30.03.1956
Секретно
30 марта я посетил М. Шаретта по его просьбе. Шаретт заявил, что он пригласил меня для того, чтобы сообщить точку зрения израильского правительства по вопросу об ирригационных работах в демилитаризованной зоне долины реки Иордан. К этому, — сказал он, — нас побудила появившаяся на днях в «Известиях» корреспондентская заметка ТАСС из Афин, в которой Израиль обвиняется в намерении нарушить соглашение о перемирии, нарушить решение Совета Безопасности и тем самым способствовать усилению напряженности в районе для того, чтобы вызвать вооруженный конфликт. Шаретт добавил, что заметка касается также и других вопросов, но он не намерен сейчас их затрагивать.
Израильскому правительству, — сказал Шаретт, — неизвестна точка зрения советского правительства по вопросу о конфликте между Израилем и Сирией, но указанная заметка ТАСС вызвала здесь беспокойство. Что касается точки зрения израильского правительства, то она сводится к следующему:
1. Соглашение о перемирии не запрещает проведение ирригационных или каких-либо других работ гражданского характера в демилитаризованной зоне. Более того, в соглашении сказано, что гражданская жизнь в указанной зоне должна проходить нормально. Соглашение запрещает лишь создавать там военные укрепления и держать войска.
В 1951 году Израиль предпринял работы по осушению болот, часть которых находилась в указанной демилитаризованной зоне. Сирия обратилась тогда с жалобой в Совет Безопасности, который закрепил за Израилем право производить данные работы, обязав его лишь в том, чтобы он не затрагивал права частных арабских собственников земли в демилитаризованной зоне. Начальнику штаба наблюдателей ООН было поручено охранять права этих собственников, а претензия Сирии была отклонена. Этим был создан прецедент.
Мы считаем, заявил Шаретт, что правительство Сирии не имеет никакого повода вмешиваться в случае возобновления нами работ, ибо на демилитаризованную зону юрисдикция Сирии не распространяется. Претензии к Израилю могут предъявлять только частные граждане Сирии, и то лишь в случае, если будет нарушена их земельная собственность, или в случае, если они будут получать воды меньше того количества, которым они пользовались до сих пор. Интересы сирийских граждан в этом случае будет охранять не правительство Сирии, а штаб наблюдателей ООН в Палестине.
2. Возобновление работ не будет являться нарушением резолюции Совета Безопасности. Совет Безопасности, действительно, рекомендовал Израилю прекратить указанные работы на время срочного рассмотрения Советом данного вопроса. Но это рассмотрение вскоре было закончено. Совет Безопасности обсудил его. Какого-либо решения он тогда не принял. С тех пор прошло два с половиной года. Мы считаем, что указанная рекомендация Совета относилась только к ближайшему и срочному рассмотрению вопроса и что теперь данную резолюцию следует считать отпавшей.
3. Мы отрицаем, что возобновление нами работ будет преследовать какой-то злой умысел. Во-первых, мы еще не решили — возобновлять нам эти работы или нет, а во-вторых, если решим (это наше неотъемлемое право), то только с целью развития экономики страны.
Израильский ирригационный проект сводится к тому, чтобы отвести реку Иордан из ее теперешнего русла в другое русло, западнее сирийской границы. В новом русле угол падения воды составит 240 метров, что позволит создать там гидроэлектростанцию, а воду ниже электростанции направить на орошение полей.
Все подготовительные работы к изменению русла реки вне демилитаризованной зоны нами уже сделаны. При возобновлении работ в демилитаризованной зоне мы возьмем на себя полную ответственность за то, чтобы не затронуть расположенной там земли арабских граждан (5 акров — около 20 га), и за то, чтобы оставить в старом русле Иордана такое количество воды, какое использовалось сирийскими гражданами до настоящего времени.
После израильско-сирийского конфликта по данному вопросу генеральный секретарь ООН присылал сюда авторитетную комиссию, которая тщательно изучала израильский проект изменения русла и использования вод Иордана и пришла к выводу, что проект можно осуществить без нарушения прав и интересов сирийских граждан.
Мы ждем решения данного вопроса 2,5 года, т.к. в течение этого времени США пытались добиться принятия арабскими странами и Израилем более широкого проекта использования вод Иордана и Ярмука. Стороны почти пришли к соглашению, но в последний момент арабы отказались принять американский план.
Мы не можем дальше ждать, но мы готовы договориться с арабами. Вопрос в том, что они этого не желают. Мы не хотим проливать кровь, но мы хотим лить воду на сухую землю.
Выслушав Шаретта, я заметил, что ряд высказанных им положений вызывает серьезные сомнения. К их числу относится отрицание права сирийского правительства на защиту интересов своих граждан и права Сирии на часть воды Иордана, поскольку исток этой реки находится в Сирии. Я привел в качестве примера международные соглашения о Дунае и о Паатсо-Иоки, указав, что действия только одной стороны могут привести лишь к осложнениям.
Шаретт на это сказал, что Израиль готов к переговорам, но арабы не хотят и слышать о переговорах. Они думают, сказал он, что взяли нас в этом вопросе за глотку. Но я могу Вам сказать доверительно, что израильские специалисты разработали сейчас два новых проекта использования вод Иордана, осуществление которых совершенно не затрагивает демилитаризованной зоны. Отвод Иордана в новое русло согласно этим проектам можно сделать южнее или севернее демилитаризованной зоны. Верно, угол падения воды при этом будет меньше, чем в оптимальном варианте, и затрат будет больше, но мы сможем в данном случае избежать осложнений. Иорданская проблема в целом рассматривается сейчас израильским правительством.
Посол СССР в Израиле А. Абрамов
АВП РФ. Ф. 089. Оп. 9. П. 21. Д. 3. Л. 49—52.
Здесь перепечатывается из сборника документов: Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Документ № 241.
Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/