Резолюции V Панафриканского конгресса.
Октябрь 1945 г.
Западная Африка
1. Политические
а) Что * после появления британской, французской, бельгийской и других европейских наций в Западной Африке и в результате ее систематической эксплуатации этими иностранными империалистическими державами там не только не было развития, но начался регресс. Идеалы «партнерства», «опеки», «попечительства» и «мандатной системы» не отвечают политическим желаниям народа Западной Африки.
б) Что демократическая сущность местных институтов Западной Африки была сведена на нет оскорбительными и деспотичными законами и предписаниями. Эти институты были заменены системами автократического правления, противоречащими политическим желаниям народов Западной Африки.
в) Что проведение претенциозных конституционных преобразований в западноафриканских странах — не что иное, как незаконные попытки иностранных империалистических держав продолжать политическое порабощение народов.
г) Что введение косвенного управления является не только орудием угнетения, но также и покушением на права традиционных западноафриканских правителей.
д) Что искусственные округа и территориальные границы, созданные империалистическими державами, являются сознательной мерой, направленной против политического единства западноафриканских народов.
2. Экономические
а) Что империалистические державы осуществляли систематическую эксплуатацию экономических ресурсов западноафриканских территорий в ущерб интересам их жителей.
б) Что империалистические правители мешали местному населению развивать промышленность в Западной Африке, в результате чего уровень жизни упал ниже прожиточного минимума.
в) Что земля, законная собственность западно-африканцев, разными путями, по различным указам постепенно переходит в руки иностранных правительств и организаций.
г) Что рабочим и крестьянам Западной Африки запрещали создавать независимые профсоюзы и кооперативы.
д) Что горнодобывающая промышленность находится в руках иностранных финансовых монополий. В результате, там, где она развивалась, людей часто лишали их земельных владений. (Например, полезные ископаемые в Нигерии и Сьерра-Леоне являются теперь собственностью британского правительства).
е) Что британским правительством в Западной Африке фактически управляет единый фронт коммерсантов, а их главной целью является эксплуатация местного населения, которое оказывается, таким образом, экономически беспомощным.
ж) Что, если страна зависит от одной культуры (например, какао), предназначенной для единственного монополистическою рынка, и если эта страна принуждена работать только на экспорт, а ее крестьяне и рабочие оказываются в тисках финансового капитала, ясно, что правительство этой страны не способно нести ответственность за ее экономическое развитие.
3. Социальные
а) Что иностранное господство нанесло вред демократическим организациям и институтам западноафриканских народов, что оно не привело к улучшению их образования, здоровья и питания и не способствует ликвидации массовой неграмотности, болезней, недоедания, проституции и других социальных зол.
б) Что организованное христианство ** в Западной Африке отождествило себя с политической и экономической эксплуатацией западноафриканских народов иностранными державами. Поэтому конгресс единодушно поддерживает членов делегации Западной Африки и заявляет, что полная и безусловная независимость для народов Западной Африки — единственное решение существующих проблем.
Конго и Северная Африка
1. Конгресс с большим беспокойством относится к тому, в какое тяжелое положение поставили африканцев французские и бельгийские империалисты в Конго и экваториальной Африке. Конгресс требует, чтобы были предприняты спешные меры к улучшению этого положения.
2. Требование Египта о выводе британских вооруженных сил должно быть рассмотрено безотлагательно, режим кондоминиума в Судане должен быть уничтожен, чтобы предоставить суданцам полную независимость от британского и египетского господства.
3. Требования туземных народов Туниса, Алжира, Марокко и Ливии о предоставлении им демократических прав и независимости от французского и итальянского господства должны быть признаны справедливыми.
Восточная Африка
Конгресс африканских народов требует демократических прав и самоуправления для народов Кении, Уганды, Танганьики, Ньясаленда, Сомалиленда и Занзибара.
Конгресс призывает министра колоний безотлагательно выполнить следующие требования народов восточноафриканских территорий:
1. Немедленное проведение в жизнь принципов Атлантической хартии и четырех свобод ***.
2. Отмена земельных законов, которые позволяют европейцам отнимать землю у африканцев. Немедленное прекращение дальнейшего поселения европейцев в Кении или в любой другой стране Восточной Африки. Распределение всей свободной земли среди безземельных африканцев.
3. Предоставление африканцам права беспрепятственно развивать экономические ресурсы своих стран.
4. Немедленное уничтожение всех расистских и дискриминационных законов (в частности, системы кипанди ****) и введение единого гражданства.
5. Свобода слова, печати, организаций и собраний.
6. Пересмотр системы налогообложения, а также гражданского и уголовного кодексов.
7. Обязательное бесплатное и одинаковое образование для всех детей до 16 лет; бесплатное питание, книги, оборудование для школьников.
8. Предоставление избирательного права, т. е. нрава избирать и быть избранными в Законодательный совет, Совет провинции и все другие административные и муниципальные советы каждому мужчине и каждой женщине старше 21 года.
9. Общедоступная система государственного здравоохранения, медицинского и бытового обслуживания.
10. Ликвидация принудительного труда. Введение принципа «равная плата за равный труд».
Южно-Африканский Союз
Пятый панафриканский конгресс, представляющий миллионы африканцев и людей африканского происхождения во всем мире, резко осуждает политику, проводимую Южно-Африканским Союзом по отношению к африканцам и другим неевропейцам. Изображая себя за границей демократической страной с парламентской системой правления, Южно-Африканский Союз обнаруживает по сути характерные черты фашистского государства:
а) господство идеологии «Herrenvolk» *****, превратившейся в манию;
б) безжалостное попрание всех человеческих прав;
в) создание одной системы законов и морали для «арийцев» и другой — для небелых «неарийцев».
Конгресс требует, чтобы неевропейским гражданам Южной Африки были немедленно предоставлены следующие основные демократические права.
1. Избирательное право, т. е. право каждого мужчины и каждой женщины старше 21 года избирать и быть избранными в Парламент, Совет провинции и все другие административные и муниципальные советы.
2. Обязательное бесплатное и одинаковое образование для всех детей до 16 лет; бесплатное питание, книги и оборудование для школьников и нуждающихся семей.
3. Неприкосновенность личности, жилища и частной жизни.
4. Свобода слова, печати, собраний и организаций.
5. Свобода передвижения и занятий.
6. Полное равенство прав всех граждан без различия расы, цвета кожи и пола.
7. Перераспределение земли в соответствии с нуждами африканцев.
8. Пересмотр гражданского и уголовного кодексов с целью приведения их в соответствие с требованиями, перечисленными выше.
9. Пересмотр системы налогообложения с целью приведения ее в соответствие со сказанным выше.
10. Пересмотр трудового законодательства и его распространение на шахтеров и сельскохозяйственных рабочих.
Конгресс торжественно обещает непрестанно бороться вместе со своими небелыми братьями из Южной Африки за их дело, пока они не добьются свободы и уважения своего человеческого достоинства. Конгресс считает борьбу наших братьев в Южной Африке неотъемлемой частью общей борьбы за национальное освобождение всей Африки.
Mayi Buye i Africa! ******
Протектораты Бечуаналенд, Басутоленд и Свазиленд
1. С тех пор как Южно-Африканский Союз стал доминионом, он проявлял настойчивое стремление захватить туземные протектораты Бечуаналенд, Басутоленд и Свазиленд, занимавшие общую территорию в 293 420 миль2 с населением более 1000000 человек. Южно-Африканский
Союз стремится овладеть этими территориями, чтобы 1) эксплуатировать месторождения полезных ископаемых, 2) получить больше земли для ведения сельского хозяйства и сдачи ее в аренду и 3) получить дополнительную дешевую рабочую силу, обложив туземцев налогами.
2. В последние годы стремление к экспансии приобрело агрессивный характер и вызвало большую тревогу у туземцев протекторатов, так как в южной части континента они — последние из африканцев — владеют землей и пользуются номинальной независимостью.
3. Правительство Южно-Африканского Союза требует немедленного присоединения протекторатов и ведет переписку об этом с имперским правительством. Для изучения вопроса и выработки предложений о том, как осуществить передачу протекторатов Союзу, если парламент согласится на этот шаг, министерство колоний уже создало Объединенную консультативную комиссию. В нее входят южноафриканские и британские должностные лица.
4. Африканский народ протестует против того, чтобы его использовали как пешку при урегулировании империалистических противоречий между разными государствами — членами Британского содружества. С африканцами нельзя обращаться, как с имуществом. Их нельзя продавать и покупать, как скот на рынках белых наций, где государственные деятели и дипломаты именем демократии и мира, а на деле словно маклеры, ведут свои торговые дела.
5. Туземцы с опасением относятся к планам присоединения протекторатов к Союзу. Они знают, в каких рабских условиях живут там восемь миллионов африканцев. На этих африканцах лежит основная тяжесть налогов и бремя других забот, но в правительстве они не представлены.
У них отняли восемьдесят процентов земли. Им отказывают в самых элементарных демократических правах свободе слова, печати, собраний и передвижения. Цветной барьер лишает их права участвовать в профсоюзах и заниматься квалифицированной работой. Они подчинены закону о пропусках и другим унизительным законам. Вожди Бечуаналенда приняли следующую резолюцию против передачи протекторатов Союзу: «Собравшиеся здесь вожди и советники от имени племен протектората Бечуаналенда заявляют протест против присоединения этой территории к Южно-Африканскому Союзу».
6. Туземцы протекторатов требуют, чтобы лейбористское правительство Великобритании уважало обещание, данное их вождям в конце прошлого века правительством ее величества королевы Виктории — обещание защищать их в на1раду за верность британской короне.
Публ. по: История Африки в документах, 1870-2000. В трех томах. Под общей редакцией Аполлона Давидсона. Том 2. 1919-1960. Редактор Сергей Мазов. М., 2007. С. 25-30.
Здесь цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 514-520.
Примечания
* Подразумевается — «Конгресс считает, что...»
** Официальное, при помощи этого эпитета противопоставляемое здесь неорганизованному христианству африканских независимых церквей.
*** Четыре свободы были провозглашены во время Второй мировой войны президентом США Ф. Д. Рузвельтом. Это свобода слова, свобода вероисповедания, свобода от нужды и свобода от страха. По его мнению, эти свободы должны были стать основой послевоенного мира.
**** Кипанди или кипанде — удостоверение личности, которое каждый африканец Кении должен был носить в специальной металлической коробке, подвешивающейся на шнурке на шею. Удостоверение содержало сведения о владельце, в частности о том, уплатил ли он налог, где работает или работал. Заполнялось удостоверение европейцами-работодателями и чиновниками.
***** Herrenvolk (африкаанс) — народ господ.
****** Лозунг Африканского национального конгресса. На языках народов банту Южной Африки эти слова означают «Африка, вернись к нам!»