограничения их политической активности.

Джумблат особо подчеркнул, что все же главным вопросом арабского единства на данном этапе является Сирия, которая стала самым уязвимым звеном среди других государств, как в политическом, так и в военном плане. Политическая слабость Сирии заключается в том, что ни одна из политических группировок, существующих в стране, кроме партии БААС, не участвует в правительстве, что создает неуверенность и нестабильность внутреннего положения. Партия БААС, будучи слабой и малочисленной, опасается разделить власть с другими политическими группами, так как это де может привести к изоляции баасистов и вытеснению их из правительства. Все же единственным выходом из этого положения является создание в стране более широкого левого национального фронта из всех патриотических групп, исключая всякое участие реакции. Это укрепило бы прогрессивный режим Сирии и создало бы благоприятные возможности для более активных действий в общеарабском плане против Израиля. Политическая сторона внутрисирийской проблемы объясняет и военную слабость. Сирийская армия не была разбита в боях против Израиля, так как практически армия в этих боях участия не принимала. Во время событий основная часть армейских соединений занимала политические центры страны из опасения попытки государственного переворота. В районе Кунейтры в военных стычках участвовали исключительно части народного ополчения и резервисты. События также показали, что сирийская армия неспособна к ведению военных действий из-за нехватки офицеров. За последний год до конфликта баасисты уволили из армии около 1800 опытных офицеров и сейчас боятся их возвращения, полагая, что они могут действовать в армии против нынешнего режима. Будучи недавно в Каире, он, Джумблат, имел доверительные беседы на эту тему с Насером. В Каире его заверили в том, что на сирийское правительство будет оказано давление со стороны президента Насера с целью исправления указанного положения, т.е. возвращения части офицеров в армию и расширения политической базы нынешнего режима. Было бы очень хорошо, чтобы и по линии Москвы было оказано соответствующее воздействие.

Поинтересовался мнением собеседника относительно идеи создания единого федеративного арабского государства как одной из форм общеарабского сотрудничества. Джумблат сказал, что эта идея очень хорошая, хотя и преждевременная. Однако если Сирия согласится на этот шаг, то под давлением огромного энтузиазма народа, вызванного таким решением, этот шаг в далекой перспективе может быть осуществлен между рядом арабских стран — Ираком, Сирией и Иорданией. В нынешних же условиях он нереален, является иллюзией.

Говоря о внутренней политике Ливана, Джумблат заметил, что политика президента Хелу характеризуется большими колебаниями. Он боится отходить слишком далеко от США и Англии и соглашается, с некоторыми оговорками, на восстановление в ближайшее время полных дипломатических отношений с этими странами. Правда, одновременно он считает необходимым поддерживать действия и группы прогрессивных арабских государств.

Джумблат доверительно сообщил, что, ввиду прямой опасности Ливану со стороны Израиля, он имел официальное поручение, переданное ему в Каире министром алжирского правительства, о готовности Алжира направить в Ливан 10 тысяч алжирских солдат в случае возобновления агрессии со стороны Израиля.

Действия в Ливане глав правых христианских партий Раймонда Эдде, Камиля Шамуна и Пьера Жмайеля он квалифицировал как результат согласованных выступлений международной реакции, предпринятых в последнее время во многих арабских странах в пользу Запада. В этом плане надо рассматривать усилия короля Фейсала о возобновлении поставок нефти США и Англии, а также выступления в Марокко и Тунисе за восстановление связей с Западом. В то же время последние выступления ливанской реакции являются «актом отчаяния» и «признаком их слабости», попыткой задержать развитие объективного процесса, вызванного военным конфликтом на Ближнем Востоке. В Ливане, как и во многих других странах данного района, идет процесс изменения социальной структуры общества, молодежь уже не хочет мыслить прежними категориями, она отказывается от традиционных форм, склонна иметь правительства, проводящие политику социального прогресса. В Ливане уже нельзя управлять старыми методами, слепо базируясь только на конфессиональных связях.

В качестве ближайших внутренних мер Джумблат считает необходимым снятие цензуры на прессу с тем, чтобы использовать ливанскую печать для оказания давления на Саудовскую Аравию, Кувейт и Ливию с целью ликвидации военных баз на территории этих стран и разумного использования «нефтяного пресса». Он сообщил, что в ближайшее время в Кувейт намеревается выехать парламентская делегация арабских стран, в которой примут участие и ливанские депутаты с целью оказания давления на кувейтского эмира в нефтяном вопросе. Эти действия были согласованы в Каире между парламентариями ряда арабских стран. Кроме того, от имени Фронта левых сил Ливана будут направлены телеграммы эмиру Кувейта и королю Фейсалу. Джумблат считает, что в вопросе оказания давления на Ливию с целью ликвидации англо-американской базы на территории этой страны ливанское правительство может воздержаться от каких-либо официальных шагов, но с большим эффектом может быть использована местная печать, которую, безусловно, поддержит и правительство.

Со своей стороны поинтересовался мнением собеседника о возможности созыва в Бейруте заседания президиума Всемирного Совета Мира. Джумблат сообщил, что в Каире с ним говорили на эту тему советские делегаты и что он лично эту идею горячо поддерживает. Он обещал в ближайшее время встретиться лично с премьером Караме и президентом Хелу. Он сказал, что аргументация, высказанная мною в беседе, поможет убедить президента и премьер-министра дать разрешение на проведение указанного форума в Ливане.

В заключение Джумблат подчеркнул, что во время встречи с Насером последний заявил ему, что неудачи на Синайском полуострове ни в какой степени нельзя сваливать на Москву. «Советский Союз и другие социалистические страны дали нам все необходимое для ведения войны, но не могли же они сами воевать вместо нас». Поэтому появившиеся кривотолки на эту тему надо решительно отклонять.

На беседе присутствовал атташе Посольства тов. Талалаев И.В.

Посол СССР в Ливане

П. Дедушкин

АВП РФ. Ф. 0106. Оп. 26. П. 47. Д. 4. Л. 95—100.

Здесь перепечатывается из сборника документов: Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Документ № 282.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/

Дата документа: 
1967.07.11

Страна и регион:

Дата: 
11 июля, 1967 г.