Рукопись статьи крестьянина Рижского района Рязанского округа Ф. Паринова «Кошка пробежала...»
Июнь 1930 г.
У сельсовета, на небольшой площадке, уж никто не помнит, сколько лет лежат трухлявые дубки. Часто и днем и вечером к ним собираются дегтярцы, рассаживается всяк поудобней и начинают калякать, отнимая долгие часы своего короткого рабочего времени. Наговорившись досыта, одни встают, потягиваются, зевая, и уходят, другие приходят и занимают их места.
Здесь преобладают единоличники. Вернее, здесь они одни. Зато у правления, рядышком, в десяти шагах, также удобно распаложившись, сидят колхозники. Здесь, среди них, нет единоличников. И трудно поверить, чтобы десять, только десять шагов могли образовать такую пропасть между людьми, еще не так давно жившими единой семьей в одном и том же колхозе.
— Кошка пробежала или еще что, но только отношение наше друг к дружке... как бы вам сказать... ну, не хорошее, что ль бы
— Почему? В чем причина?
— Причина? — переспрашивают меня сразу несколько голосов. Причин — их много...
Затем все умолкают, также разом, как и спрашивали, и всякий ждет, кто б начал первый. Кто-то начинает новый разговор, о совершенно новом деле. Его сейчас же обрывают у корня:
— Эн-то ты брось... Ты вот лучше скажи, где кошка пробежала?
Но о «кошке» и этот «смельчак» не говорит. Он скорее склонен найти новые сравнения существующим взаимоотношениям, чем говорить о причинах.
— Глядим мы на них, а они на нас как волк на овцу.
— Это правда, — подтверждают другие единоличники. — Как где соберутся колхозники, а мы уж глаза навострим, уши вытянем, насторожившись. А мы соберемся, — колхозники себе с подозрением на нас глядят...
— Да, но почему происходит это? Что послужило началом таким взаимоотношениям? — допытываюсь я.
Но ответа не получаю. Приводят новые примеры, новые факты, случаи, порой до смехотворности курьезные, но о причинах ни гу-гу.
— Иду это я раз, — рассказывает один из участников беседы, — встретил знакомого приятеля, он колхозник, ну пошли вместе... Идем. Встречаются нам два колхозника, посмотрели на меня и на приятеля и говорят ему: «ты это что-ж с неколхозником ходишь? Забыл наш уговор?». Мне неловко за приятеля стало. Я и говорю ему: «Может тебе, Ваня, неловко со мной итти, я отстану?». «Ведь вон дело-то до чего дошло!— восклицает рассказчик. — С другом, хорошим другом ходите не велят!»
Постепенно, вопрос за вопросом, выясняет создавшуюся обстановку. Вызванные на откровенность, единоличники уже не скрывают причин Оказывается, действительно, для натянутых, а порой неприязненных и даже враждебных отношений послужили серьезные причины.
Перед севом 35 хозяйств, объединяющих 170 едоков, подали заявления о выходе. Их исключили, но земли им не отрезали. Ее засеял колхоз, а вышедшие никакого участия в севе не приняли. Теперь они не знают, получат ли они с своей земли долю хлеба и какую именно.
Мало этого. До сих пор этим же хозяйствам не отрезан пар. Его взметал тоже колхоз общим массивом, а вышедшие единоличники сейчас без земли. Они не знают даже о том, дадут ли им ее, когда и сколько. Нельзя сказать, чтобы этот случай располагал единоличников к Это — прекраснейший козырь в руках кулаков для агитации против колхоза, для Дискредитации его.
Это первая причина. Вторая еще более серьезная и чреватая плохими последствиями.
Колхоз имеет 9-польный севооборот. Весной колхоз посеял вику на том поле, которое, находилось под паром в одном массиве с единоличниками. Раньше по пару пасся скот всего общества, теперь же викоовсяный посев колхоза, находясь ближе к селу, запер доступ единоличникам к своему пару. Скот гонять нельзя, а кроме пасти, говорят, негде. Там же был хороший водопой (река), теперь единоличники лишились и его.
Можно было бы найти выход из положения: для прогона скота устроить дорогу по вико-овсяному полю, конечно, пожертвовав для этого несколькими десятинами посева, но ни сельсовет, ни правление колхоза об этом не столковались, и теперь единоличники сдали свой пар (гектаров 400) Гелешовскому обществу («все равно пропадает корм»).
Но и тут вышла зацепка. Дегтярский сельсовет без (согласия на то единоличников разрешил на их паре пасти скот Зеленовскому колхозу.
— Милый мой, как это так, не спросясь, можно игнорировать нас? — возмущается один из стариков.
С этого началось. Это послужило той проклятой «кошкой», которая пробежала между колхозниками и единоличниками.
Дальше больше.
Для выгона единоличники взяли другой кусок своих паров. Но туда же захотел выгонять скот и колхоз. Получился спор, впоследствии еще больше обостривший взаимоотношения.
— Мы не пустим вас в свое стадо, — заявили единоличники колхозникам.
— А мы сами погоним, — не без настойчивости отвечали колхозники
— А как мы могли их пустить, когда они нам тоже во всем отказывают, — жалуется рядом сидящий со мной середняк. — Мы любим работу Уж кто работает плохо, а середняки всегда хорошо работали. А земли нам не дают...
— Мне даже быка своего не дали, — поддакивает второй. — Загуляла у меня корова, а общественного быка у нас нет, а в колхозе есть. Пришел я в правление и слезами стал просить бычка. «Не дадим, говорит, тебе, иди в колхоз, а так не дадим». Мыкался я мыкался, ничего не вышло. Корова осталась без огула. Молоко сбавила с 3 четвертей до 2 бутылок, посмотрел я на нее и... прирезал. Какая же тут помощь единоличнику? — поворачивает он глаза в упор на меня, прося ответа.
— Я тебе, милок, скажу по чистой совести: Яковлев верно говорит в своей книжке. . И до тех пор, пока мы будем друг на дружку глядеть как волк на овцу, толк не будет, колхоз расти перестанет... — предостерегает старик.
Так складываются взаимоотношения.
Часто они складываются и на мелочах, но под влиянием сильной кулацкой агитации.
Осколки кулачества, отлетевшие от быстро растущих колхозов как грязь от колеса, сейчас активно, не жалея ни сил, ни средств, пытаются блокироваться с вышедшими из колхоза. Они находят тысячи нитей, а порой, когда колхозники отталкивают от себя единоличников, и миллионы нитей с вышедшими. Подыскивают для них разные причины лишь бы натянуть отношения, лишь бы разжечь вражду и ненависть.
Одному из вышедших из колхоза по какой-то причине не была возвращена... супонь. Теперь, подпаиваемый кулаками, он везде об этом говорит, стращая колхозников, что и их «ограбят».
— Мать их размать, колхо-о-озники! Супонь мою припрятали... Вот граждане какие, колхо-о-озники эти!..
Находятся поддакивающие и сочувствующие. Разговор принимает политический оттенок, в угоду тому же кулаку.
Кулаки организуют травлю колхозников. Стоит только одному колхознику пройти по улице, где преобладают единоличники, с их стороны не замедлят уколы, насмешки и издевательства. Громко, с противным смешком, прищурив пьяные глаза, горланят они на всю улицу:
— Глядик-сь, колхозник пошел. Еще в доме стола нет, а он уж в колхоз попер.
— Этот еще крепится... Должно завтра утикет...
— Мы его засмеем — знамо утикет! — на все голоса выводят горланцы.
Ясное дело, что эта травля не обходится без кулацкого, определенно кулацкого влияния. И получается одно из двух: если колхозник слабоват, он не выносит этого издевательства и подает заявление о выходе. Если же это колхозник твердый, убежденный (а таких теперь больше), тогда он себя настраивает против единоличника, конечно, не разделяя его по классовому признаку и не отдавая себе отчета в том, что здесь кулак причина, и что несознательные единоличники выполняют работу кулака.
Вот на какой почве складываются скверные взаимоотношения.
Тем большая ответственность падает на партийные организации, на правления колхозов и на сельские советы. С их стороны как никогда требуется классовая бдительность и умелое, гибкое руководство. Но ни в коем разе не благодушие и не однобокая оценка положения и причин, создающих его.
Эту ответственность в Дегтярном пока никто не чувствует. Свидетели тому: волокита с выделом земли, разобщенность колхозников и бедняков и середняков-единоличников, медлительность с проработкой предсъездовских материалов, в частности, тезисов тов. Яковлева, отсутствие упорной работы за вовлечение единоличников в колхозы, массовой разъяснительной работы, помощи единоличникам, оторванность правления от хозяйственных середняков-колхозников и т.д.
Обо всем этом нужно поговорить особо.
РГАЭ Ф. 260. On. 1. Д. 6. Л. 142-147.
Документ приводится по изд.: Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Под. ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Шагина. М., 1996, с. 449-452, Раздел IV, документ № 21.