Итало-эфиопский договор 1928 года - о дружбе и арбитраже - подписан 2. VIII в Аддис-Абебе принцем-регентом Эфиопии Таффари Маконнен и уполномоченным Италии майором Джулиано Кора. После окончания первой мировой войны Италия сделала Англии ряд предложений о разделе Эфиопии. Английское правительство после провала попыток получить от Эфиопии концессию на постройку плотины на оз. Тана отнеслось положительно к итальянским предложениям. В декабре 1925 Англия и Италия сделали попытку договориться о разделе Эфиопии на сферы влияния без участия Франции, что вызвало энергичный отпор как со стороны Франции, так и самой Эфиопии (см. «Муссолини-Грэхем соглашение»). Когда в начале 1926 правительства Англии и Италии довели до сведения правительства Эфиопии о состоявшемся между ними соглашении, принц-регент Таффари Маконнен (в 1928 году ставший негусом под именем Хайле Селассие) заявил резкий протест и при поддержке Франции обратился в Лигу наций с жалобой на нарушение суверенитета Эфиопии. Англия и Италия были вынуждены формально заявить, что заключённое между ними соглашение не является обязательным для Эфиопии. Эта неудача заставила Италию начать непосредственные переговоры с Эфиопией с целью добиться частичного удовлетворения своих притязаний. В результате этих переговоров был подписан Итало-эфиопский договор, состоявший из 7 статей. В договоре провозглашались постоянный мир и вечная дружба между Эфиопией и Италией (ст. 1), обязавшимися не посягать на независимость друг друга (ст. 2), а также содействовать развитию существующих между ними торговых отношений (ст. 3). Оба правительства обязались разрешать все могущие возникнуть между ними споры путём примирительной процедуры или арбитража (ст. 5). Ст. 4 подтверждала неподсудность итальянских граждан в Эфиопии местным судам. Срок действия договора устанавливался на 20 лет (ст. 7). Одновременно с договором была подписана конвенция, предусматривавшая постройку автомобильной дороги между портом Ассаб (Эритрея) и г. Десие (крупный торговый центр к северу от Аддис-Абебы) и создание в Ассабе вольной зоны, где с товаров, направляющихся в Эфиопию или из неё, не должны были взиматься пошлины.
Расчёты Италии нанести удар позициям Франции в Эфиопии заключением Итало-эфиопского договора (создав в частности конкуренцию железной дороге Джибути - Аддис-Абеба) не оправдались. Негус под различными предлогами оттягивал сооружение дороги Ассаб-Десие, которая так и не была построена. Заключение в 1935 году Лавалем и Муссолини пакта, предоставившего Италии свободу действий в Эфиопии, дало возможность фашистской Италии грубо нарушить условия Итало-эфиопского договора и вооружённым путём захватить Эфиопию (1935-1936).
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.