Из Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О свободе совести и религиозных организациях»
Октябрь 1990 г.
С должным вниманием Архиерейский Собор рассмотрел Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», принятый Верховным Советом СССР 1 октября 1990 года и вступивший в действие со дня опубликования 9 октября сего года.
Впервые законодательный орган Советского Союза принял общесоюзный закон по вопросам свободы совести, отвечающий основным принципам Всеобщей декларации прав человека, Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и другим соглашениям, достигнутым государствами-участниками в процессе претворения в жизнь решений хельсинского Совещания.
Архиерейский Собор с глубоким удовлетворением отмечает гарантирование законом прав граждан нашего государства на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исполнение религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии (статья 1).
Важность нового закона состоит также в том, что Русская Православная Церковь получила должную основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица. <...>
Высоко оценивая в целом содержание Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», Архиерейский собор вместе с тем отмечает несколько принципиальных, имеющих для жизни Русской Православной Церкви (и, полагаем, для других Церквей и религиозных объединений) весьма важное значение положений, к сожалению, не получивших отражения в принятом Верховным Советом СССР тексте закона, о насущной необходимости которых церковная сторона неоднократно заявляла в процессе обсуждения законопроекта:
1. В главе II «Религиозные организации в СССР» отсутствует четкое определение и перечисление религиозных организаций по категориям, определяющимся их структурными и функциональными особенностями. Было бы естественно и закономерно прежде всего провозглашение юридического лица за Церковью в целом (или Духовным Управлением, или иной целостной религиозной организацией, состоящей из общин и других религиозных учреждений), а затем по принципу канонической принадлежности к ней, за ее общинами, монастырями, духовно-учебными заведениями, за находящимися в ее ограде религиозными братствами, миссионерскими обществами и др.
Из этого следует необходимость отражения в главе II закона также и того обстоятельства, что выход из состава Церкви автоматически влечет за собой для данной составной части религиозного организма утрату юридического лица. В этом случае недвижимое и иное имущество общины или другого религиозного учреждения остается во владении или ведении Церкви, независимо от ее (общины) дальнейшей судьбы. Последнее относится уже к главе III закона «Имущественное положение религиозных организаций».
2. В главе II статья 14 «Регистрация уставов религиозных организаций» устанавливает единообразную процедуру регистрации всех категорий религиозных организаций в местном исполнительном комитете районного (городского) Совета народных депутатов. Подобная практика едва ли может считаться обоснованной. Деятельность приходской общины, например, имеет один территориальный и функциональный объем, епархиального управления — другой, а высшая церковная власть может иметь сферу деятельности в объеме союзной республики или всего государства: Таким образом, уставы церковного управления, равно как и религиозных организаций, имеющих республиканское, межреспубликанское или союзное значение, должны по справедливости регистрироваться президиумами Верховных Советов автономных или союзных республик или Верховного Совета СССР.
3. В главе III «Имущественное положение религиозных организаций» не получило отражения справедливо высказывавшееся в процессе разработки закона желание многих граждан и организаций, просьба Поместного Собора Русской Православной Церкви 1990 года о закреплении в законе права нашей Церкви (равно как и других Церквей и религиозных объединений) получить в собственность используемое ею недвижимое имущество (храмовые здания и другие сооружения), если они находятся на их полном содержании, включая реставрацию, ремонт, реконструкцию. Особенно это относится к недвижимому имуществу, восстанавливаемому и реконструируемому коренным образом из перестроенного или восстановленного из руин на церковные средства, складывающиеся из пожертвований верующих. Например: Данилов монастырь в Москве, Оптина пустынь в Калужской области, Толгский монастырь в Ярославской области и многие другие.
Арендная плата, вносимая в настоящее время религиозными организациями за пользование недвижимым имуществом, должна быть отменена, дабы эти средства могли идти на благотворительные и милосердные цели.
Архиерейский Собор выражает надежду, что Богу содействующу, со временем важные для Русской Православной Церкви положения, о которых говорилось выше, найдут свое место в законе и будут осуществлены в жизни.
Архиерейский Собор считает неотложной задачей Русской Православной Церкви всестороннюю реализацию Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». С этой целью Архиерейский Собор определяет:
— проведение Преосвященными епархиальных собраний с приглашением для участия в них настоятелей и председателей приходских советов. На этих собраниях его участники должны получить разъяснение, что всем действующим и ранее зарегистрированным приходам для получения правоспособности юридического лица по новому закону в срок до 1 июля 1991 года, то есть в первом полугодии следующего года, следует представить в исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов по месту нахождения прихода или иным порядком, установленным республиканским законодательством, свой устав для регистрации, которая должна быть произведена в месячный срок. При этом следует иметь в виду, что никаких согласований в этом вопросе с уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров не требуется. До 1 января 1-991 года Совет Министров СССР должен принять решение об упразднении института уполномоченных. Подобной регистрации подлежат также ранее зарегистрированные монастыри, духовно-учебные заведения, епархиальные и общецерковные производственные предприятия, а также епархиальные управления, Патриархия и Русская Православная Церковь как единая и целостная религиозная организация. <...>
—"Архиерейский Собор с глубоким удовлетворением отмечает, что законы о собственности (статья 18) и о свободе совести в религиозных организациях (статья 188), и постановление Верховного Совета СССР (статья 6) создают совершенно новую основу для права религиозных организаций на собственность, на здания, храмовое имущество, объекты социального и благотворительного назначения, на денежные средства и иное имущество, необходимое для приходов, братств, монастырей, епархиальных управлений, Патриархии. Все эти организации могут обращаться за добровольными пожертвованиями денежного и имущественного характера, получать их и распоряжаться ими самостоятельно. <...>
— Архиерейский Собор отмечает, что права религиозных организаций установлены Законом о печати и средствах массовой информации, предусмотревшим учреждение ими печатных изданий и других средств массовой информации. Закон о предприятиях дал право религиозным организациям учреждать собственные предприятия. Законом о свободе совести предусмотрено исключительное право религиозных организаций учреждать предприятия по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения. Как юридические лица религиозные организации пользуются в полном объеме правом аренды имущества.
— Архиерейский Собор отмечает также, что по новому Закону о свободе совести (статья 18) финансовые и имущественные пожертвования, а равно иные доходы религиозных организаций налогом не облагаются. В то же время Закон о налогах с предприятий, объединений и организаций в пункте «г» статьи 5 установил налог на доходы религиозных организаций и предприятий в размере 35 процентов. По обращению Святейшего Патриарха Верховный Совет СССР решил, что церковные организации за свои доходы налог не платят, и закрепил это в статье 1 постановления Верховного Совета «О введении в действие Закона о свободе совести в религиозных организациях». Налог с церковных предприятий будет браться вдвое меньше, чем теперь, — 35 процентов вместо 66 процентов с исключением из прибыли сумм, расходуемых на благотворительность и милосердие.
По новому закону доходы, получаемые гражданами от работы в религиозных организациях, включая священнослужителей, будут облагаться налогом по ставкам, установленным для рабочих и служащих учреждений и организаций. Как известно, Министерство финансов СССР должно дать об этом свои указания. Вполне очевидно, что будут применяться соответствующие льготы, в том числе при трех и более иждивенцах в семье, сумма налога должна понижаться на 30 процентов.
Закон дает возможность религиозным организациям вносить платежи в фонд государственного социального страхования и в пенсионный фонд СССР не только за рабочих и служащих, но и за священнослужителей, которым в этом случае будет выплачиваться государственная пенсия на общих основаниях и пособия по временной нетрудоспособности.
Архиерейский Собор выражает удовлетворение принятием нового Закона РСФСР о свободе вероисповеданий, а также и иных аналогичных законов в других союзных республиках. Собор надеется, что все это будет служить благу наших народов и Святой Церкви.
Мы молимся, чтобы в будущем строго и неизменно соблюдались эти благоприятные для Церкви законы и через это вносился определенный вклад в правовое сознание нашего общества.
Московский церковный вестник. М., 1990. Ноябрь. № 24. С. 2 — 3.
Здесь приводится по кн.: Хрестоматии по отечественной истории (1946 - 1995 гг.) под редакцией А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. М. 1996, с. 342-345.