Русско-турецкое соглашение 1914 года по армянскому вопросу - подписано 8.II в Константинополе от имени России советником посольства Гулькевичем и от имени Турции - великим визирем Саидом Халимом пашой. Население Турецкой Армении издавна страдало от отсутствия личной и имущественной безопасности, административного и земельного неустройства и притеснений со стороны курдов и турецких властей. Вопрос о реформах в Армении как международная проблема впервые нашёл своё отражение в Сан-Стефанском мирном договоре (...), предусмотревшем контроль России над проведением реформ, а затем в решениях Берлинского конгресса 1878 года (...). Турция не выполнила взятых ею на себя обязательств. Притеснения армян продолжались в ещё больших размерах. Зверские погромы и насилия над армянами в Сасуне, Константинополе и других местах в 1894-96 годы вызвали возмущение общественного мнения в Европе. Англия поспешила вмешаться в армянский вопрос, но она руководствовалась не заботой об армянах, а стремлением произвести давление на султана, чтобы вернуть себе утраченное после захвата Египта влияние в Турции. Россия, занятая в это время дипломатической борьбой на Дальнем Востоке, воздерживалась от активных выступлений на Балканах и в Турции. Германия почти открыто поддерживала турецкого султана Абдул-Хамида II (...). Пользуясь этими разногласиями, Абдул-Хамид, хотя и издал в 1895 году ираде (указ) о проведении реформ в Армении, на деле продолжал прежние притеснения и погромы армян. По выражению великого визиря Сайда паши, султан стремился "ликвидировать армянский вопрос путём ликвидации самих армян". Положение армян не изменилось и после младотурецкой революции 1908 года, так как младотурки, несмотря на свои декларации о равенстве всех "оттоманов", проводили такую же, как и Абдул-Хамид, политику угнетения нетурецких народов Оттоманской империи.
В 1912 году в связи с переселением мусульманских беженцев с балканского театра военных действий в армянские вилайеты, армянское население подверглось новым притеснениям. Армянский католикос обратился к русскому правительству с просьбой о защите турецких армян. По инициативе России начались переговоры между державами по армянскому вопросу. Россия предложила проект широких реформ в армянских вилайетах, но Германия, принявшая участие в переговорах, потребовала изменения проекта, чтобы придать предполагавшимся реформам более умеренный характер. Русский проект был существенно изменён: первоначально предполагалось, что Турецкая Армения составит одну область, а в последней редакции проекта она оказалась разделённой на две области: Южную (Ван, Битлис, Харпут, Диярбекир) и Северную (Эрзерум, Сивас, Трапезунд). Вместо одного христианского генерал-губернатора с широкими полномочиями, назначаемого державами, как предполагалось в русском проекте, должно было быть два генерал-инспектора, назначаемых Портой, и при каждом из них - европейский советник, назначаемый державами. Остальные реформы, намеченные соглашением, касались администрации, судопроизводства, школы, земельного вопроса; армянам предоставлялись равные права с мусульманами.
Россия согласилась на изменение своего проекта, так как, будучи более других заинтересована в армянском вопросе, опасалась, что при отсутствии единогласия между державами соглашение может быть сорвано и что в этом случае она утратит то преимущественное положение, которое ей создавала инициатива в постановке этого вопроса.
В результате этих переговоров и было подписано Русско-турецкое соглашение. Однако Турция, по-прежнему используя разногласия между державами, затянула его проведение в жизнь. Со вступлением Турции в первую мировую войну на стороне Германии Русско-турецкое соглашение окончательно отпало. Во время войны турецкие власти, поощряемые немцами, провели под видом высылки армян из прифронтовой полосы массовое уничтожение армянского населения.
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.