Широкий фронт промышленного строительства будет осуществляться нами не только в период третьей пятилетки, согласно утвержденному XVIII съездом ВКП(б) пятилетнему плану, но и после третьей пятилетки ряд лет строительство фабрик и заводов будет продолжаться широким фронтом, ибо задача догнать и перегнать в экономическом отношении богатые страны капитализма осуществима в 10—15 лет.
Товарищ Сталин в своем докладе на XVIII съезде ВКП(б), давая некоторые наметки темпов промышленного производства, сказал:
«...чтобы перегнать США экономически, имея в виду не уровень 1938 кризисного года, когда США произвели всего 18,8 миллиона тонн чугуна, а уровень 1929 года, когда в США был подъем промышленности и когда там производилось около 43 миллионов тонн чугуна, мы должны довести ежегодную выплавку чугуна до 50—60 миллионов тонн».
Следовательно, решить задачу обогнать экономически богатейшие капиталистические страны Европы и США, значит, нам нужно производить чугуна ежегодно 50—60 миллионов тонн. А вы знаете, что в 1938 году мы произвели чугуна около 15 миллионов тонн, а в последний год третьей пятилетки намечено выплавить 22 миллиона тонн. Возможно, перевыполним эту программу и даже наверняка перевыполним, но все-таки до 50—60 миллионов тонн надо еще ряд лет строить новые доменные печи наряду с улучшением работы старых печей и увеличением выпуска продукции на
[392]
старых предприятиях, потому что чугун—это такой элемент промышленного производства, который предопределяет рост и других отраслей промышленности.
Вот почему надо полагать, что широкий объем строительства с третьей пятилетке и в течение ряда лет за пределами третьей пятилетки потребует большого размаха строительных работ. Вы знаете, что в первой и во второй пятилетках в СССР было построено много фабрик и заводов. Третья пятилетка дает дальнейший скачок. Вот основные цифры.
Общий объем капитальных затрат в третьей пятилетке определен в 192 миллиарда рублей (в действующих сметных ценах) против 114,7 миллиарда рублей во второй пятилетке. Капиталовложения в промышленность составляют в третьей пятилетке 111,9 миллиарда рублей против 58,6 миллиарда рублей во второй пятилетке. Почти вдвое возрастают вложения в промышленность в третьей пятилетке, при чем в промышленном строительстве сверхлимитные (крупные) объекты занимают серьезное место - больше половины.
На примере 1939 года можно видеть, что по 20 промышленным наркоматам, с общим объемом капитальных затрат в 16,4 миллиарда рублей, на строительство сверхлимитных объектов направляется 11,9 миллиарда рублей. Иначе говоря, почти 12 миллиардов рублей, или свыше 70 % капиталовложений, по промышленным наркоматам идет на сверхлимитное строительство.
Такую большую программу строительства фабрик и заводов без образования самостоятельного Наркомата по строительству было бы трудно осуществить.
Теперь строительство фабрик и заводов осуществляется самими наркоматами.
Наркоматы, обремененные задачами улучшения работы фабрик и заводов, организации труда, руководства технологическим процессом, борьбы с браком, улучшения качества продукции, внедрения, новых методов производства, освоения новых типов продукции, одновременно загружены функциями строительства, которое само по себе является особой отраслью работы, требующей особых знаний, особого внимания.
Тот факт, что каждый наркомат сам строит себе заводы и. фабрики, привел к чрезмерному распылению строительной индустрии, строительных организаций.
[393]
В связи с разукрупнением наркоматов: Наркомтяжпрома — на 6, Наркомата оборонной промышленности — на 4, Наркомпищепрома— на 3, Наркомлегпрома — на 2 и Наркоммаша — на 3, это распыление пошло еще дальше, нанося ущерб делу строительства.
Когда наркоматы разделились, произошло дальнейшее разукрупненне строительных организаций, распыление руководящих кадров. Например, из одного Главстроя Наркомтяжпрома выделилось семь Главстроев, из Главстроя Наркомпищепрома — три Главстроя, и соответственно по всем наркоматам. Наркоматы разделились, тресты тоже разделились, разукрупнились, расщепились, что привело к увеличению количества трестов, уменьшению загрузки каждого из них и в ряде случаев к увеличению управленческих расходов и к удорожанию стоимости строительства.
Построение стройорганизаций наркоматов вертикальное. Это приводит к тому, что в одном городе рядом находится множество строительных трестов и контор разных наркоматов. При другой схеме построения строительных организаций многие из этих трестов не имели бы основания к существованию, и строительные работы для ряда наркоматов выполняли бы одни и те же тресты и конторы. Например, по данным Комитета по Делам Строительства в Свердловске имеется теперь 15 строительных трестов и 11 строительных контор, часть которых работает на положении трестов. Объем капитальных работ этих трестов и контор немногим больше 450 миллионов рублей. Некоторые тресты имеют годовой объем работ в 8—9 миллионов рублей.
Понятно, что огромные кадры инженеров и администраторов-строителей сидят в канцеляриях многочисленных трестов.
Несомненно, в Свердловске 5—6 трестов, наверное, хватило бы для рационального и хорошего руководства всеми стройплощадками.
Я привел лишь один пример со Свердловском, но это положение в той или другой мере имеет место всюду.
Упразднение в связи с организацией Общесоюзного Наркомата по строительству множества строительных организаций позволит нам перебросить значительные опытные кадры из трестов и контор на стройплощадки и этим самым улучшит дело строительства.
Бывшие Наркомтяжпром, Наркоммаш и Наркомлегпром вместе, до разделения, имели 59 строительных трестов. После разукрупнения этих наркоматов строительных трестов стало 130. Значит, еще сняли людей со строек и посадили в тресты. При разукрупнении
[394]
наркоматов вертикально построенный аппарат строительства в большинстве случаев не оправдывает себя.
При существующей системе работы строительных организаций тот или иной наркомат, заканчивающий стройку в данном городе или районе, и если у него нет здесь другого строительства, все механизмы и рабочую силу перебрасывает в другой город или район. В это же самое время другие наркоматы, начинающие строительство в этой местности, завозят сюда свои механизмы и свою рабочую силу. Получаются ненужные встречные переброски кадров и механизмов из-за того, что каждый из наркоматов строит только для себя.
Между тем было бы рациональнее кадры заканчивающихся строек одних наркоматов, как правило, оставлять на стройках других наркоматов, тем более, что не все строители желают каждый раз переезжать из города в город и многие из них по этой причине меняют свою квалификацию. В результате мы теряем опытные кадры строителей и тормозим дело образования мастеров строительного дела. Наркомат по строительству этот недостаток ликвидировал бы, нужные кадры сохранял бы, повышая их квалификацию, и тем самым ликвидировал, либо свел до минимума распыление кадров и их текучесть.
Таким образом, проблема закрепления строительных кадров, которую не раз подчеркивали ЦК ВКП(б) и СНК СССР, будет решена еще быстрее.
Наконец, Наркомат по строительству нужен не только для улучшения дела строительства, он нужен, и может быть в большей степени, для улучшения работы действующих фабрик и заводов, ибо теперь руководители наркоматов, загруженные функциями строительства и желая поскорей построить новые предприятия, зачастую отвлекаются от задач эксплоатации.
Вот почему как для улучшения дела строительства, так и для улучшения эксплоатации действующих предприятий промышленности необходимо разгрузить промышленные наркоматы от строительных функций, передав их особому наркомату, Наркомату по строительству. Надо, чтобы промышленные наркоматы сосредоточили все свое внимание на улучшении работы промышленности— организация труда, ликвидация брака, улучшение качества й снижение себестоимости продукции.
Из всего сказанного видно, что необходимость образования Наркомата по строительству фабрик и заводов вполне назрела.
[395]