Женевский протокол 1924 года о мирном урегулировании международных конфликтов - принят 2. X на Ассамблее Лиги наций. В ст. 2 протокола устанавливалось, что государства, его подписавшие, не будут прибегать к войне между собой, за исключением случаев сопротивления актам агрессии или случаев необходимости действий, согласно решениям Совета и Ассамблеи Лиги наций. В ст. 4 устанавливалась процедура арбитража в случае конфликтов между государствами, подписавшими протокол. При отказе одной из сторон подчиниться арбитражному решению Совет Лиги наций должен был принять меры для обеспечения процедуры арбитража, а в случае начала войны применить санкции.
В протоколе давалось определение агрессора: "Агрессором является всякое государство, которое прибегает к войне в нарушение обязательств, предусмотренных Уставом или настоящим протоколом". К ведению войны приравнивалось нарушение статута демилитаризованной зоны. Агрессором считалось также государство, которое в случае начала военных действий откажется передать конфликт на арбитражное решение.
При конфликте одного или нескольких участников протокола с государствами, его не подписавшими и не являющимися членами Лиги наций, Совет Лиги должен предложить этим государствам подчиниться процедуре, предусмотренной протоколом. При отказе предусматривалось применение санкций на основе ст. 16 Устава Лиги.
Вступление в силу гарантий безопасности, предусмотренных протоколом, должно было предшествовать сокращению вооружений.
Протокол оставлял его инициаторам полную возможность использовать Устав Лиги наций и арбитражную процедуру для борьбы против СССР. Во время предварительного обсуждения протокола в Лиге наций НКИД нотой от 12. III 1924 года генеральному секретарю Лиги наций отклонил проект протокола и предложил приступить к непосредственному обсуждению вопроса о сокращении вооружений. Советское правительство предупреждало, что разоружение и устранение опасности войны не могут быть достигнуты без участия СССР.
Для вступления протокола в силу требовалась ратификация его большинством государств, имевших постоянное место в Совете Лиги (в 1924 это были Великобритания, Франция, Италия, Япония), и десятью другими членами Лиги наций. Однако ввиду англо-французских противоречий эта ратификация не состоялась.
Принятие протокола на Ассамблее Лиги наций было лишь эпизодом в длительной дипломатической борьбе между Англией и Францией. Оно совпало с образованием в 1924 году первого лейбористского правительства Макдональда в Англии и правительства Эррио во Франции и наступлением кратковременной эры так называемый "демократического пацифизма".
На основе протокола правительство Макдональда гарантировало ряд условий Версальского мира. Это как бы являлось той компенсацией за согласие Франции на план Дауэса, которую Макдональд обещал Эррио в июле 1924 года, при встрече обоих премьеров в Лондоне накануне конференции экспертов. Протокол давал Франции основание надеяться на английскую помощь в случае германской агрессии против Франции или её союзников. Французский союзник - Чехословакия была первым государством, ратифицировавшим протокол. Однако победа консервативной партии на английских парламентских выборах 29. X 1924 года и образование правительства Болдуина о О. Чемберленом в качестве министра иностранных дел изменили положение. Правительство Болдуина - О. Чемберлена пришло к власти под знаком непримиримой борьбы против СССР. Оно стремилось создать в Европе единый блок против СССР и привлечь Германию к участию в этом блоке. Достижение этой цели затруднялось подписанием протокола, принятого в рамках Лиги наций без участия Германии и в значительной степени направленного против Германии. Для привлечения Германии к антисоветскому блоку консервативное правительство намеревалось прежде всего устранить какую бы то ни было видимость англо-французского блока. В этом консерваторы встречали полную поддержку правительств доминионов.
На заседании Совета Лиги наций 12. III 1925 года О. Чемберлен сообщил, что Англия не ратифицирует протокол. Примеру Англии последовала Италия. Таким образом, формальная предпосылка для вступления протокола в силу (ратификация большинством постоянных членов Лиги) не могла быть выполнена.
При активном содействии германского министра иностранных дел Штреземана (см.) английская дипломатия начала оказывать давление на Францию, добиваясь замены коллективных обязательств протокола гарантийным договором великих держав с участием Германии как равноправной стороны. В конце 1924 года начались англо-франко-германские переговоры о гарантийном пакте, которые привели к созыву Локарнской конференции 1925 года.
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.