Поиск по документам XX века

Loading

Первая панафриканская конференция. Лондон. 23-25 июля 1900 г.

Первая панафриканская конференция

Лондон. 23-25 июля 1900 г.

1. Должностные лица и исполнительный комитет, избранные для руководства Панафриканской ассоциацией, имеющей штаб в Лондоне.

Должностные лица:

Его высокопреподобие епископ Александр Уолтере, магистр искусств, доктор богословия, президент. Преподобный Генри Б. Браун, вице-президент. Доктор Р. Дж. Коленсо, магистр искусств, генеральный казначей. М. Бениго Сильвэйн, генеральный представитель Африки. Г. Сильвестр-Уильямс, эсквайр, генеральный секретарь.

Исполнительный комитет:

Досточтимый Генри Ф. Даунинг. С. Коулридж Тейлор, эсквайр, член американского Красного Креста. Ф. Дж. Лоудин, эсквайр. Дж. Р. Арчер, эсквайр. Миссис Джейн Кобден-Унвин. Миссис Анна Дж. Купер, магистр искусств.

2. Петиция панафриканской конференции, состоявшейся в Вестминстерском городском зале 23,24 и 25 июля в год 1900 от рождества Христова.

Ее Всемилостивейшему Величеству, королеве Великобритании и Ирландии, императрице Индии, защитнице веры.

Да окажет нам милость Ваше Величество.

Мы, нижеподписавшиеся представители панафриканской конференции, недавно состоявшейся в городе Вашего Величества Лондоне, мужчины и женщины африканского происхождения — делегаты этой конференции из различных колоний Вашего Величества в Западной и Южной Африке и Вест-Индии и из других стран, а именно: Соединенных Штатов, Либерии и прочих, почтительно обращаем Ваше августейшее и сострадательное внимание к положению туземных рас, которое внушает нам и нашим друзьям тревогу. Нас тревожит следующее:

1. Унизительная и противозаконная система компаундов для туземных рабочих, которая применяется в Кимберли и Родезии.

2. Так называемая договорная система при вербовке рабочей силы, т. е. легализация рабской зависимости туземных мужчин и женщин и детей от белых колонистов.

3. Система принудительного труда на общественных работах.

4. Система "пропусков" или документов для цветных.

5. Постановления местных властей, обычно дискриминирующие и унижающие туземцев, например, о комендантском часе, о запрещении туземцам ходить по тротуарам, о раздельном пользовании общественным транспортом.

6. Препятствия, затрудняющие приобретение недвижимой собственности.

7. Препоны, затрудняющие получение избирательного права.

Поэтому смиренные просители Вашего Величества умоляют Вас

использовать Ваше влияние, чтобы исправить зло, к которому мы почтительно привлекли Ваше внимание, и тем самым способствовать успеху дела истинной цивилизации среди туземных подданных Вашего Величества.

А Ваши просители будут считать своим долгом вечно молиться за Вас.

3. Обращение к народам мира.

В этот последний год девятнадцатого века мужчины и женщины африканского происхождения собрались в столице современного мира на конгресс, чтобы серьезно обсудить как нынешнее положение, так и будущее туземных рас. Проблема двадцатого века — это проблема цветного барьера, вопроса о том, в какой мере расовые различия, проявляющиеся главным образом в цвете кожи и строении волос, будут отныне считаться основанием для того, чтобы отказать более чем половине человечества в праве максимально использовать возможности и привилегии современной цивилизации.

Несомненно, по европейским меркам, темные расы сейчас меньше других преуспевают в культурном развитии. Однако так было не всегда, и, несомненно, мировая история, и древняя, и современная, знает немало примеров проявления дарований и способностей людей черной расы.

Во всяком случае, современный мир должен помнить, что в наше время, когда самые отдаленные края земли так приблизились друг к другу, миллионы черных людей в Африке, Америке и на морских островах, не говоря уже о несметном числе коричневых и желтых в других частях света, несомненно, окажут большое влияние на мир в будущем, уже из-за одной только своей многочисленности и расширения контактов с другими расами. Если сейчас культурный мир даст неграм и другим темнокожим достаточно большие и широкие возможности для образования и саморазвития, то эти контакты и влияние окажут, несомненно, благоприятное воздействие на мир и ускорят прогресс человечества. Но если из-за легкомыслия, предубежденности, корысти и несправедливости черный мир будут эксплуатировать, подвергать насилию и унижению, результаты наверняка будут прискорбными, если не фатальными, не только для него, но и для высоких идеалов справедливости, свободы и культуры, к которым стремилась Европа в течение тысячелетней истории христианской цивилизации.

И вот теперь к этим идеалам цивилизации, к сонму последователей Христа мы, люди Африки, собравшиеся на всемирный конгресс, торжественно обращаемся:

Да не отступит мир в том медленном, но верном прогрессе, который последовательно не позволял духу класса, касты, привилегии или происхождения лишать права на стремление к свободе и поиски счастья борющуюся человеческую душу.

Да не будут цвет кожи или расовая принадлежность единственными различительными признаками между белыми и черными людьми, независимо от их достоинств и способностей.

Да не будут туземцы Африки принесены в жертву корыстолюбию, да не будет их свобода отнята у них, их семьи развращены, их справедливые стремления подавлены, а пути к прогрессу и культуре закрыты.

Да не позволено будет христианским миссиям, как нередко это бывало в прошлом, служить прикрытием безжалостной экономической эксплуатации и политического уничтожения менее развитых наций, главная вина которых состояла лишь в том, что они поверили слову христианской церкви.

Да поспешит британская нация — первый защитник негритянской свободы в наше время — завершить деяния Уилберфорса, Клаксона, Бакстона, Шарпа, епископа Коленсо и Ливингстона и представить возможно скорее права ответственного правительства черным колониям Африки и Вест-Индии.

Да не погибнет дух Гаррисона, Филиппса и Дугласа в Америке, да проснется совесть великой нации, чтобы осудить нечестность по отношению к американским неграм и их неправедное угнетение, даровать им избирательное право и гарантии безопасности личности и собственности, великодушно признать великое дело, которое совершили девять миллионов негров в течение жизни одного поколения, поднявшись от состояния рабства к гражданской зрелости.

Да не забудут Германская Империя и Французская республика, верные своему великому прошлому, что истинная ценность колоний — в их процветании и прогрессе, и что справедливость, беспристрастная по отношению как к черным, так и к белым, — важная составная часть этого процветания.

Да станет Свободное государство Конго великим центральным негритянским государством мира, и благосостояние его исчислится не только в деньгах и торговле, но и в счастье и истинном прогрессе черных людей.

Да отнесутся с уважением нации мира к целостности и независимости негритянских государств — Абиссинии, Либерии, Гаити и других; да призовут жители этих государств, независимые племена Африки, негры Вест-Индии и Америки и черные подданные всех наций все свое мужество, и да будут они бороться непрестанно, не ведая страха, чтобы доказать миру свое неоспоримое право считаться членами великого братства человечества.

Так, веря в силу духа гуманизма, в глубокое чувство справедливости нашей эпохи, смело и с доверием обращаемся мы к великим державам цивилизованного мира за великодушным признанием справедливости нашего дела.

Александр Уолтере (епископ), президент Панафриканской ассоциации. Генри Б. Браун, вице-президент. X. Сильвестр Уильяме, генеральный секретарь. У. Э. Бургхарт Дюбуа, председатель комитета по выработке Обращения.

Публ. по: История Африки в документах, 1870-2000. В трех томах. Под общей редакцией Аполлона Дэвидсона. Том 1. 1870-1918. Редактор Георгий Цыпкин. М., 2005. С. 32-34.

Здесь цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 497-500.

 

Страна и регион:

Дата: 
25 июля, 1900 г.