Поиск по документам XX века

Loading

Запись беседы посла СССР ОАР В.Я. Ерофеева с вице-президентом ОАР маршалом А. Амером. 23.02.1965

Запись беседы посла СССР ОАР В.Я. Ерофеева с вице-президентом ОАР маршалом А. Амером

23.02.1965

Сов. секретно

Сегодня я посетил маршала Амера.

Сославшись на свою беседу с президентом ОАР от 8 февраля с.г., в которой были затронуты вопросы о поставках Израилю оружия из Западной Германии, а также о военном сотрудничестве между ФРГ и Израилем, я сказал, что имею поручение в доверительном порядке сообщить Насеру и Амеру следующее.

По имеющимся в Москве данным, в сентябре прошлого года правительство ФРГ приняло решение продать Израилю 300 американских танков типа М-48 из наличного танкового парка бундесвера (1150 машин). На начало января текущего года имелись сведения о поставке 40 таких танков.

Имеется соглашение о западно-германских поставках Израилю военной радио- и шифровальной аппаратуры, а также электронной аппаратуры для артиллерии и некоторых средств связи. Западно-германские специалисты оказывают далее помощь Израилю в строительстве стартовых ракетных площадок.

Кроме того, израильские военные специалисты проходят обучение в частях и на военных объектах ФРГ. 45 израильских унтер-офицеров обучаются в настоящие время в Мюнстере. На военном аэродроме Вуйсдорф прошли подготовку израильские специалисты по радарам.

Всего Западная Германия уже оказала Израилю прямую военную помощь на сумму 300 млн. марок. По последнему соглашению, заключенному между ФРГ и Израилем, должна быть оказана дополнительная военная помощь на сумму в 320 млн. марок.

Учитывая, что западно-германские военные поставки ведут к обострению напряженности в районе Восточного Средиземноморья и затрагивают интересы как арабских государств, так и Советского Союза, возможно, было бы целесообразно и в дальнейшем обмениваться имеющейся информацией о характере военного сотрудничества между ФРГ и Израилем, если правительство ОАР согласно с этим мнением.

Поблагодарив за информацию, маршал сказал, что лично он положительно относится к высказанному нами соображению об обмене информацией о характере военного сотрудничества между ФРГ и Израилем. Одновременно он просил уточнить, для запуска каких ракет («земля — земля» или других) предназначаются указанные в нашей информации стартовые ракетные площадки.

В ходе последующей беседы мною было сказано, что в Советском Союзе с большим вниманием и глубокой симпатией следят за твердой и последовательной линией, которую проводит руководство ОАР перед лицом наскоков империалистических сил ФРГ, пытающихся вмешиваться во внутренние дела и с помощью самых неприглядных средств давления воздействовать на их решения и политику. ФРГ не имеет никакого права — ни юридического, ни морального — хотя бы подсказывать, не то чтобы навязывать арабским странам или вообще какому-либо государству ту или иную линию в международных делах. То, что ФРГ никак не может отречься от стремления вмешиваться в дела, которые ее не касаются, показывает, насколько глубоко проник неоколониалистский дух в политику Бонна. Действительно, за последние годы не было, пожалуй, ни одной колониальной или империалистической авантюры, в которой прямо или косвенно не была бы замешана ФРГ. Не говоря уже о поставках оружия Израилю, которые, помимо всего прочего, являются грубым нарушением послевоенных международных соглашений по Германии, запрещающих ФРГ экспорт и импорт военных материалов, западногерманское оружие получают расистский режим Фервуда в ЮАР, португальские колонизаторы, ведущие борьбу с национально-освободительным движением в Анголе, Мозамбике и Португальской Гвинее. ФРГ поддерживает Чомбе и других ставленников неоколонизаторов в Африке и иных районах и оказывает им материальную помощь. При этом правительство ФРГ еще заявляет, что оно никому не позволит указывать, с кем и какие отношения она может поддерживать, кому она должна предоставлять оружие.

Отпор, который дается посягательствам Бонна на суверенитет и достоинство Объединенной Арабской Республики, в частности, в вопросе о визите Вальтера Ульбрихта в ОАР, послужит западно-германским милитаристам хорошим уроком, заставит их лишний раз призадуматься над реальным положением в мире. Отрадно видеть, что позиция ОАР находит поддержку со стороны других арабских государств, что арабы здесь действуют едино. В антиимпериалистической борьбе, которую ведет ОАР, на ее стороне солидарность, симпатии и поддержка всех искренних друзей, всех социалистических и миролюбивых сил.

Поблагодарив за изложение позиции Советского правительства, Амер обещал довести нашу точку зрения по данному вопросу, а также информацию о военном сотрудничестве между ФРГ и Израилем до сведения президента ОАР.

Далее, сославшись на ту же беседу с Насером, я на основании информации, полученной посольством от ГИУ ГКЭС, сообщил маршалу, что компетентные советские органы принимают меры к скорейшей отправке в ОАР авиабомб, в количествах и номенклатуре, предусмотренных протоколом, который был подписан в Москве генералом Мортаги 15 января с.г. Маршал был явно удовлетворен этой информацией и просил также по возможности ускорить отправку в ОАР другого специмущества по последним соглашениям, особенно самолетов.

Затем Амер просил в доверительном порядке довести до сведения Советского правительства следующее. Согласно данным их разведки в Дамаске и утечки информации из американских источников, есть основание предполагать, что Израиль может предпринять военные акции против некоторых арабских государств в середине 1965 года. В Тель-Авиве, по-видимому, считают этот год наиболее подходящим для осуществления таких акций, полагая, что египетские войска завязли в Йемене, армия Ирака в значительной степени связана событиями в Иракском Курдистане, сирийская армия, принимая во внимание внутреннюю нестабильность, малоэффективна, в Иордании армия слабая, а в Ливане практически нет вооруженных сил, в то время как Израиль укрепил свой военный потенциал, получив большую партию оружия из Западной Германии. Израиль учитывает также рост влияния в арабском мире Организации Освобождения Палестины, а также решимость арабских стран осуществить свой контрпроект, имеющий целью сорвать проекты израильтян по отводу в пустыню Негев вод реки Иордан.

Амер просил перепроверить в Москве указанную информацию о подготовке Израилем военной акции против арабских государств. Я обещал довести до сведения Москвы просьбы маршала. Вместе с тем, подчеркнув, что выражаю свое личное мнение, высказал сомнение в том, что израильтяне пойдут сейчас на сколько-нибудь широкую военную акцию (отдельные провокации на границах, конечно, не исключены), так как в случае израильской агрессии ответственность за нее мировое общественное мнение возложит, несомненно, на американцев, стоящих за спиной Израиля, а ведь США уже и так скомпрометировали себя бесперспективными военными действиями в Юго-Восточной Азии, своим вмешательством в дела Конго и, по моему мнению, едва ли захотят получить новые осложнения в столь важном для них районе, как Ближний Восток.

Маршал сказал, что логика, кажется, подсказывает, что американцам не следовало бы подталкивать Израиль на агрессию в таких неблагоприятных для США условиях. Но никто не может поручиться, что возобладает именно логика.

В ходе последующей беседы сказал Амеру, что правительство СССР, исходя из дружественных, доверительных отношений, сложившихся с правительством ОАР, хотело бы поделиться своими соображениями по поводу событий во Вьетнаме и в этой связи поручило мне заявить следующее. Две недели назад американская военная авиация трижды подвергла бомбардировке населенные пункты Демократической Республики Вьетнам, причем 11 февраля в налете участвовало более 150 самолетов. Под обстрелом и бомбардировкой оказались жилые дома, школы, больницы в ряде городов, поселков и сел ДРВ. Убиты и ранены мирные люди. Судя по сообщениям иностранной печати, в помощь американским и сайгонским войскам в Южном Вьетнаме направляются воинские подразделения марионеточного правительства Южной Кореи и других сателлитов США.

Учитывая близость позиции Советского Союза и Вашей страны в подходе к проблемам Индо-Китая и возможным методам их урегулирования, Советское правительство хотело бы надеяться, что и дальше усилия наших стран будут направлены на то, чтобы положить конец агрессии США, отстоять и обеспечить суверенитет и независимость стран этого района. Советское правительство сочло необходимым обратиться к правительству Вашей страны потому, что серьезность обстановки во Вьетнаме диктует необходимость незамедлительных действий со стороны всех государств, заинтересованных в сохранении мира и в укреплении безопасности народов.

Маршал поблагодарил за изложение нашей точки зрения и обещал немедленно проинформировать президента. По просьбе собеседника я передал ему текст указанного заявления.

Заметив, что опубликованное вчера совместное египетско-тунисское коммюнике о пребывание в ОАР президента Бургибы составлено, как мне кажется, в очень общей форме, я спросил Амера, как он оценивает результаты переговоров Бургибы с президентом ОАР.

Собеседник сказал, что хотя Бургиба и не занимает твердой позиции по международным вопросам, но в целом он будет выступать против империализма. Так, несмотря на обещания Бонна оказать военную помощь другим арабским странам, если они не будут активно поддерживать ОАР в ее конфликте с ФРГ из-за поставок Израилю оружия, президент Туниса все же был вынужден занять по этому вопросу более определенную позицию, что нашло отражение в его выступлении на пресс-конференции в Каире.

Амер дал понять, что Бургиба предложил президенту ОАР свои услуги в качестве посредника между ОАР и Саудовской Аравией в урегулировании Йеменской проблемы и предполагает обсудить этот вопрос с королем Фейсалом во время своего визита в Саудовскую Аравию. Однако он, Амер, не уверен, что президент Туниса может договориться о чем-либо с Фейсалом. Бургибе, сказал он, была разъяснена твердая позиция Каира по вопросу нормализации положения в Йемене, в частности по вопросу созыва «национальной конференции», и он едва ли выступит в Риаде с компромиссными предложениями, так как не захочет провала своей миссии.

Собеседник сказал, что во время переговоров с Насером Бургиба пытался побудить египтян пойти на нормализацию отношений с Турцией, мотивируя это тем, что последняя хочет несколько изменить свою позицию на международной арене. Президенту Туниса было отвечено, что правительство ОАР в принципе не против улучшения отношений с Турцией, но связи последней с Израилем усложняют это дело. Бургиба также стремился повлиять на позицию египтян по кипрскому вопросу в благоприятную для турок сторону, но ему якобы было отвечено, что ОАР твердо стоит на стороне президента Макариоса.

Сославшись на недавний визит Амера в Йемен, я поинтересовался, как он оценивает положение в этой стране. По его словам, за последнее время позиции правительства Саляля стали лучше как с точки зрения финансовой, так и с точки зрения налаживания управления страной, в частности прекратились столкновения племен. Амер сказал, что предполагает в скором времени вновь совершить поездку в ЙАР.

Амер считает, что в данное время нет перспектив для созыва в Йемене «национальной конференции», так как продолжаются переброски денег и оружия из Саудовской Аравии противникам республиканского режима в Йемене. Они, египтяне, предполагают в течение ближайших шести месяцев осуществить в Йемене такие военные операции, которые убедили бы аль-Бадра в бессмысленности продолжения войны. Если же и после этого саудовцы и стоящие за ними американцы, заинтересованные в том, чтобы египетская армия на возможно больший срок завязла в Йемене, будут продолжать вмешательство в дела ЙАР, то не исключено, что египтянам придется применить тот же метод, что используют враги республиканского режима в Йемене, а именно, начать снабжать оружием и деньгами йеменские племена, проживающие на территории Саудовской Аравии, в частности, в районе Гизана, с целью их выступлений против существующего там режима. Возможно, заключил Амер, что именно такая акция со стороны египтян и приведет к решению йеменской проблемы.

Затем я разъяснил собеседнику основные положения коммюнике совещания Политического консультативного комитета государств — членов Варшавского договора. Он поблагодарил, но от комментариев воздержался.

В заключение беседы маршал спросил, известна ли уже мне дата приезда в ОАР адмирала Горшкова.

Я сказал, что посольство ждет ответ на запрос, в котором оно информировало Москву о составе делегации, названной в письме начальника Генерального штаба ОАР на имя министра обороны СССР.

Амер заметил, что их Генеральный штаб «напутал», объединив в одну делегацию две, хотя каждая из них может прибыть в ОАР и независимо одна от другой. В первую очередь они ожидают адмирала Горшкова для обсуждения вопросов, связанных с укреплением флота ОАР в Средиземном море. Адмирал Горшков, конечно, может взять с собой группу военных специалистов, которых он сочтет необходимым для выполнения своей миссии. Если советская сторона сочтет это необходимым, то они готовы принять и объединенную делегацию, имея в виду, что адмирал Горшков и его группа будут вести указанные переговоры.

Посол СССР в ОАР

В. Ерофеев

АВП РФ. Ф. 087. Оп. 28. П. 75. Д. 5. Л. 71—74.

Здесь перепечатывается из сборника документов: Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Документ № 205.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта Александра Яковлева

Дата документа: 
1965.02.23

Страна и регион:

Дата: 
23 февраля, 1965 г.