Поиск по документам XX века

Loading

1. Бессмысленное раздробление

1. Бессмысленное раздробление

Еще до восстановления независимого государства, уже на втором этапе литовского национального пробуждения, в литовском народе начали проявляться разные политические, социальные и культурно-конфессиональные (религиозные) течения.

Когда усилия и перспективы восстановить свое государство стали более реальными, а особенно, когда государство уже можно было реально строить, все эти течения быстро превратились в отдельные, своеобразные политические партии. С того времени партийный дух всегда господствовал в разнообразной жизни независимой Литвы.

В первое десятилетие в Литве действовало столько партий, общественная жизнь была настолько раздробленной, разделившейся на различные или даже совершенно враждебные лагеря, что мы в то время нисколько не отставали, а во многом опережали в этой области другие страны. Во второе десятилетие проявлялись усилия обуздать этот партийный дух. Однако меры были механические и не принесли желаемых плодов, так как не удалось вместо партийного духа создать более мощные идеи и воодушевить ими весь народ.

Раздробление народа на всякие партии не означает лояльного, а тем более согласованного сотрудничества их во имя высших целей на благо независимости и прогресса всего государства. Партии между собой боролись жестоко, страстно, демагогически оскверняя друг друга, играя на гражданском сознании народа, вызывая ненависть друг к другу, забывая об общих национальных и государственных идеалах.

Такое раздробление на партии не способствовало возникновению необходимой положительной конкуренции граждан в соревновании во имя общего национального блага, а только отравляло и загрязняло атмосферу общественной и даже частной жизни, натравливало литовца против литовца, будило самые низкие инстинкты и вело к использованию самых грязных методов борьбы. Междоусобная борьба партий совершенно напрасно растрачивала силы литовского народа. Таким образом она в большой степени ослабляла общую стойкость народа и его решительность как в борьбе с внутренними и внешними опасностями, так и нарушала согласованную работу на пути хозяйственного, социального и культурного прогресса.

Межпартийная борьба нисколько не слабела и в то время, когда заметно начала расти опасность самой независимости Литвы. Не уменьшилась она даже и тогда, когда в нашу страну вошло совершенно чужое тело в

[256]

виде коммунистической бациллы красноармейских гарнизонов. Политизирующая литовская общественность тогда показала все свое безмерное ослепление, невиданный партийный фанатизм и настоящее политическое помешательство. Она без оглядки, забыв о близкой и прямой опасности свободе народа, на настоящем вулкане готовила роскошный пир партийных схваток и турниры коалиционных махинаций. Такая система и такое мышление граждан показали высшую незрелость и преступное поведение. Уже только за такую ужасную потерю зрения в такое роковое время наши политические партии были бы достойны смертного приговора без права на обжалование.

Раздробление нашего народа на партии было тем более пагубным и бессмысленным, что как своими целями, так и своими действиями наши политические течения мало чем отличались друг от друга. Начиная «левыми» и кончая «правыми», все они декларировали стремление укрепить государство, поднять хозяйственное, социальное и культурное благосостояние, гарантировать всем слоям общества самые достойные условия жизни и т.п.

Тогда возникает вопрос: почему они тогда так остро между собой боролись? Почему то, что делала одна партия, было плохо для второй, а что делала эта вторая - снова казалось ужасным и вредным для третьей...

Тайна этих вопросов небольшая. На первом месте стоит, несомненно, эгоизм партийных вождей, амбиции, честолюбие и своекорыстие. На втором месте - неумение разделить общие политические идеалы и узкие личные или мировоззренческие «идеалы». Понаписав в свою программу много общих и красивых фраз, одна партия хочет, чтобы ее исполняла только эта, а не та группа людей. Вторая партия считает, что все будет в порядке, если только работу благословят епископы и активно примкнут священники. Третья партия самым определенным образом подчеркивает, что если епископы и священники будут вмешиваться в политику, то все будет плохо и она будет вынуждена бороться с клерикализмом. Четвертая партия считает, что все предпочтения надо отдать работникам физического труда и в первую очередь удовлетворять их потребности. Пятая, что только нужды крестьян и земледельцев должны стоять на первом месте. Шестая, что только демократия и сейм спасут Литву. Седьмая, что демократия погубит Литву. И т.д.

При таком положении чего могли стоить высокопарные общие фразы в программах партий? Хотя общие политические устремления были довольно похожи, но партии самым упорным образом резались из-за второ-

[257]

степенных вещей, из-за так называемых «средств», »методов», «тактики» и т.п. Они так загавкадись из-за «методов», что даже накануне краха государства не могли найти общего языка. Даже после оккупации они еще пробовали сводить друг с другом счеты и тем самым только работали на пропаганду врага...

И, к сожалению, не было ни подходящих людей, ни достаточно творческих идей, которые покончили бы со всей этой бессмысленной стаей. Только когда на шею уселся полудикий оккупант со своими новыми казаками - евреями, все партийные партизаны увидели, насколько глупыми и бессмысленными были их прежние драки...

Партийные вожди и поддавшееся партийности наше общество, при-несли дань великой трагедии. Урок был оплачен слишком дорого, чтобы литовский народ в будущем мог позволить себе такой раскол на партии и партийную борьбу.

[258]