02.11.1960
Секретно
Сегодня посетил Амера по его приглашению.
Вначале Амер, говоря о встречах Насера с главой Советского правительства в Нью-Йорке, подчеркнул важность состоявшихся при этом бесед, в ходе которых была выявлена общность точек зрения по важнейшим международным вопросам, расчищена атмосфера в отношениях между СССР и ОАР.
Затем маршал поинтересовался моим мнением относительно бесед Насера с Н.С. Хрущевым. Ответил, что, насколько мне известно, беседы носили вполне откровенный характер. Глава Советского правительства с удовлетворением отмечал, что в настоящее время отношения между двумя странами нормализовались и стали вновь хорошими. Руководители обоих государств выразили готовность действовать в направлении дальнейшего укрепления этих отношений.
Касаясь своего предстоящего визита в Советский Союз, Амер попросил назвать наиболее приемлемую для нас дату его приезда в Москву.
Мною было сказано, что в Москве будут рады принять маршала в последние дни ноября или в начале декабря, по его усмотрению. Амер сказал, что он предполагает вылететь в Москву в первую неделю декабря, возможно 3 или 5 числа. Это будет зависть от того, полетит ли он на нашем рейсовом самолете или на своем. Он предполагает пробыть в Советском Союзе около недели. Его, вероятно, будут сопровождать заместитель министра иностранных дел Исмаил Хафез и 2—3 военных.
Амер высказал пожелание в свободное от переговоров время посетить Сталинград, где он ни разу не был, познакомиться с каким-либо предприятием по производству электроники — радио и телевизионной аппаратуры в пределах, как он заметил, «допустимого по соображениям секретности». В этой связи я заметил, что мы не имеем секретов от друзей и что ОАР получает от нас немало секретных вещей.
Было условлено, что я сообщу в Москву предварительные соображения маршала о поездке, а он в ближайшее время сообщит Посольству точную дату вылета, список сопровождающих его лиц и возможные пожелания относительно программы его пребывания.
Затем Амер заметил, что он дважды был в Союзе и в беседах с Н.С. Хрущевым быстро находил общий язык в вопросах общеполитических, но не может похвастаться тем, что это ему полностью удавалось, когда заходила речь о военных делах. В шутку маршал сказал, что во время предстоящего визита в Москву, если он не достигнет соглашения с нами по спец. поставкам, то не вернется в Каир.
Отвечая в том же духе, сказал, что, чем дольше маршал будет находиться в Союзе, тем больше он будет убеждаться в обоснованности нашей позиции относительно условий поставок спец. имущества, которые правительству ОАР хорошо известны.
Маршал сказал, что он хочет лишь одного — реализации личного обещания, данного ему Н.С. Хрущевым по этому вопросу.
На мое замечание, что советская сторона выполнила свои обязательства по поставкам спец. имущества, принятые при чрезвычайных обстоятельствах, и что обстановка в мире и на Ближнем Востоке с тех пор изменилась в лучшую сторону, собеседник сказал, что положение в этом районе вновь ухудшается и ОАР должна укрепить свою обороноспособность.
В защиту этого своего тезиса собеседник привел следующие доводы. Проводимая правительством ОАР политика нейтралитета и поддержки народов, борющихся за свою независимость, содействует национально-освободительному движению в Африке, что наносит ущерб интересам западных держав. Последние стремятся заставить ОАР отказаться от такой политики путем:
а) экономических мер, что при наличии широкой помощи со стороны Советского Союза мало эффективно;
б) сотрудничества в африканских странах с реакционными элементами, что можно преодолеть, и, наконец,
в) использования Израиля в качестве потенциальной силы против ОАР, и это таит в себе серьезную опасность.
Развивая это положение, Амер заявил, что они просят у СССР оружие не для решения своих проблем, а лишь для того, чтобы предотвратить возможную атаку со стороны Израиля. При этом имеется в виду, что если Израиль развяжет агрессию, то он не будет одинок, т.к. ему будет предоставлена возможность использовать в качестве военных баз Иорданию, Кипр, может быть, другие территории. В отличие от 1956 года империалисты будут действовать на стороне Израиля тайно, например, путем посылки с указанных баз самолетов с израильскими опознавательными знаками. Если в 1956 г. в условиях открытой агрессии западных держав против Египта демарш Советского Союза заставил США занять сдержанную позицию и не выступить открыто на стороне Англии и Франции, то, используя опыт прошлого, западники постараются на этот раз осуществить агрессию руками израильтян и дипломатическое вмешательство Советского Союза будет таким образом затруднено.
Подготавливая Израиль в качестве плацдарма для агрессии против ОАР, продолжал Амер, западные державы наряду с прямой финансовой помощью поставляют ему оружие по фиктивным ценам. Так, истребители «Мираж» ценою в 200 тыс. английских фунтов стерлингов поставляются туда за 80 тыс. фунтов. Хорошо известно, что соглашение о поставке в Израиль 60 «Миражей» было заключено до того, как эти истребители были приняты на вооружение французской армией. Западные державы, желая установить свой контроль над Ближним и Средним Востоком, готовят Израиль в качестве своей последней карты, которой они хотят сыграть в решающий момент.
Я заметил, как можно сочетать утверждения Амера о том, что США готовят Израиль для нападения на ОАР и в то же время предоставляют ей займы, которые, по данным еженедельника «Роз эль-Юсеф», достигли в 1960 г. 140 миллионов долларов.
Амер стал доказывать, что власти ОАР согласились принять эти займы, поскольку они предназначены главным образом для финансирования сбыта продовольственных излишков и не затрагивают сферы производства. По его словам, если американцы и дают подобные кредиты ОАР, то лишь в качестве баланса, чтобы ввести в заблуждение мировую общественность, показать, что они помогают как Израилю, так и арабам. На деле же они ведут подрывную работу против ОАР. Так, например, в Ливане они снабжают оружием и деньгами полуфашистскую, созданную на военной основе партию Каттайеб, которой руководит Пьер Жамайль.
Далее я, сославшись на недавнее выступление Амера в Национальной ассамблее относительно планов отвода вод реки Иордан, спросил собеседника, чем объяснить такое положение, когда власти ОАР, с одной стороны, обвиняют Иорданию в подготовке агрессии против ОАР, а с другой стороны, выражают готовность сотрудничать с ней в комитете по использованию вод указанной реки.
Маршал сказал, что они делают это в чисто пропагандистских целях, стремясь в какой-то мере связать Иорданию обязательствами по использованию вод реки Иордан по арабской схеме в условиях, когда американцы и англичане побуждают Иорданию и Ливан согласиться с выгодной для Израиля схемой Джонстона. По словам Амера, израильтяне активно осуществляют эту схему — прокладывают водопроводные трубы, сооружают водонасосные станции и т.п.
В заключение я поинтересовался, почему в Катар направляется столь представительная делегация ОАР и чем объяснить тот факт, что англичане вообще согласились пустить в Катар эту делегацию. Амер сказал, что по сравнению с другими арабскими княжествами нынешний правитель Катара занимает более благоприятную позицию в отношении ОАР. Англичане и хотели бы не допустить контактов между ОАР и Катаром, но им пришлось пойти на это, поскольку в настоящее время они стремятся восстановить в полном объеме дипломатические отношения с ОАР и вновь открыть свое консульство в Александрии и других пунктах. Маршал дал понять, что арабская сторона взаимно хотела бы открыть консульства в Катаре, Кувейте и некоторых других британских владениях на Аравийском полуострове.
Посол СССР в ОАР
В. Ерофеев
АВП РФ. Ф. 087. Оп. 23. П. 52. Д. 7. Л. 63—67.
Здесь перепечатывается из сборника документов: Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Документ № 141.
Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/