Поиск по документам XX века

Loading

Соглашение Германии и Австро-Венгрии о разделе Украины, 29 марта 1918 г.

Военное соглашение между Германией и Австро-Венгрией о разделе сфер влияния на Украине

Телеграмма № 1362.

Баден, 29 марта 1918 г.

СЕКРЕТНО.

Военное соглашение об Украине между верховными командованиями обеих стран.

1. Разграничение областей:

а) для Австро-Венгрии: юго-западная часть от Волыни по линии: бывшая южная граница, участок Ковель, Доросино, Ульяники, Коршев, Радомысль, Бокуйма, Верба, течение реки Иквы до Млынова, Сушовцы, Староконстантинов (местечки все в ведении немцев), затем губернии Подольская, Херсонская и Екатеринославская;

б) для Германии: все прочие губернии Украины, следовательно, также Таврическая губерния и Крым.

2. Уже начатые операции группы Кнерцера на Екатеринослав проводятся под германским командованием, пока войска не будут заменены австро-венгерскими частями. Генерал от инфантерии фон Кош руководит операциями в Таврической губернии и в Крыму под импер. и корол. верховным командованием (до окончания операций).

3. Николаев, Мариуполь и Ростов на Дону оккупируются смешанными частями, в Николаеве и Ростове командование германское, в Мариуполе — австро-венгерское. Таганрог и Новороссийск входят в германскую сферу влияния.

4. Руководство ширококолейной железной дорогой и связанными с нею узкоколейными дорогами, а также водными путями подчинено представителю германского начальника полевой железнодорожной службы в Киеве, к которому в качестве заместителя прикомандирован офицер австро-венгерской полевой железнодорожной службы. Управление в Киеве регулирует общее руководство и совместное использование всех транспортных средств области, в его обязанности входит также наблюдение за целесообразным распределением оборудования и ремонтных материалов. Разграничение сфер деятельности проводится по такому принципу: в районе, занятом австро-венгерскими войсками, руководство движением принадлежит австро-венгерскому начальнику полевой железнодорожной службы, а в районе германской оккупации — германскому начальнику. Исключение из этого правила: железная дорога Харьков — Крым — Севастополь и на том участке, который пересекает Екатеринославскую губернию, находится в ведении германского начальника. Все остальные вопросы согласовывают оба начальника полевой железнодорожной службы. В частности установлено следующее: пароходство по Бугу подчинено австро-венгерскому руководству, пароходство по Днепру выше порогов находится в ведении общего железнодорожного центра в Киеве, ниже порогов — в ведении Черноморского управления. Потребности германской стороны на перевозки по железным дорогам на Николаев и Мариуполь так же, как и потребности австро-венгерских частей в железнодорожном транспорте на Киев, обеспечиваются общей организацией всей железнодорожной сети.

5. Угольные и горнорудные районы восточной части Екатеринославской губернии управляются совместно и используются в соотношении 1:1. Комиссия специалистов, в которую входит одинаковое число представителей от обеих сторон, вырабатывает более детальные условия по этому вопросу. Снабжение рудой производится по принципу, установленному в Берлине для всего сырья 4. Распределение угля, при котором в первую очередь надо учесть потребности железных дорог, торгового флота на Черном море и военного флота, а затем потребности Турции, производится общим железнодорожным центром в Киеве (сравни § 4), который работает в контакте с Черноморским управлением в Браилове 5.

6. Киев получает австро-венгерский гарнизон в составе не более двух батальонов (с полковым штабом) без высших командных инстанций.

7. Австро-венгерские этапные управления, занимающиеся регулированием военного транспорта в районе германской оккупации, подчиняются германскому штабу. Обеспечение продовольствием принимает на себя германское главное командование.

8. Свободному проезду офицеров и представителей всех органов по установлению хозяйственных взаимоотношений в духе действующего берлинского экономического соглашения ни с какой стороны препятствий чиниться не будет.

9. В те части австро-венгерского оккупационного района, где находятся немецкие колонисты, должны быть возможно скорее переброшены австро-венгерские войска немецкой национальности.

10. Для управления находящимися в Одессе средствами связи (кабель, Сименс, буквопечатающий телеграфный аппарат и т. д.) создается паритетная комиссия по назначению обоих главнокомандующих.

11. Данное соглашение немедленно вступает в силу.

Цитируется по изд.: Крах германской оккупации на Украине (по документам оккупантов). М., 1936, с. 31-33.

Примечания

3. После заключения договора в Бресте от 9 февраля германские империалисты пожелали, чтобы рада обратилась к Центральным державам с официальной просьбой о вооруженной помощи. Рада не замедлила выполнить это пожелание. Просьба Украинской рады о вооруженной помощи против большевиков послужила германской военщине «законным основанием» для оккупации. 2 марта 1918 года председатель правительства Центральной рады отправил германскому канцлеру следующую телеграмму:

«Пользуюсь случаем моего однодневного пребывания в Брест-Литовске и встречей с германским главнокомандующим Восточного фронта, чтобы сообщить вашему превосходительству радостную весть: войска нашей рады опять прибыли в Киев, нашу старую и новую столицу, и были восторженно встречены населением. Освобождению нашего города и нашей страны мы в большей мере обязаны той помощи, о которой мы просили правительство вашего превосходительства и которая была нам оказана победоносными германскими войсками против войск и банд северной России. От имени украинского народа и его правительства я приношу сердечную благодарность вашему превосходительству за оказанную нам помощь. Я счастлив, что теперь ничто не препятствует восстановлению дружественных отношений не только между правительствами, но и между народами.

4. В конце февраля 1918 года Германия и Австро-Венгрия заключили соглашение (в Берлине) о разделе украинского сырья. Были установлены следующие принципы распределения между Австро-Венгрией и Германией: шерсть как 38 : 62, лен 45 : 55, шелк 1 : 2, хлопчатобумажные товары 5 : 8, нефтепродукты 1 : 2, шкуры 4 : 7, кожа и дубильные вещества 2 : 3, марганцевая руда до 8 000 тонн—1 : 2, лес 1 : 2 и т. д.

5. Берлинским соглашением была предусмотрена организация Черноморского управления (Schwarzmeer-Stelle) в Браилове, которое имело целью урегулировать судоходство по Дунаю, Днепру (ниже порогов) и на Черном море. Руководство Черноморского управления было смешанным австро-германским.

Страна и регион:

Дата: 
29 марта, 1918 г.