Поиск по документам XX века

Loading

Рукопись статьи крестьянина Рижского района Рязанского округа Ф. Паринова «Кошка пробежала...» Июнь 1930 г.

Рукопись статьи крестьянина Рижского района Рязанского округа Ф. Паринова «Кошка пробежала...»

Июнь 1930 г.

У сельсовета, на небольшой площадке, уж никто не помнит, сколько лет лежат трухлявые дубки. Часто и днем и вечером к ним собираются дегтярцы, рассаживается всяк поудобней и начинают калякать, отнимая долгие часы своего короткого рабочего времени. Наговорившись досыта, одни встают, потягиваются, зевая, и уходят, другие приходят и занимают их места.

Здесь преобладают единоличники. Вернее, здесь они одни. Зато у правления, рядышком, в десяти шагах, также удобно распаложившись, сидят колхозники. Здесь, среди них, нет единоличников. И трудно поверить, чтобы десять, только десять шагов могли образовать такую пропасть между людьми, еще не так давно жившими единой семьей в одном и том же колхозе.

—           Кошка пробежала или еще что, но только отношение наше друг к дружке... как бы вам сказать... ну, не хорошее, что ль бы

—           Почему? В чем причина?

—           Причина? — переспрашивают меня сразу несколько голосов. Причин — их много...

Затем все умолкают, также разом, как и спрашивали, и всякий ждет, кто б начал первый. Кто-то начинает новый разговор, о совершенно новом деле. Его сейчас же обрывают у корня:

—           Эн-то ты брось... Ты вот лучше скажи, где кошка пробежала?

Но о «кошке» и этот «смельчак» не говорит. Он скорее склонен найти новые сравнения существующим взаимоотношениям, чем говорить о причинах.

—           Глядим мы на них, а они на нас как волк на овцу.

—           Это правда, — подтверждают другие единоличники. — Как где соберутся колхозники, а мы уж глаза навострим, уши вытянем, насторожившись. А мы соберемся, — колхозники себе с подозрением на нас глядят...

—           Да, но почему происходит это? Что послужило началом таким взаимоотношениям? — допытываюсь я.

Но ответа не получаю. Приводят новые примеры, новые факты, случаи, порой до смехотворности курьезные, но о причинах ни гу-гу.

—           Иду это я раз, — рассказывает один из участников беседы, — встретил знакомого приятеля, он колхозник, ну пошли вместе... Идем. Встречаются нам два колхозника, посмотрели на меня и на приятеля и говорят ему: «ты это что-ж с неколхозником ходишь? Забыл наш уговор?». Мне неловко за приятеля стало. Я и говорю ему: «Может тебе, Ваня, неловко со мной итти, я отстану?». «Ведь вон дело-то до чего дошло!— восклицает рассказчик. — С другом, хорошим другом ходите не велят!»

Постепенно, вопрос за вопросом, выясняет создавшуюся обстановку. Вызванные на откровенность, единоличники уже не скрывают причин Оказывается, действительно, для натянутых, а порой неприязненных и даже враждебных отношений послужили серьезные причины.

Перед севом 35 хозяйств, объединяющих 170 едоков, подали заявления о выходе. Их исключили, но земли им не отрезали. Ее засеял колхоз, а вышедшие никакого участия в севе не приняли. Теперь они не знают, получат ли они с своей земли долю хлеба и какую именно.

Мало этого. До сих пор этим же хозяйствам не отрезан пар. Его взметал тоже колхоз общим массивом, а вышедшие единоличники сейчас без земли. Они не знают даже о том, дадут ли им ее, когда и сколько. Нельзя сказать, чтобы этот случай располагал единоличников к Это — прекраснейший козырь в руках кулаков для агитации против колхоза, для Дискредитации его.

Это первая причина. Вторая еще более серьезная и чреватая плохими последствиями.

Колхоз имеет 9-польный севооборот. Весной колхоз посеял вику на том поле, которое, находилось под паром в одном массиве с единоличниками. Раньше по пару пасся скот всего общества, теперь же викоовсяный посев колхоза, находясь ближе к селу, запер доступ единоличникам к своему пару. Скот гонять нельзя, а кроме пасти, говорят, негде. Там же был хороший водопой (река), теперь единоличники лишились и его.

Можно было бы найти выход из положения: для прогона скота устроить дорогу по вико-овсяному полю, конечно, пожертвовав для этого несколькими десятинами посева, но ни сельсовет, ни правление колхоза об этом не столковались, и теперь единоличники сдали свой пар (гектаров 400) Гелешовскому обществу («все равно пропадает корм»).

Но и тут вышла зацепка. Дегтярский сельсовет без (согласия на то единоличников разрешил на их паре пасти скот Зеленовскому колхозу.

— Милый мой, как это так, не спросясь, можно игнорировать нас? — возмущается один из стариков.

С этого началось. Это послужило той проклятой «кошкой», которая пробежала между колхозниками и единоличниками.

Дальше больше.

Для выгона единоличники взяли другой кусок своих паров. Но туда же захотел выгонять скот и колхоз. Получился спор, впоследствии еще больше обостривший взаимоотношения.

—           Мы не пустим вас в свое стадо, — заявили единоличники колхозникам.

—           А мы сами погоним, — не без настойчивости отвечали колхозники

—           А как мы могли их пустить, когда они нам тоже во всем отказывают, — жалуется рядом сидящий со мной середняк. — Мы любим работу Уж кто работает плохо, а середняки всегда хорошо работали. А земли нам не дают...

—           Мне даже быка своего не дали, — поддакивает второй. — Загуляла у меня корова, а общественного быка у нас нет, а в колхозе есть. Пришел я в правление и слезами стал просить бычка. «Не дадим, говорит, тебе, иди в колхоз, а так не дадим». Мыкался я мыкался, ничего не вышло. Корова осталась без огула. Молоко сбавила с 3 четвертей до 2 бутылок, посмотрел я на нее и... прирезал. Какая же тут помощь единоличнику? — поворачивает он глаза в упор на меня, прося ответа.

—           Я тебе, милок, скажу по чистой совести: Яковлев верно говорит в своей книжке. . И до тех пор, пока мы будем друг на дружку глядеть как волк на овцу, толк не будет, колхоз расти перестанет... — предостерегает старик.

Так складываются взаимоотношения.

Часто они складываются и на мелочах, но под влиянием сильной кулацкой агитации.

Осколки кулачества, отлетевшие от быстро растущих колхозов как грязь от колеса, сейчас активно, не жалея ни сил, ни средств, пытаются блокироваться с вышедшими из колхоза. Они находят тысячи нитей, а порой, когда колхозники отталкивают от себя единоличников, и миллионы нитей с вышедшими. Подыскивают для них разные причины лишь бы натянуть отношения, лишь бы разжечь вражду и ненависть. 

Одному из вышедших из колхоза по какой-то причине не была возвращена... супонь. Теперь, подпаиваемый кулаками, он везде об этом говорит, стращая колхозников, что и их «ограбят».

—           Мать их размать, колхо-о-озники! Супонь мою припрятали... Вот граждане какие, колхо-о-озники эти!..

Находятся поддакивающие и сочувствующие. Разговор принимает политический оттенок, в угоду тому же кулаку.

Кулаки организуют травлю колхозников. Стоит только одному колхознику пройти по улице, где преобладают единоличники, с их стороны не замедлят уколы, насмешки и издевательства. Громко, с противным смешком, прищурив пьяные глаза, горланят они на всю улицу:

—           Глядик-сь, колхозник пошел. Еще в доме стола нет, а он уж в колхоз попер.

—           Этот еще крепится... Должно завтра утикет...

—           Мы его засмеем — знамо утикет! — на все голоса выводят горланцы.

Ясное дело, что эта травля не обходится без кулацкого, определенно кулацкого влияния. И получается одно из двух: если колхозник слабоват, он не выносит этого издевательства и подает заявление о выходе. Если же это колхозник твердый, убежденный (а таких теперь больше), тогда он себя настраивает против единоличника, конечно, не разделяя его по классовому признаку и не отдавая себе отчета в том, что здесь кулак причина, и что несознательные единоличники выполняют работу кулака.

Вот на какой почве складываются скверные взаимоотношения.

Тем большая ответственность падает на партийные организации, на правления колхозов и на сельские советы. С их стороны как никогда требуется классовая бдительность и умелое, гибкое руководство. Но ни в коем разе не благодушие и не однобокая оценка положения и причин, создающих его.

Эту ответственность в Дегтярном пока никто не чувствует. Свидетели тому: волокита с выделом земли, разобщенность колхозников и бедняков и середняков-единоличников, медлительность с проработкой предсъездовских материалов, в частности, тезисов тов. Яковлева, отсутствие упорной работы за вовлечение единоличников в колхозы, массовой разъяснительной работы, помощи единоличникам, оторванность правления от хозяйственных середняков-колхозников и т.д.

Обо всем этом нужно поговорить особо.

РГАЭ Ф. 260. On. 1. Д. 6. Л. 142-147.

Документ приводится по изд.: Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Под. ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Шагина. М., 1996, с. 449-452, Раздел IV, документ № 21.

Дата: 
15 июня, 1930 г.