24.03.1964
Секретно
Решение проблемы Палестины имеет для Ливана большое значение в политическом, экономическом и военном плане. Во-первых, Ливан, будучи членом Лиги арабских государств, связан определенными обязательствами в том, что касается разрешения ближневосточных проблем и, в частности, в палестинской. Во-вторых, существование государства Израиль и его растущая экономическая экспансия в странах Африки, где ливанцы имеют обширные интересы, беспокоит ливанские власти и деловые круги, которые перед лицом израильской конкуренции не хотят экономического укрепления Израиля, в случае, если проблема Палестины будет решена в ущерб арабам. Подобную же тревогу вызывает в Ливане и возможность роста экономического потенциала Израиля, если последнему удастся отвести воды Иордана для орошения пустыни Негев, а также его усилия примкнуть к Европейскому общему рынку, к сотрудничеству с которым стремится сам Ливан.
С другой стороны, существование экономического бойкота Израиля арабскими странами также создает ряд экономических трудностей для Ливана, в связи с чем среди ливанских деловых кругов появились сторонники пересмотра решений о бойкоте и установления с Израилем экономических контактов.
Наличие состояния войны между арабскими странами и Израилем в течение более 15 лет представляет постоянную угрозу суверенитету и территориальной целостности Ливана. Кроме того, в соответствии с решением Каирской конференции глав арабских государств (январь 1964 г.) Ливан обязан увеличить численный состав армии с целью противодействия возможной агрессии со стороны Израиля, что повлечет за собой увеличение военных расходов.
Вместе с тем из всего комплекса вопросов, связанных с решением проблемы Палестины, Ливан больше всего заинтересован в разрешении вопроса о палестинских беженцах, большое число которых проживает на ливанской территории, что порождает для Ливана затруднения как во внутриполитическом, так и в экономическом плане.
Христианская часть населения Ливана чрезвычайно обеспокоена опасностью нарушения установившегося равновесия между христианской и мусульманской общинами в стране, возможным участием палестинцев, большинство из которых являются мусульманами, в политической жизни страны, что может нанести ущерб интересам христиан. Некоторые мусульманские лидеры выступали с требованием предоставления политических прав беженцам. Поэтому ливанские власти с целью избежать осложнений внутриполитического порядка стараются совершенно отстранить беженцев от политической деятельности. Так, в связи с приближением срока парламентских выборов министерство внутренних дел Ливана предупредило палестинских беженцев, чтобы они «воздерживались от предвыборных манифестаций и не находились в местах голосования в день выборов». По сообщению ливанского журнала «Магазин» от 20.II.63 г., всем губернаторам и каймакамам было разослано секретное письмо, в котором говорилось: «Всякая политическая деятельность иностранных беженцев запрещена под угрозой высылки». Руководство администрации по делам беженцев приняло также аналогичные меры, опубликовав постановление, предписывающее беженцам не проводить собраний и не находиться в избирательных округах в дни выборов.
Эти меры, которые принимаются «с целью избежать беспорядков», показывают обеспокоенность ливанских властей возможностью влияния беженцев на ход выборов.
Кроме того, пребывание беженцев на ливанской территории и, в частности, вопрос их трудоустройства отрицательно сказывается на материальном положении местных рабочих. Дело в том, что палестинские беженцы, получая от ЮНРВА и ЮНЕСКО помощь в деле обучения детей, лечении, а также медикаменты, пособие при безработице и даже одежду, при найме на работу соглашаются на минимальную зарплату. Это положение ведет в свою очередь к снижению заработной платы местных трудящихся и, естественно, вызывает их недовольство. Этим отчасти объясняется тот факт, что ливанские власти запрещают принимать беженцев на работу в государственные учреждения и не предпринимают никаких шагов в сторону улучшения условий их жизни.
Появившиеся в последнее время проекты переселения ряда жителей из лачуг (сделанных из фанеры и железных бидонов) в новые дома совершенно не касаются поселений беженцев.
Следующие данные дают представление о количестве палестинских беженцев в Ливане и их положении*.
Согласно докладу генерального секретариата Офиса помощи палестинским беженцам при ООН, в Ливане зарегистрировано на 30 июня 1963 г. 149.983 беженца, или 35.211 семей. 65.527 чел. размещены в 16 лагерях для палестинских беженцев. Основные массы палестинцев сосредоточены в крупных городах Ливана и главным образом в их окрестностях.
Большинство беженцев живет в полуразвалившихся лачугах, находящихся большей частью в антисанитарных условиях, в которых, естественно, создается благодатная почва для различных инфекционных заболеваний. На лето 1963 г. было зарегистрировано 90 случаев заболевания туберкулезом среди беженцев, 70 — инфекционным воспалением печени и около 4000 случаев различных детских инфекционных заболеваний. ЮНРВА предоставляет помощь беженцам в деле здравоохранения. В Ливане, в частности, существуют 299 лечебных учреждений различного профиля, где беженцам оказывается бесплатная медицинская помощь. На июнь — июль 1963 г. беженцам было дано 1.076.287 медицинских консультаций в диспансерах, находящихся в ведении ЮНРВА, либо получающих от этой организации денежную дотацию на лечение беженцев. В среднем на каждую тысячу беженцев приходится в этих лечебных учреждениях около 2-х коек.
В школах ЮНРВА — ЮНЕСКО обучаются 20.090 палестинцев. Кроме того, 9222 чел. посещают частные и общественные школы за счет дотации от Офиса помощи беженцам. 6112 палестинских детей учатся в частных школах за свой счет. Осенью 1962 г. в г. Сиблине была открыта школа для профессионального обучения беженцев на 396 учеников.
Там же открыт технический и педагогический техникум для подготовки кадров мастеров и учителей из числа палестинских беженцев. Средства на это и техническая помощь предоставлена Швецией, которая будет оплачивать расходы по содержанию института в течение 2-х лет.
* Все данные о положении палестинских беженцев приводятся по докладу ЮНРВА 1 июля 1962 г. — 30 июня 1963 г. (Прим. документа).
В течение 1962—1963 г. беженцам было предоставлено 79 университетских стипендий. Эта организация оказывает помощь беженцам также и продуктами питания.
Беженцы получают определенную помощь и от ливанского правительства. Так, за год с 31 мая 1962 по 30 июня 1963 г. ливанское правительство предоставило непосредственно беженцам помощь в размере 169.355 долларов. Кроме того, в прошлогодний бюджет ЮНРВА Ливаном было выделено 44.967 долларов. Эта цифра сравнительно невелика и не слишком обременительна для страны.
Тем не менее, вопрос о беженцах стоит для Ливана очень остро. Официально Ливан выступает за осуществление статьи 11 резолюции ООН 1948 года, предусматривающей для беженцев право выбора между возвращением на родину и компенсацией. Однако, судя по ряду заявлений ливанских официальных деятелей и выступлениям печати, предполагается, что все палестинцы предпочитают возвращение на свои земли. Исходя из этого, официальные лица стараются делать упор именно на осуществление той части резолюции, которая предусматривает возвращение беженцев. Так, например, представитель Ливана в ООН, выступая в ноябре 1963 г. в специальном политическом комитете ООН, заявил: «Ливан всегда стремился помочь осуществлению II статьи упомянутой резолюции. Однако, если Израиль не согласится на возвращение беженцев, то ничто не сможет облегчить эту задачу». Он сказал также, что с 1948 года Ливан вел переговоры с представителями ООН и просил убедить Израиль согласиться на возвращение беженцев, «что является единственным справедливым решением этой проблемы».
Ливан отвергает идею непосредственных переговоров арабских стран с Израилем по этому вопросу. В том же заявлении Жоржа Хакима, в частности, говорилось: «Проблема беженцев зависит в первую очередь не от арабских стран, а от народа Палестины. Арабские страны помогали арабам всем, чем могли, но у них нет полномочий вести переговоры от их имени» («Аль-Анвар», 15.XI.63 г.).
Заслуживает также внимания заявление министра иностранных дел Ливана Ф. Такла на заседании комиссии по иностранным делам в ноябре 1963 г. На этом заседании Такла рассказал о переговорах, которые он вел в 1962 г. со специальным представителем согласительной комиссии по Палестине Джозефом Джонстоном во время поездки последнего по странам Ближнего Востока. По словам Такла, он поставил перед Джонстоном два вопроса: «во-первых, согласится ли Израиль на прием всех беженцев, которые выберут репатриацию, а, во-вторых, какова будет судьба тех беженцев, которые предпочтут компенсацию?» «Где они будут размещены? — спросил Такла, и в каких формах им будет гарантирована работа и существование?» Джонстон признал обоснованность этих вопросов и обещал их изучить. Однако он вынужден был выйти в отставку и дело осталось на этой стадии» («Ориан», 15.ХI.63 г.).
Наряду с этой официальной позицией существует и мнение различных слоев населения Ливана по вопросу, о беженцах, которое подчас расходится с позицией властей. Как было сказано выше, особое недовольство наличие беженцев в Ливане вызывает у христиан. Мусульмане же видят в беженцах своих союзников.
Кроме того, беженцы устраивают и некоторых предпринимателей, для которых они представляют собой дешевую рабочую силу.
Примерно подобные же причины определяют и отношение в стране к вопросу о ликвидации Израиля как государства. Христианская часть населения и, в частности, круги, близкие к партии «Катаеб», склонны, в отличие от мусульман, согласиться на сохранение Израиля как противовеса влиянию на Ливан некоторых арабских стран, которое может неизмеримо возрасти в случае ликвидации Израиля и явится угрозой независимости Ливана. Кроме того, наряду с обеспокоенностью ливанских властей и деловых кругов растущей экономической экспансией Израиля в странах Африки и его стремлением примкнуть к Общему европейскому рынку, некоторые ливанские предприниматели не прочь торговать с Израилем и даже торгуют через третьи страны, извлекая из этих операций большие выгоды. Эта торговля ведется, в частности, через африканские страны, в связи с чем ливанские импортеры не высказывают особого недовольства проникновением Израиля в Африку. Товары, приобретенные у Израиля (главным образом, металлоизделия), имеют клеймо «Сделано в США», но стоят значительно дешевле американских, что приносит ливанским купцам немалые прибыли. Несколько лет назад в Ливане появились даже товары с маркой «Сделано в Израиле», однако следствие, занимавшееся выяснением того, как эти товары попали в Ливан, ничего не дало, поскольку, как предполагают, в этих операциях были замешаны крупные ливанские деятели.
В вопросе экономического бойкота Израиля нет единства даже в самих правительственных кругах. Некоторые, например, считают, что существующие на этот счет решения устарели и наносят ущерб экономике Ливана. Инициатором пересмотра этих решений явился бывший министр общественных работ и глава партии «Катаеб» Пьер Жмайель.
При определении своей официальной позиции Ливан, с одной стороны, не может не учитывать как тесную зависимость страны от Запада и, главным образом, от США, так и мнение христианского населения Ливана. С другой стороны, Ливан вынужден считаться с позицией других арабских стран, настроенных резко враждебно к Израилю.
Ливан в принципе отрицательно относится к решению проблемы Палестины военным путем. Бывший генеральный секретарь МИД Ливана Фуад Аммун (ныне министр экономики), выступая в октябре 1962 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, сказал, касаясь палестинского вопроса: «Нужно исключить силу при разрешении конфликтов. Но нельзя утверждать несправедливой резолюцию и результат применения силы. Об этом надо думать, говоря о замученной Палестине» («Ориан», II.X.62 г.). Характерно, что за все время существования Израиля на ливано-израильских границах не произошло ни одного пограничного инцидента.
Столь же большую осторожность Ливан проявляет и в вопросе о противодействии Израилю в деле отвода течения реки Иордан. Официально Ливан выступает против плана Джонстона о пропорциональном и совместном с Израилем использовании вод Иордана и его притоков и соглашается в качестве меры противодействия Израилю отвести воды ливанских притоков Иордана р. Хасбани в Ваззани, однако при соблюдении арабскими странами ряда условий.
Выступая в парламентской комиссии по иностранным делам незадолго перед отъездом на конференцию глав и королей арабских стран в Каире, министр иностранных дел Ливана Филипп Такла заявил, что «никаких новых элементов в точке зрения Ливана по этому вопросу не появилось».
Он подчеркнул далее, что «кабинеты, которые сменяли друг друга, принимали меры, которые должны были бы позволить отвести воды реки Хасбани. Технические службы завершили все планы работ. Эти планы готовы. Однако существуют две трудности, которые еще не сняты. Это — военное обеспечение работ (и я думаю, что речь идет об одном из аспектов проблемы отвода всех притоков Иордана) и расходы, хотя проект закона относительно предоставления кредита в 10 млн. лив. фунтов в этих целях был подготовлен и передан в палату депутатов» («Ориан», 7 января 1964 г.).
Комментируя это заявление Таклы, депутат Мохсен Слим, который поднял этот вопрос в комиссии, писал в газете «Ле Суар» 8 января 1964 г., что смысл заявления Таклы заключается в том, что «ливанское правительство придерживается своего решительного и полного отказа от всех предложений Джонстона по урегулированию этой проблемы», Мохсен Слим подчеркнул, что Ливан хочет использовать воды своих рек Хасбани и Ваззани, но существует опасность ответных военных действий со стороны Израиля, если такие работы будут начаты. «Если Ливан не получит необходимых военных гарантий со стороны арабских стран, подчеркнул М. Слим, то он вынужден будет воздержаться от всяких действий в этом направлении».
На конференции в Каире ливанская делегация придерживалась своей традиционной позиции: поддержав решения конференции, она сделала ряд оговорок, имеющих целью оградить Ливан от возможного ущерба ливанскому суверенитету в случае, если арабские страны введут свои войска на территорию Ливана.
По сообщениям местной прессы, делегация Ливана уточнила, что иностранные войска войдут на ливанскую территорию лишь по просьбе правительства Ливана и что эти войска будут находиться под командованием ливанского офицера. Делегация напомнила также, что лишь одно ливанское правительство имеет право решать вопрос об обстоятельствах, при которых арабские войска могут войти на территорию Ливана («Ориан», 19 января 1963 г.).
Вместе с тем, в период работы Каирской конференции в Ливане появились заявления, не исключавшие военного противодействия Израилю. Причем рядом ливанских официальных деятелей и прессой подчеркивалось, что военное противодействие Израилю в отводе течения Иордана не может рассматриваться как агрессия. Так, например, бывший министр внутренних дел Камаль Джумблат заявил, что «любая инициатива, предпринятая арабами для возвращения пустыни Негев, даже если это приведет к применению силы, не может быть квалифицирована Объединенными Нациями как агрессия против Израиля». «Если резолюции по разделу Палестины обязательны для Объединенных Наций, —продолжал Джумблат, — то они не обязательны для арабов, которые их не одобрили. Однако, с юридической точки зрения и по отношению к ООН, этот пункт действителен на сто процентов, ибо он может быть поднят в случае вмешательства некоторых крупных западных держав в пользу Израиля. Эти державы приняли раздел, но не последующий израильский экспансионизм» («Аргус», бюллетень № 5, 18 января 1964 г.).
В связи с намерением Израиля использовать благоприятно складывающуюся для него обстановку (предстоящие выборы президента США) для изменения течения р. Иордан палестинская проблема приобретает для арабских стран особую остроту. Поэтому арабские государства, в том числе и Ливан, особенно чувствительны ко всем вопросам, затрагивающим эту проблему.
Характерны в этом отношении ответы глав ряда арабских стран на послание тов. Н.С. Хрущева главам государств (правительств) по вопросу об отказе от применения силы при решении территориальных и пограничных проблем, в которых они в той или иной форме делают оговорки относительно арабо-израильского конфликта.
Что касается Ливана, то, несмотря на то, что после вручения этого документа тогдашнему главе ливанского правительства Рашиду Караме прошло уже около трех месяцев, ответ на послание до сих пор не получен. Причиной подобного положения является тот фант, что многие ливанские политические деятели и печать связывают содержащиеся в послании предложения с вопросом о путях решения проблемы Палестины. Характерно высказывание по этому вопросу бывшего председателя комиссии по иностранным делам ливанского парламента Казема Сольха, заявившего в беседе с советником Посольства СССР в Ливане т. Серегиным Н.И. (5 марта 1964 г.), что в послании не выделяется палестинская проблема, «которая для Советского Союза является, может быть, одной из многих, но для арабов — это вопрос жизни и смерти».
«Палестинская проблема, — сказал далее Сольх, — не имеет ничего общего с существующими в мире территориальными или пограничными конфликтами. Это совершенно особый случай... Вопрос стоит о безоговорочном возвращении всей Палестины ее коренным жителям — арабам. Поэтому для арабов Израиль как государство не существует, а есть лишь Палестина, отнятая у них евреями».
В беседах совпосла с президентом Ливана Ф. Шехабом (6 марта 1964 г.), премьер-министром Х. Уэйни (13 марта 1964 г.) и министром иностранных дел Ф. Такла (17 марта 1964 г.) указанные ливанские руководители заявляли, что Ливан в принципе согласен с предложениями СССР, изложенными в послании тов. Н.С. Хрущева, однако трудность для Ливана заключается в известных отношениях арабских стран с Израилем. 17 марта с.г. Ф. Такла сказал совпослу, что ливанское правительство готовит ответ, в котором оно в принципе одобряет советские предложения, но не может обойти молчанием палестинскую проблему.
В целом следует сказать, что политика Ливана в палестинском вопросе, совпадая в принципе с политикой других арабских стран, направлена на то, чтобы избежать осложнений для Ливана как во внутриполитическом плане, так и в области международной политики и оградить страну от вмешательства других арабских стран в ее дела в случае принятия намеченных на Каирском совещании совместных мер по противодействию Израилю.
Атташе посольства СССР в Ливане
Б. Савостьянов
АВП РФ. Ф. 0106. Оп. 23. П. 41. Д. 12. Л. 1—11.
Здесь перепечатывается из сборника документов: Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Документ № 185.
Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/