Поиск по документам XX века

Loading

Из протокола допроса Гофштейна Д. Н.

Из протокола допроса Гофштейна Д. Н.

12 января 1949 г.

ГОФШТЕЙН Д.Н., 1889 года рождения, еврей, с высшим образованием, член ВКП(б) с 1942 года. До ареста – еврейский поэт, член президиума Союза советских писателей Украины.

ВОПРОС: На предыдущем допросе вы показали, что ваши сообщники, еврейские националисты, засевшие в Еврейском антифашистском комитете, поддерживали связь с московской общиной и контактировали с ней свою преступную работу.
Из каких источников вам об этом известно?
ОТВЕТ: О связи Еврейского антифашистского комитета с синагогой, мне рассказывали МИХОЭЛС и ФЕФЕР. Их взаимоотношения, трудно было понять – комитет ли руководит деятельностью синагоги или наоборот. Однако в одну из бесед с ФЕФЕРОМ мне стало известно, что по инициативе руководства комитета был снят с поста председателя правления московской общины ЧОБРУЦКИЙ,1 который оказался неугодным для Еврейского антифашистского комитета и на его место был поставлен раввин ШЛИФЕР.2 ШЛИФЕР поддерживал постоянный контакт с Еврейским антифашистским комитетом, неоднократно посещал его и принимал активное участие в его работе. Руководители Еврейского антифашистского комитета также не избегали посещения синагоги, что мне лично приходилось видеть.
ВОПРОС: Когда?
ОТВЕТ: В марте 1945 года во время моего приезда в Москву, я был приглашен в синагогу на траурное богослужение о погибших евреях во время второй мировой войны. Мне бросилось в глаза, что в синагоге я встретил тех же самых лиц, которых я встречал в Еврейском антифашистском комитете, и что руководители комитета не только являются своими людьми в синагоге, а вместе с раввином занимаются организацией богослужения.
Появившись в синагоге вместе с БЕРГЕЛЬСОНОМ,3 ФЕФЕРОМ, КВИТКО4 и другими (МИХОЭЛС в Москве отсутствовал), я во время богослужения обратил внимание на прошедший в зале шум в результате появления в синагоге нескольких групп незнакомых мне лиц. Все они прошли на почетное место в синагоге и присутствовали там в процессе всего богослужения. На мой вопрос – кто эти лица, КВИТКО мне ответил, что среди пришедших в синагогу присутствуют артист Академического Большого театра РЕЙЗЕН, академики ТРАЙНИН5 и ТАРЛЕ6, еврейский артист ЗУСКИН, а также несколько генералов, фамилии которых я не знаю.
Мне особенно бросилось в глаза появление женщины, одетой в траурное платье, которая была с почетом встречена членами правления общины и проведена не на хоры (второй ярус помещения), предназначенный по религиозным обычаям синагоги для женщин, а на возвышенность в первом этаже, где читают тору (пятикнижие Моисея), причем эта возвышенность предназначена только для почетных евреев мужчин.
Заинтересовавшись причиной отступления от вековых обычаев, установившихся на молебствиях в синагоге, я спросил сидевшего рядом со мной КВИТКО, кто эта женщина. КВИТКО мне с гордостью ответил, что это близкий нам человек – Жемчужина7 Полина Семеновна. Рядом с Жемчужиной в синагоге находился пожилой мужчина, который, как заявил один из служащих синагоги, вступивший с нами в разговор, является братом Жемчужиной. Характерно отметить, что до прихода Жемчужиной служба в синагоге не начиналась, несмотря на истечение времени, назначенного для начала молебствия. Там же в синагоге в разговоре с БЕРГЕЛЬСОНОМ и КВИТКО я понял, что руководству еврейского антифашистского комитета удалось заручиться поддержкой влиятельных лиц, кого именно не сказали и обратили мое внимание, что на Украине также следует добиваться расширения нашего влияния.
ВОПРОС: С какой целью?
ОТВЕТ: С тем, чтобы легче было осуществлять националистическую работу и получить территорию для создания самостоятельной еврейской республики в Крыму. МИХОЭЛС, БЕРГЕЛЬСОН, ФЕФЕР и ДОБРУШИН8 буквально носились с этим своим проектом, доказывали мне, что ими уже проведена большая работа и что решение вопроса о Крыме является делом ближайшего времени. В целях популяризации среди евреев своей идеи создания еврейской республики в Крыму МИХОЭЛС и БЕРГЕЛЬСОН готовили в еврейском театре постановку пьесы «Принц Реубейни»,9 в которой протаскивалась идея создания еврейского государства и его деятельная связь с другими странами. Постановка этой пьесы националистического характера была запрещена, но ее все же сумели переправить в США и издать там на еврейском языке.
В 1944 году МИХОЭЛС в одну из бесед сказал мне, что из Крыма выселены все татары и что там находится член еврейского антифашистского комитета генерал Яков КРЕЙЗЕР,10 а также направленная им в Джанкойский район группа еврейских писателей, которые собирают информацию о еврейских колонистах в Крыму. Все эти материалы о крымских евреях были пересланы в США или публиковались в газете «Эйникайт» в Москве. После же того, как советским правительством было отказано в предоставлении евреям Крыма, МИХОЭЛС, БЕРГЕЛЬСОН, ФЕФЕР и другие мои сообщники не отказались от своей идеи создания еврейской республики, но приложили больше усилий на то, чтобы через еврейские круги США оказать давление на советское правительство. Они рассчитывали, что международная обстановка в послевоенный период изменится в такую сторону, когда Америка сможет повлиять на Советский Союз в разрешении «еврейской проблемы». Чтобы не упустить момента, еврейский антифашистский комитет стал более активно вести работу по сбору информации о Советском Союзе, которую пересылал в редакции, в Америку. После возвращения из Америки MИХОЭЛCA и ФЕФЕРА они стали проводить свою работу по указке из США и согласовывали всю свою деятельность с националистическими организациями. Еврейский комитет, по существу превратился в филиал американской прессы, через который собиралась и переправлялась в Америку шпионская информация о Советском Cоюзе. Однако американцев это, видимо, не вполне удовлетворяло в связи с чем они прислали в Советский Союз своего представителя, который лично ознакомился с делами еврейского антифашистского комитета и после чего дал ряд практических указаний.
ВОПРОС: Кто приезжал в Советский Союз для этой цели?
OТBEТ: В апреле 1946 года Советский Союз посетил председатель еврейской антифашистской помощи в США, один из редакторов еврейской реакционной газеты «Дер Тог» ГОЛЬДБЕРГ.11 Он разъезжал по Советскому Союзу и усиленно интересовался внутренним положением нашей страны. Его всячески опекали руководители еврейского антифашистского комитета, и организовывали поездки по СССР. Когда ГОЛЬДБЕРГ выехал в Киев, ФЕФЕР специальной телеграммой предложил мне организовать ему достойную встречу и сделать все, чтобы он мог более детально ознакомиться с положением на Украине. По приезде в Киев ГОЛЬДБЕРГ посетил киевскую синагогу и еврейский кабинет при Академии наук УССР,12 где в своих выступлениях обещал полную поддержку со стороны еврейских кругов в США по устройству судеб евреев, проживающих в СССР. Встретившись в более узком кругу в еврейском кабинете и в номере гостиницы «Интурист», где проживал ГОЛЬДБЕРГ, мне, КАГАНУ,13 ЛОЙЦКЕРУ,14 СПИВАКУ15 и ПОЛЯНКЕРУ16 он говорил о необходимости активизации националистической работы среди евреев на Украине и требовал присылки наиболее полной информации в Америку о положении в Советском Союзе. Закончив свою поездку по Украине, ГОЛЬДБЕРГ возвратился в Москву, где Еврейским антифашистским комитетом был устроен прощальный банкет. На этом банкете МИХОЭЛС, ФЕФЕР, Перец МАРКИШ17 и я, в своих выступлениях обещали ГОЛЬДБЕРГУ вести борьбу с ассимиляцией евреев в СССР и усилить представление информации о Советском Союзе. Мы заверили ГОЛЬДБЕРГА, что проживающие в СССР евреи являются истинными евреями и до конца будут служить идее создания, еврейского государства. Возвратившись в Киев, я пытался завязывать связи в правительственных кругах на Украине с тем, чтобы получить официальную поддержку в проведении легальных форм работы среди еврейского населения, но мне это не удалось. Эти неудачи и другие затруднения, встречавшиеся на моем пути в проведении националистической работы среди евреев на Украине, озлобили меня против советской власти и я дошел до того, что в последнее время стал публично выступать с антисоветскими заявлениями против национальной политики ВКП(б) и Советского правительства. […]

Допросил:

Помощник начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР подполковник ЛЕБЕДЕВ

ЦА ФСБ РФ. Архивная коллекция. Подлинник.

Примечания:

1 Чобруцкий Самуил – был председателем правления московской иудейской общины до 1944 г.
2 Шлифер С.М. (1889–1957) – с 1944 г. главный раввин Московской хоральной синагоги, с 1944 по 1948 г. член ЕАК. В августе 1951 г. министр госбезопасности С.Д.Игнатьев пытался арестовать Шлифера, однако советское руководство не пошло на эту репрессивную меру.
3 Бергельсон Д.Р. (1884–1952) – советский еврейский поэт. В начале 1920-х годов выехал из Советской России за рубеж, а в 1934 г. возвратился обратно. Был членом президиума ЕАК. Арестован в январе 1949 г. и потом расстрелян.
4 Квитко Л.М. (1890–1952) – советский еврейский поэт, известный своими стихами для детей. В начале 20-х годов выехал из Советской России в Германию. Обратно возвратился в 1925 г. Был членом президиума ЕАК. Арестован в январе 1949 г. и потом казнен.
5 Трайнин И.П. (1886/87–1949) – советский юрист, академик АН СССР (1939 г.).
6 Тарле Е.В. (1874–1955) – советский историк, академик АН СССР (1927 г.).
7 Здесь и далее в документе курсивом отмечены слова, вписанные от руки следователем.
8 Добрушин И.М. (1883–1953) – еврейский советский драматург, литературный и театральный критик. Состоял членом ЕАК и редколлегии газеты «Эйникайт». Арестован в феврале 1949 г., умер в лагере.
9 Пьесу «Принц Реубейни» написал Д.Р.Бергельсон. Герой пьесы – историческое лицо, известный авантюрист Давид Реубейни, который в первой половине XVI в. выдавал себя при дворе папы Римского за брата выдуманного им еврейского царя Иосифа, якобы имевшего на Ближнем Востоке большую армию, готовую присоединиться к христианам в борьбе против турок. Таким образом Реубейни хотел остановить террор инквизиции против евреев. Однако в конце концов он был разоблачен и по некоторым сведениям погиб в огне ауто-да-фе. Пьеса готовилась к постановке в ГОСЕТе в 1946 – 1947 гг., но до премьеры дело не дошло, так как спектакль запретили.
10 Крейзер Я.Г. (1905–1969) – советский военачальник, Герой Советского Союза (1941 г.), генерал армии (1962 г.). Был членом президиума ЕАК.
11 Гольдберг Бен Цион (1895–1972) – еврейский журналист. Родился в Литве в семье раввина, в возрасте 12 лет эмигрировал вместе с семьей в США. С 1930-х годов, когда, приехав в СССР, посетил Биробиджан, придерживался просоветской ориентации. В 1946 г. вновь посетил СССР как гость ЕАК.
12 Кабинет еврейской культуры Украинской академии наук был создан в начале 1936 г. на базе ликвидированного тогда академического Института пролетарской еврейской культуры.
13 Каган А.Я. (1901–1965) – советский еврейский прозаик, поэт, драматург. Был корреспондентом ЕАК в Киеве. Арестован в начале 1949 г., в феврале 1952 г. приговорен к 25 годам лагерей.
14 Лойцкер Х. (1898–1970) – литературовед, лингвист, педагог. Арестован в начале 1949 г. и потом находился в заключении.
15 Спивак Э.Г. (1880–1950) – лингвист, литературовед. Был директором Кабинета еврейской культуры при АН УССР. Арестован в начале 1949 г., умер в тюрьме.
16 Полянкер Г.И. (р. 1911) – советский еврейский писатель. В начале 1949 г. был арестован. После освобождения жил и работал на Украине.
17 Маркиш П.Д. (1895–1952) – советский еврейский поэт. Был членом президиума ЕАК. Арестован в январе 1949 г., потом казнен.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.idf.ru/

Дата документа: 
1949.01.12

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
12 января, 1949 г.