Первая панафриканская конференция
Лондон. 23-25 июля 1900 г.
1. Должностные лица и исполнительный комитет, избранные для руководства Панафриканской ассоциацией, имеющей штаб в Лондоне.
Должностные лица:
Его высокопреподобие епископ Александр Уолтере, магистр искусств, доктор богословия, президент. Преподобный Генри Б. Браун, вице-президент. Доктор Р. Дж. Коленсо, магистр искусств, генеральный казначей. М. Бениго Сильвэйн, генеральный представитель Африки. Г. Сильвестр-Уильямс, эсквайр, генеральный секретарь.
Исполнительный комитет:
Досточтимый Генри Ф. Даунинг. С. Коулридж Тейлор, эсквайр, член американского Красного Креста. Ф. Дж. Лоудин, эсквайр. Дж. Р. Арчер, эсквайр. Миссис Джейн Кобден-Унвин. Миссис Анна Дж. Купер, магистр искусств.
2. Петиция панафриканской конференции, состоявшейся в Вестминстерском городском зале 23,24 и 25 июля в год 1900 от рождества Христова.
Ее Всемилостивейшему Величеству, королеве Великобритании и Ирландии, императрице Индии, защитнице веры.
Да окажет нам милость Ваше Величество.
Мы, нижеподписавшиеся представители панафриканской конференции, недавно состоявшейся в городе Вашего Величества Лондоне, мужчины и женщины африканского происхождения — делегаты этой конференции из различных колоний Вашего Величества в Западной и Южной Африке и Вест-Индии и из других стран, а именно: Соединенных Штатов, Либерии и прочих, почтительно обращаем Ваше августейшее и сострадательное внимание к положению туземных рас, которое внушает нам и нашим друзьям тревогу. Нас тревожит следующее:
1. Унизительная и противозаконная система компаундов для туземных рабочих, которая применяется в Кимберли и Родезии.
2. Так называемая договорная система при вербовке рабочей силы, т. е. легализация рабской зависимости туземных мужчин и женщин и детей от белых колонистов.
3. Система принудительного труда на общественных работах.
4. Система "пропусков" или документов для цветных.
5. Постановления местных властей, обычно дискриминирующие и унижающие туземцев, например, о комендантском часе, о запрещении туземцам ходить по тротуарам, о раздельном пользовании общественным транспортом.
6. Препятствия, затрудняющие приобретение недвижимой собственности.
7. Препоны, затрудняющие получение избирательного права.
Поэтому смиренные просители Вашего Величества умоляют Вас
использовать Ваше влияние, чтобы исправить зло, к которому мы почтительно привлекли Ваше внимание, и тем самым способствовать успеху дела истинной цивилизации среди туземных подданных Вашего Величества.
А Ваши просители будут считать своим долгом вечно молиться за Вас.
3. Обращение к народам мира.
В этот последний год девятнадцатого века мужчины и женщины африканского происхождения собрались в столице современного мира на конгресс, чтобы серьезно обсудить как нынешнее положение, так и будущее туземных рас. Проблема двадцатого века — это проблема цветного барьера, вопроса о том, в какой мере расовые различия, проявляющиеся главным образом в цвете кожи и строении волос, будут отныне считаться основанием для того, чтобы отказать более чем половине человечества в праве максимально использовать возможности и привилегии современной цивилизации.
Несомненно, по европейским меркам, темные расы сейчас меньше других преуспевают в культурном развитии. Однако так было не всегда, и, несомненно, мировая история, и древняя, и современная, знает немало примеров проявления дарований и способностей людей черной расы.
Во всяком случае, современный мир должен помнить, что в наше время, когда самые отдаленные края земли так приблизились друг к другу, миллионы черных людей в Африке, Америке и на морских островах, не говоря уже о несметном числе коричневых и желтых в других частях света, несомненно, окажут большое влияние на мир в будущем, уже из-за одной только своей многочисленности и расширения контактов с другими расами. Если сейчас культурный мир даст неграм и другим темнокожим достаточно большие и широкие возможности для образования и саморазвития, то эти контакты и влияние окажут, несомненно, благоприятное воздействие на мир и ускорят прогресс человечества. Но если из-за легкомыслия, предубежденности, корысти и несправедливости черный мир будут эксплуатировать, подвергать насилию и унижению, результаты наверняка будут прискорбными, если не фатальными, не только для него, но и для высоких идеалов справедливости, свободы и культуры, к которым стремилась Европа в течение тысячелетней истории христианской цивилизации.
И вот теперь к этим идеалам цивилизации, к сонму последователей Христа мы, люди Африки, собравшиеся на всемирный конгресс, торжественно обращаемся:
Да не отступит мир в том медленном, но верном прогрессе, который последовательно не позволял духу класса, касты, привилегии или происхождения лишать права на стремление к свободе и поиски счастья борющуюся человеческую душу.
Да не будут цвет кожи или расовая принадлежность единственными различительными признаками между белыми и черными людьми, независимо от их достоинств и способностей.
Да не будут туземцы Африки принесены в жертву корыстолюбию, да не будет их свобода отнята у них, их семьи развращены, их справедливые стремления подавлены, а пути к прогрессу и культуре закрыты.
Да не позволено будет христианским миссиям, как нередко это бывало в прошлом, служить прикрытием безжалостной экономической эксплуатации и политического уничтожения менее развитых наций, главная вина которых состояла лишь в том, что они поверили слову христианской церкви.
Да поспешит британская нация — первый защитник негритянской свободы в наше время — завершить деяния Уилберфорса, Клаксона, Бакстона, Шарпа, епископа Коленсо и Ливингстона и представить возможно скорее права ответственного правительства черным колониям Африки и Вест-Индии.
Да не погибнет дух Гаррисона, Филиппса и Дугласа в Америке, да проснется совесть великой нации, чтобы осудить нечестность по отношению к американским неграм и их неправедное угнетение, даровать им избирательное право и гарантии безопасности личности и собственности, великодушно признать великое дело, которое совершили девять миллионов негров в течение жизни одного поколения, поднявшись от состояния рабства к гражданской зрелости.
Да не забудут Германская Империя и Французская республика, верные своему великому прошлому, что истинная ценность колоний — в их процветании и прогрессе, и что справедливость, беспристрастная по отношению как к черным, так и к белым, — важная составная часть этого процветания.
Да станет Свободное государство Конго великим центральным негритянским государством мира, и благосостояние его исчислится не только в деньгах и торговле, но и в счастье и истинном прогрессе черных людей.
Да отнесутся с уважением нации мира к целостности и независимости негритянских государств — Абиссинии, Либерии, Гаити и других; да призовут жители этих государств, независимые племена Африки, негры Вест-Индии и Америки и черные подданные всех наций все свое мужество, и да будут они бороться непрестанно, не ведая страха, чтобы доказать миру свое неоспоримое право считаться членами великого братства человечества.
Так, веря в силу духа гуманизма, в глубокое чувство справедливости нашей эпохи, смело и с доверием обращаемся мы к великим державам цивилизованного мира за великодушным признанием справедливости нашего дела.
Александр Уолтере (епископ), президент Панафриканской ассоциации. Генри Б. Браун, вице-президент. X. Сильвестр Уильяме, генеральный секретарь. У. Э. Бургхарт Дюбуа, председатель комитета по выработке Обращения.
Публ. по: История Африки в документах, 1870-2000. В трех томах. Под общей редакцией Аполлона Дэвидсона. Том 1. 1870-1918. Редактор Георгий Цыпкин. М., 2005. С. 32-34.
Здесь цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 497-500.