Поиск по документам XX века

Loading

Доклад Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Булганина Н. А. Часть II.

Рост народного хозяйства в СССР, рост автомобильного транспорта выдвигает настоятельную необходимость более правильного и рационального использования парка автомобилей. Тов. Молотов на XVIII съезде партии говорил:

«По всей линии идут предложения обратить серьезное внимание на автохозяйство, и это совершенно правильно. Теперь, когда автомобилей становится у нас порядочно, а к концу третьей пятилетки их будет уже 1 700 тысяч, вопрос об использовании автотранспорта приобретает большое значение. И тут, при лучшей организации дела и при ликвидации многочисленных фактов бесхозяйственности в использовании автотранспорта, мы сделаем хорошее дело в интересах народного хозяйства». Действительно, товарищи, имеется немало фактов, которые говорят о далеко не полном и не организованном использовании автомобильного парка.

Центральное управление народнохозяйственного учета при Госплане СССР на основе отчетно-статистических материалов приводит следующие данные.

Доставив по назначению груз, автомобили, как это мы видим

[424]

и сами, в обратном направлении следуют порожняком, и поэтому; почти половина пробега грузовой автомашины проходит вхолостую.

По этим данным ЦУНХУ, за III квартал 1938 г. отношение пробега машин с грузом к общему пробегу составляло по РСФСР в целом 54,5 %. Я повторяю, товарищи: отношение пробега машин с грузом, т. е. полезная работа, по отношению к общему пробегу автомобилей по РСФСР в целом, составляло 54,5 %. По Украинской ССР—51,5%, по Белорусской ССР,— 52,5 %.

Ворошилов. А еще надо принять во внимание недогруз.

Булганин. Я уже не говорю о недогрузе, товарищ Ворошилов, я говорю только о пробеге. По Азербайджанской Республике — 59,9 %, по Армянской Республике — 61 %, по Грузинской — 61,6 %, по Узбекской — 53,2 %, по Туркменской — 69 %, по Таджикской — 59,1 %, по Казахской —58 %, по Киргизской — 57,5 %.

По тем же данным, за III квартал 1938 г. использование рабочего дня автомашин видно из следующих данных: в один машино-день работы по РСФСР в целом среднее пребывание машин в наряде составляло 11,2 часа.

Из этих 11,2 часа в движении машина находилась в среднем 6,8 часа.

По Украинской Республике пребывание машины в наряде в среднем 12,3 часа, в движении—7,8 часа.

По Белорусской ССР в наряде 10 часов в движении 6 часов

По Азербайджанской ССР        14 »       » 8 »

По Армянской ССР        11,5 »    » 7,7 »

По Грузинской ССР       10 »       » 7 »

По Узбекской ССР         8 »          » 5 »

По Туркменской ССР   10 »       » 6 »

По Таджикской ССР      13 »       » 7 »

По Казахской ССР          12 »       » 7 »

По Киргизской ССР       13 »       » 8 »

О чем говорят, товарищи, эти данные?

Все эти данные показывают, что при лучшем, более правильном и организованном использовании имеющегося автомобильного транспорта перевозка грузов может быть увеличена не менее чем в два раза.

Эти данные говорят о громадных неиспользованных резервах в автомобильном транспорте, за счет которых мы можем и обязаны

[425]

значительно поднять и улучшить дело эксплоатации автомобильного транспорта, увеличить перевозки автомобильным транспортом и тем самым помочь нашему железнодорожному, морскому и речному транспорту.

Автомобильный транспорт не имеет в настоящее время единого планирования, единых норм по эксплоатации. Разработка эксплоатационных норм ведется разрозненно разными учреждениями и предприятиями.

На работе автотранспорта сказывается целый ряд других недостатков, сказывается нехватка рабочих на погрузочно-разгрузочных работах!

В связи с этим возникает целый ряд задач, в частности задача максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Нам нужно в ближайшее же время организовать производство соответствующих механизмов, чтобы устранить трудности с недостатком рабочих для погрузочных и разгрузочных работ.

Примером неорганизованного использования автотранспорта может служить еще такой факт, как совершенно недостаточное использование у нас прицепов и тягачей.

Применение прицепов с тягачами неизмеримо повысило бы полезную деятельность автотранспорта. Тягач с прицепом должен быть широко распространен и внедрен в работу нашего автотранспорта.

У нас есть специализированные автомобили, которые возят только определенные грузы, причем эти автомобили, как правило, не могут круглосуточно работать, например, коммунальный транспорт в городе, занятый на уборке улиц, на перевозке угля, на развозке по магазинам продуктов питания: хлеба, мяса, муки и других специальных товаров.

Эти автомобили совершают, как правило, перевозки ночью. Днем же эти машины стоят, так как использование их на перевозке других грузов не представляется возможным.

Там, где специализированные автомобили не могут круглосуточно работать, необходимо перейти на кузова, платформы, цистерны типа прицепов. В этом случае при отработке своего времени простаивал бы только прицеп, а тягач работал бы с другим прицепом.

Известно, далее, какую выгоду представляет собой внедрение в эксплоатацию газогенераторов, работающих на самом примитивном топливе: на древесных чурках, на брикетированной соломе, на древесном угле.

[426]

Слабое и недостаточное применение в эксплоатации газогенераторных машин является также результатом неорганизованного руководства делом эксплоатации автомобильного парка.

Нельзя пройти мимо такого вопроса, как работа пассажирского автомобильного транспорта, который у нас с каждым годом растет и приобретает не только городское, но и междугородное значение в обслуживании населения.

У нас с каждым годом растут парки автобусов, троллейбусов и таксомоторов. Автобусы, троллейбусы, такси все больше и больше становятся жизненной необходимостью городского населения, да и не только городского, но и сельского.

Все это вместе взятое приводит к необходимости организационной перестройки дела руководства автомобильным хозяйством, к необходимости организованного управления автомобильным транспортом. Эта задача И должна быть возложена на народные комиссариаты автомобильного транспорта союзных республик.

Народные комиссариаты автомобильного транспорта союзных республик должны будут по-государственному организовать руководство и правильное использование грузового и пассажирского автомобильного транспорта. Народные комиссариаты автомобильного транспорта союзных республик должны будут правильно и организованно повести дело эксплоатации этого богатства, которое дали нам сталинские пятилетки. Они должны ликвидировать бесхозяйственность, простои, порожние пробеги, организовать борьбу с перерасходами материалов, с пережогами бензина и бороться за экономное расходование денежных средств при эксплоатационной работе автомобильного транспорта.

[427]