Поиск по документам XX века

Loading

Записка посла СССР в Израиле М.Ф. Бодрова министру иностранных дел СССР А.А. Громыко.

Записка посла СССР в Израиле М.Ф. Бодрова министру иностранных дел СССР А.А. Громыко

16.03.1960
Сов. секретно

В начале 1960 года наступили некоторые изменения во внешней политике Израиля. Если вторая половина прошлого года характеризовалась относительно спокойной обстановкой на границах Израиля с арабскими странами, то в текущем году правительство Израиля снова взяло курс на усиление напряженности в районе Ближнего Востока.

Это объясняется, в первую очередь, изменением тактики западных держав в отношениях с арабскими странами. Если ранее США, Англия и другие западные державы открыто проводили на Ближнем Востоке политику «с позиции силы» и использовали для давления на арабские страны милитаристские круги Израиля, то в 1959 году они начали применять в отношениях с арабскими странами другие, более гибкие методы. Это, в свою очередь, вынудило США оказывать сдерживающее воздействие на агрессивные намерения израильских правящих кругов и даже пойти на некоторое ограничение своих связей с Израилем.

Стремление США, Англии и Франции расширить экономические отношения с ОАР и другими арабскими странами повлекло за собой сокращение объема их экономической помощи Израилю. США отказались, например, предоставить Израилю помощь для покрытия потерь в связи с засухой, сняли с повестки дня вопрос о субсидировании строительства гидросистемы Иордан — Негев, французская фирма «Рено» разорвала контакт с израильской фирмой «Кайзер-Фрейзер» на поставку частей автомашин и т.д., что усилило экономические трудности Израиля. Проект бюджета на новый 1960—61 финансовый год предусматривает увеличение прямых и косвенных налогов с населения на 14 процентов. Налоги составят около 60 процентов доходной части бюджета. Хотя бюджет еще не утвержден, правительство Израиля повысило цены на ряд продуктов питания и предметов первой необходимости, в том числе масло вздорожало на 100 процентов, табачные изделия — на 10 процентов, билеты на все виды транспорта — на 12—30 процентов. С 23 февраля увеличены косвенные налоги на ряд товаров ширпотреба. Сумма увеличения косвенных налогов составляет 54 млн. израильских фунтов.

Проект нового бюджета предусматривает увеличение прямых военных расходов на 18 процентов, и они составят 429,6 млн. израильских фунтов, или четверть всех расходов бюджета. В стране усилилась милитаристская пропаганда. Имеют хождение «теории» о том, что в результате поставок оружия из Советского Союза ОАР значительно усилила свою военную мощь, но что еще не настал тот переломный пункт, который дал бы Насеру уверенность в успешном исходе нападения на Израиль. Израильским вооруженным силам не следует-де дожидаться этого момента, и они должны сами нанести удар Насеру, ослабить его в военном отношении, как это было во время Синайской операции, и обеспечить безопасность Израиля еще на несколько лет. Поскольку оружие, которым располагает ОАР, является более современным, чем вооружение израильской армии, Израилю необходимо перевооружаться. Однако старое оружие не должно якобы быть выброшенным на свалку неиспользованным. Опираясь на подобного рода рассуждения, израильские правящие круги сделали вывод о том, что период сравнительно мирного сосуществования с арабами кончился и что пора приступить к новым военным авантюрам на границах Израиля с арабскими странами.

Руководители Израиля отрицательно относились к шагам Советского правительства, направленным на смягчение международной напряженности. На успехи миролюбивой советской внешней политики они отвечали злобными нападками на Советский Союз, а отдельные сионистские лидеры прямо заявляли о том, что разрядка международной напряженности не в интересах Израиля.

1 февраля израильские вооруженные силы провели крупную военную провокацию, введя войска в демилитаризованную зону юго-восточнее Тивериадского озера и разрушив арабскую деревню Хирбат-Тауфик. Провокация сопровождалась поджигательскими шовинистическими речами Бен-Гуриона и других сионистских деятелей, прославлявших израильское оружие и угрожавших арабским странам. С обеих сторон к месту провокации были стянуты войска. На израило-сирийской границе возникло опасное положение.

В связи с возвращением судна «Инге Тофт» из Порт-Саида в Хайфу 18 февраля там был организован пропагандистский митинг, на котором министр иностранных дел Израиля Меир сказала, что «Израиль будет бороться за то, чтобы открыть для себя канал». Вслед за этим в интервью лондонской газете «Санди Таймс» Бен-Гурион заявил, что «Израиль воспрепятствует вторжению противника на свою территорию всеми имеющимися в его распоряжении средствами», и подчеркнул решимость Израиля осуществить отвод вод из бассейна реки Иордан и обеспечить свободу израильского судоходства в Акабском заливе. По данным Посольства, в правительственных кругах Израиля имеется твердое мнение на тот счет, что в случае, если арабские страны будут чинить препятствия израильскому судоходству в Акабском заливе или в деле использования вод реки Иордан, правительство Израиля ответит войной.

Весьма примечательной в этих условиях явилась позиция США. Исходя из своих интересов проникновения в арабские страны, США опасались серьезного военного столкновения между Израилем и ОАР, к которому могла привести экстремистская политика израильских правящих кругов. Такое столкновение вынудило бы США высказаться более определенно по ближневосточным вопросам, что затруднило бы дальнейшее проведение ими политики лавирования между враждующими сторонами и привело бы к кризису их новой тактической линии в отношениях с арабскими странами.

В связи с этим США предприняли меры к сдерживанию Израиля, одновременно рассчитывая тем самым нажить себе политический капитал и в ОАР. 17 февраля смешанная израило-сирийская комиссия по перемирию опубликовала решение, обвиняющее Израиль в бесчеловечном разрушении арабской деревни Хирбат-Тауфик, в нарушении израильскими самолетами сирийского воздушного пространства, в том, что израильские войска продолжают находиться в демилитаризованной зоне. Израильский представитель не присутствовал на этом заседании комиссии, а израильская печать объявила, что ее решение якобы противоречит фактам и было принято по указанию из Нью-Йорка. Одновременно с этим, выступая на очередной пресс-конференции, президент США Эйзенхауэр сделал заявление о том, что США и впредь не будут поставлять оружие Израилю, которое было расценено в Израиле как «публичное отклонение израильской версии о том, что усиление Насера в военном отношении чревато опасностью для района Ближнего Востока».

Было опубликовано сообщение о визите двух американских военных кораблей в иорданский порт Акабу, намеченном на 3 марта, а затем распространена информация из французских и ливанских источников о том, что 6-ой американский флот получил приказ направиться в восточную часть Средиземного моря, причем подчеркивалась связь этого маневра с напряженным положением на границе между Израилем и ОАР. Наряду с этим американцы пытались убедить израильские правящие круги в том, что действия Насера не выходят за рамки внутренних арабских дел, причем через вашингтонскую прессу делались намеки, что военные приготовления ОАР направлены якобы исключительно против Ирака с целью оживления деятельности там реакционных элементов.

Однако переброска египетских войск на Синайский полуостров взволновала правительство Израиля. 26 февраля израильская печать начала широко публиковать данные о передвижениях войск ОАР. Представитель Израиля в ООН Теока направил ноту председателю Совета Безопасности, в которой указывалось, что военные приготовления ОАР достигли такой интенсификации, которая не может не рассматриваться как чрезвычайно опасная. Министр иностранных дел Израиля Меир пригласила к себе послов США, Англии, Франции, СССР и других стран и обратила их внимание на весьма серьезное положение, создавшееся в результате концентрации войск ОАР на Синайском полуострове. В беседе со мной она заявила, в частности, что «правительство Израиля пришло к выводу, что Насер намеревается провести серьезные военные мероприятия против Израиля». Меир просила Советское правительство сделать все возможное, чтобы предотвратить военный конфликт между Израилем и ОАР. Меир и другие государственные деятели Израиля подчеркивали в те дни, что Израиль является якобы миролюбивой страной и выступает за мир, что в Израиле будто бы не проводится никаких широких военных приготовлений.

Тем не менее израильское командование начало мобилизацию резервистов и автотранспорта. Было призвано около 40 процентов резерва. Войска пополнялись боеприпасами и горючим. Воинские части южного и центрального военных округов были подтянуты к границе с Египетским районом ОАР.

Накаленность атмосферы достигла такого предела, что правительство Израиля было вынуждено успокаивать население. 27 февраля министр юстиции Розен выступил с заявлением, в котором, в частности, сказал, что «нет никакого основания для беспокойства», что ОАР не рискнет напасть на Израиль, а Израиль, в свою очередь, проводит якобы миролюбивую политику. По словам Розена, напряжение на израило-египетской границе было вызвано тем, что ОАР сконцентрировала войска на Синайском полуострове в целях военной демонстрации, а Израиль лишь подготовился к неожиданностям. Заявление Розена совпало по времени с представлениями Меир иностранным послам о серьезном положении на израило-египетской границе и вызвало недоумение. Однако на следующий день на заседании правительства Бен-Гурион выразил надежду, что войска ОАР на Синайском полуострове не предпримут действий, которые повлекли бы за собой дальнейшее обострение и без того напряженного положения. На заседании была формально одобрена поездка Бен-Гуриона в США. Поводом для поездки явилось приглашение университета Брандейса в Бостоне для присвоения Бен-Гуриону почетного звания доктора права. Печать утверждала, что приглашение университета Брандейса было получено Бен-Гурионом около месяца тому назад. Официальная израильская пропаганда комментировала решение о поездке Бен-Гуриона в США как доказательство того, что Израилю не угрожает военное нападение со стороны ОАР.

Таким образом цепь фактов приводит к выводу о том, что обострение напряженности на Ближнем Востоке в феврале — марте с.г. следует рассматривать не только как отражение противоречий между Израилем и ОАР, но и как заранее продуманную интригу Бен-Гуриона, рассчитанную на укрепление позиций Израиля на Ближнем Востоке и укрепление его связей с США и другими западными державами в борьбе против арабских стран. Поездка Бен-Гуриона в США свидетельствовала вместе с тем о наличии недовольства правящих кругов Израиля тактикой США в вопросах ближневосточной политики и противоречий в отношениях между Израилем и США.

Бен-Гурион выехал в США 7 марта. Хотя его поездка была и неофициальной, израильская пропаганда всячески раздувала ее значение. Под сенсационными заголовками публиковались сообщения о встречах Бен-Гуриона с Эйзенхауэром, Никсоном, Гертером, Дилоном, Хаммаршельдом, Аденауэром. В числе других перед израильскими пропагандистскими органами была поставлена задача — показать арабским странам и в первую очередь ОАР, что у Израиля имеются могущественные друзья, убедить США, что Израиль является на Ближнем Востоке их единственным, до конца преданным союзником.

Вместе с тем редакторам газет было дано указание развернуть клеветническую кампанию против советской внешней политики в районе Ближнего Востока. Писать, в частности, о том, что ни кто-либо другой, а СССР якобы является виновником напряженности на Ближнем Востоке, так как дает в руки Насера, заявляющего о своем намерении уничтожить Израиль, подводные лодки, сверхзвуковые истребители «МИГ-19» и т.д. Печать опубликовала содержание беседы Бен-Гуриона со мной относительно его поездки в Москву. Отсутствие положительного ответа с нашей стороны по этому вопросу комментировалось как нежелание Советского Союза сделать шаг в сторону разрядки напряженности на Ближнем Востоке.

Хотя и не было опубликовано никаких официальных сообщений о содержании переговоров Бен-Гуриона в США, полученные данные дают основание полагать, что основная политическая цель поездки Бен-Гуриона в США состояла в том, чтобы убедить руководителей США вернуться к прежним методам проникновения на Арабский Восток и заручиться поддержкой США в проведении Израилем на Ближнем Востоке авантюристической политики военных конфликтов с арабскими странами. В пропагандистских же целях Бен-Гурион стремился доказать, что Израилю якобы грозит опасность военного нападения, чреватая серьезным военным конфликтом и что ближневосточные вопросы необходимо обсудить на совещании в верхах, которое должно высказаться за сохранение статус-кво на Ближнем Востоке. Тот факт, что под давлением Израиля и американского еврейства Эйзенхауэр и другие руководители США, вопреки отрицательной позиции арабских стран, приняли Бен-Гуриона и вели с ним деловые переговоры, свидетельствует о том, что США не намерены отказываться от услуг Израиля в своей политике на Ближнем Востоке и что Израилю удалось укрепить свои позиции для дальнейшей борьбы против арабских стран.

Поездка Бен-Гуриона в США была связана также с вопросами экономической помощи США Израилю по государственной линии, по линии еврейских организаций, а также в виде капиталовложений отдельных еврейских промышленников и банкиров. Увеличению объема американских капиталовложений в Израиле правительство Бен-Гуриона придает не только экономическое, но и политическое значение, так как видит в этом фактор, способствующий более активной политической и военной поддержке Израиля со стороны США в борьбе против арабских стран, что для Израиля весьма важно в связи с охлаждением его отношений с Францией.

В связи с объявлением о поездке Бен-Гуриона в США израильская печать распространила версию о том, что Бен-Гурион посетит на обратном пути Англию и Францию. Однако отношения Израиля с Францией в настоящее время таковы, что Бен-Гурион был вынужден отказаться от визита в Париж. В конце февраля — начале марта Францию посетил заместитель министра обороны Израиля Перес с заданием добиться получения новейших видов вооружения. Однако, по неофициальным данным, миссия Переса не увенчалась полным успехом.

Помимо США Израиль пытается активизировать свои отношения с ФРГ и Англией, о чем свидетельствует его встреча в Нью-Йорке с Аденауэром и визит на обратном пути из США в Лондон, где он встречался с Макмилланом и Ллойдом. Эти встречи подтвердили стремление правительства Израиля добиться вступления в НАТО, что гарантировало бы безопасность Израиля в связи с проведением им агрессивной милитаристской политики на Ближнем Востоке. Бен-Гурион стремился, по крайней мере, заинтересовать членов НАТО в возможностях Израиля и заручиться поддержкой в деле дальнейшего проведения Израилем на Ближнем Востоке политики «с позиции силы».

Детали поездки и переговоров Бен-Гуриона в США и Англию выявятся позднее, по его возвращении в Израиль. Однако уже теперь можно сделать вывод, что поездка Бен-Гуриона в США и Англию отражала деятельность тех империалистических сил, которые не заинтересованы в ослаблении международной напряженности и делают ставку на Израиль, как на оплот борьбы против национально-освободительного движения на Ближнем Востоке. Она укрепила связи этих кругов с реакционной сионистской верхушкой Израиля и дала определенный политический и экономический выигрыш правительству Бен-Гуриона.

Вместе с тем поездка Бен-Гуриона в США создала ряд трудностей перед американской внешней политикой на Ближнем Востоке, поставила под сомнение искренность намерений США в арабских странах и вызвала среди арабских народов недоверие к действиям США. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для разоблачения нами политики США на Арабском Востоке и усиления престижа и влияния Советского Союза в арабских странах.

Посол СССР в Израиле

М. Бодров

АВП РФ. Ф. 089. Оп. 13. П. 28. Д. 1. Л. 1—11.

Здесь перепечатывается из сборника документов: Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Документ № 127.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/

Дата документа: 
1960.03.16

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
16 марта, 1960 г.