Поиск по документам XX века

Loading

Содоклад Бюджетной Комиссии Совета Национальностей. Докладчик депутат Хохлов И. С. (26 мая 1939 г.)

Шверкик Н. М. (Председатель). Второе заседание Совета Национальностей объявляю открытым. В порядке дня...

Слова председательствующего прерываются взрывом аплодисментов. В ложе появляется товарищ Сталин. Все встают и устраивают товарищу Сталину восторженную овацию. Со всех концов зала раздаются радостные приветственные возгласы на языках народов СССР: «Да здравствует товарищ Сталин!», «Ура любимому Сталину!», «Да здравствует наш вождь и учитель товарищ Сталин!», «Великому Сталину ура!». Долго не смолкает горячая овация в честь товарища Сталина.

Председатель. В порядке дня—содоклад Бюджетной Комиссии и обсуждение государственного бюджета СССР на 1939 г. Слово для содоклада предоставляется председателю Бюджетной Комиссии Совета Национальностей депутату Хохлову. 

[181]

Хохлов И. С. Товарищи депутаты Верховного Совета СССР! Третья Сессия Верховного Совета Союза ССР открылась вскоре после исторического XVIII съезда Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), который наметил пути дальнейшего победоносного движения вперед к коммунизму. Практическим выражением этого движения является третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

Государственный бюджет СССР на 1939 г., внесенный на рассмотрение Третьей Сессии Верховного Совета, построен в точном соответствии с решениями XVIII съезда по третьему пятилетнему плану. Он отражает в себе гигантское развитие народного хозяйства, мощь и богатство нашей страны. Он выражает непоколебимую волю народов Советского Союза решить в исторически кратчайший срок основную экономическую задачу — догнать и перегнать в экономическом отношении главные капиталистические страны.

Это ясно видно из того, что ассигнования но бюджету на народное хозяйство СССР определены на 1939 г. в сумме 59310 млн. руб., тогда как за всю первую пятилетку эти ассигнования составили 53859 млн. руб.

За один 1939 г. на народное хозяйство отпускается на 5450 млн. руб. больше, чем за всю первую пятилетку.

Только по одной тяжелой промышленности, обеспечивающей дальнейшее развитие всего народного хозяйства, установлены ассигнования в размере свыше 22 млрд. руб., т. е. в два с лишним раза больше, чем было вложено во втором году второй пятилетки, и на 22—23 % больше, чем в прошлом году.

Государственный бюджет СССР, основанный на неуклонном росте народного хозяйства, является крепким и устойчивым бюджетом; он не только полностью покрывает потребности народного хозяйства, но имеет превышение доходов над расходами и значительный резерв в распоряжении СНК СССР.

Такого положения с бюджетом не знает ни одна страна в мире. Наоборот, бюджеты большинства капиталистических стран, в том числе такой экономически мощной страны, как США, имеют хронический дефицит. Германия на 1938—1939 гг. имеет дефицит 12 млрд. марок, Япония—4 779 млн. иен. Все большая и большая часть бюджетов этих стран направляется на военные нужды, падая тяжелым бременем на плечи трудящихся. Бюджеты фашистских стран имеют ярко выраженный военный характер.

[182]

В этих условиях было бы непростительно со стороны Советского Союза не принять всех возможных мер к укреплению обороноспособности нашей страны, к усилению мощи нашей Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Вот почему мы уверены, что Сессия Верховного Совета СССР с радостью одобрит ассигнования, предусмотренные в бюджете на, оборону нашей страны. (Бурные аплодисменты.)

Ассигнования на оборону нашей страны предусмотрены в бюджете 1939 г. в размере 40 885 млн. руб., т. е. 26,4о/0 всего государственного бюджета. Удельный вес расходов на оборону в СССР значительно ниже доли военных расходов в бюджетах капиталистических стран. Но если будет нужно, Верховный Совет СССР, выражая волю многомиллионного советского народа, даст на нужды обороны столько, сколько понадобится для того, чтобы разбить в прах любую комбинацию империалистических хищников, которые осмелятся напасть на нашу социалистическую родину. (Бурные аплодисменты.)

Государственный бюджет Советского Союза отражает огромный рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся нашей родины.

Народный доход на душу населения в 1938 г. в нашей стране вырос по сравнению с 1913 г. в четыре раза. В капиталистических же странах народный доход на душу населения снижается. В США в 1938 г. он составил 84,5 % уровня 1913 г., а в Японии — 55 % уровня 1930 г.

В соответствии с быстрыми темпами роста народного дохода в СССР растет и наш государственный бюджет.

Государственный бюджет Союза ССР на 1939 г., включающий союзный бюджет, бюджеты союзных и автономных республик и бюджеты местных советов, составлен по доходам в сумме 155 607 млн. руб., а по расходам — в сумме 154 957 млн. руб., т. е. с превышением доходов над расходами в сумме 650 млн. руб. При этом в расходной части бюджета образован резервный фонд Совета Народных Комиссаров в 1981 млн. руб.

Основным источником доходной части бюджета являются поступления от обобществленного хозяйства. Они составляют 141 414 млн. руб., или 91 % всех доходов.

Налоги и сборы с населения составляют лишь 6 451 млн. руб., или 4 %.

По сравнению с 1938 г. доходная часть бюджета в этом году

[183]

вырастает на 28 036 млн. руб., или на 22 %. Так, налог с оборота, как прямое следствие роста товарооборота, увеличивается по сравнению с прошлым годом на 12 027 млн. руб., или на 15 %. Отчисления от прибылей вырастают на 7075 млн. руб., или на 66,7 %) что говорит о повышении рентабельности наших государственных предприятий, дальнейшем росте производства и снижении себестоимости продукции.

Прибыли государственных предприятий с 15,7 млрд. руб. в 1938 г. увеличиваются до 26,3 млрд. руб. в 1939 г., или на 67,5 %.

Накопления от снижения себестоимости по основным промышленным наркоматам в плане 1939 г. составляют 2,9 млрд. руб.

Эта цифра свидетельствует об огромном значении борьбы за снижение себестоимости.

Нужно помнить, что снижение себестоимости по промышленности союзного и республиканского подчинения только на один процент дает увеличение накоплений в народном хозяйстве на 1 400 млн. руб.

Доходы от МТС возрастают на 954 млн. руб., или на 68,6%, что свидетельствует о возрастающей рентабельности и этой части социалистического хозяйства.

Весь прирост бюджета в 28 с лишним миллиардов рублей направлен на увеличение финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и обороны нашей страны.

Все эти данные с отчетливой ясностью показывают взаимосвязь нашего бюджета со всеми отраслями народного хозяйства. Выполнение его во многом зависит от того, насколько успешно будут выполнены планы по промышленности, транспорту, сельскому хозяйству и товарообороту.

Бюджет нашей страны имеет величайшее значение еще и потому, что огромные суммы направляются на дальнейшее развитие народного хозяйства.

Из 154 957 млн. руб. всех расходов по госбюджету на финансирование народного хозяйства направляется 59 310 млн. руб., или 38,3 %; на финансирование социально-культурных мероприятий— 38 564 млн. руб., или 24,9 %.

На выполнение программы капитального строительства 1939 г., утвержденной Правительством в сумме 34,7 млрд. руб., отпускается из государственного бюджета 25,1 млрд. руб. или 72,3 %.

17 590 млн. руб., т. е. свыше 50 % всех капитальных затрат, направляется в промышленность; 4 960 млн. руб.— на транспорт и связь; 1 590 млн. руб. — на сельское хозяйство.

[184]

Эта грандиозная программа развития народного хозяйства, отраженная в бюджете, налагает на Наркомфин СССР, банки, наркоматы и хозяйственные органы особую ответственность за своевременное и эффективное использование средств, отпускаемых на строительство, и вызывает необходимость усиления контроля за расходованием этих средств.

Проект государственного бюджета, представленный на утверждение Сессии, отражает великие принципы ленинско-сталинской национальной политики и обеспечивает дальнейший рост всех отраслей народного хозяйства и культуры союзных и автономных республик.

Объем государственных бюджетов союзных республик на 1939 г. установлен в сумме 38 644 млн. руб., т. е. увеличивается против 1938 г., по данным предварительного отчета, на 12,4 %.

Необходимо отметить, что бюджеты союзных республик растут быстрее, чем государственный бюджет в целом. Так, например, за период с 1933 по 1939 г. по Белорусской ССР бюджет вырос в 3,9 раза, по Украинской ССР — в 3,8 раза, по Узбекской ССР — в 3,6 раза, по Туркменской ССР — в 3,4 раза, по Азербайджанской ССР — в 4,2, Грузинской ССР — в 3,4 и Армянской ССР — в 4,7 раза, тогда как весь государственный бюджет Союза ССР увеличился за это время в 3,3 раза.

При этом следует иметь в виду, что помимо ассигнований, проходящих непосредственно по бюджетам союзных республик, огромные средства расходуются на народное хозяйство и культуру этих республик за счет союзного бюджета. Так, например, весь бюджет Казахской ССР на 1939 г. составляет 1 510 млн. руб., а вложения за счет союзного бюджета на строительство только одного Балхашского медеплавильного завода в этой республике составляют 509 млн. руб.

Развитие народного хозяйства союзных республик непрерывно связано с неуклонным ростом культуры в прошлом отсталых национальностей. Осуществление решений XVIII съезда нашей большевистской партии приведет к еще большему расцвету хозяйства и культуры этих народов.

По государственному бюджету Союза ССР в целом расходы на социально-культурные мероприятия увеличиваются в 1939 г. по сравнению с 1928/29 г. в 25 раз.

В бюджетах союзных республик эти расходы увеличиваются: по Киргизской ССР — в 34 раза, по Казахской ССР—в 31 раз, по Туркменской ССР — в 29 раз, по Азербайджанской, Грузинской

[185]

и Армянской ССР—в 26 раз, по Украинской ССР—в 20 раз, по Белорусской ССР—в 19 раз, по РСФСР—в 18 раз. Эти цифры — яркое свидетельство побед социализма в нашей стране. На 1 сентября 1939 г. в начальных, неполных средних и средних школах в СССР будет обучаться 34 877 тыс. человек. При этом 37 % из общего количества учащихся будет обучаться в 5—10-х классах. Огромный рост учащихся в старших классах находится в соответствии с решениями XVIII съезда партии об осуществлении в третьей пятилетке

«всеобщего среднего обучения в городе и завершение в деревне и во всех национальных республиках всеобщего семилетнего среднего обучения с расширением охвата детей десятилетним обучением...»

В Таджикской ССР в 1914 г. обучалось в школах всего лишь 400 человек, в то время как в 1939 г. обучается 328 тыс. человек.

В Киргизской ССР обучалось 7 тыс. человек, а в 1939 г. обучается 312 тыс. человек.

В Казахской ССР вместо 105 тыс. человек обучается 1 181 тыс. человек.

В Узбекской ССР вместо 16 тыс. человек обучается 1 232 тыс. человек.

В Туркменской ССР вместо 7 тыс. человек обучается 233 тыс. человек.

На территории Туркменской, Таджикской и Киргизской ССР до революции не было специальных средних учебных заведений, а в 1938 г. в Туркменской ССР было 37 техникумов, в которых обучалось 5 900 человек, в Киргизской ССР в 21 техникуме— 3 800 человек и в Таджикской ССР в 31 техникуме—3 600 человек.

До революции на территории Белорусской, Азербайджанской, Армянской, Туркменской, Узбекской, Таджикской, Казахской и Киргизской республик не было высших учебных заведений, а в 1938 г.

В 23 вузах Белорусской ССР обучалось 17 000 человек

» 14 »    Азербайджанской ССР » 11 900 »

» 8 »      Армянской ССР » 6 000 »

» 5 »      Туркменской ССР » 2 400 »

» 29 »    Узбекской ССР » 16 400 »

» 5 »      Таджикской ССР » 1 400 »

» 21 »    Казахской ССР » 7 900 »

» 4 »      Киргизской ССР » 1 500 »

Также несоизмеримо с дореволюционным периодом двинулось вперед дело народного здравоохранения в союзных республиках,

[186]

Так, в 1914 г. на территории Таджикской ССР было только 13 врачей и 100, лечебных коек, а в 1939 г.—440 врачей и 3 675 лечебных коек. В Киргизской ССР вместо 15 врачей и 100 лечебных коек имеется 324 врача и 3 243 лечебных койки. В Туркменской ССР вместо 56 врачей и 30 лечебных коек имеется 544 врача и 5 030 лечебных коек. В Армянской ССР вместо 57 врачей и 200 лечебных коек имеется 716 врачей и 3 489 лечебных коек.

Все эти данные показывают, как далеко от старой и мрачной действительности ушли вперед по пути социалистического переустройства жизни народы Советского Союза.

Такую же картину мы наблюдаем и в автономных республиках. Например, Башкирия до революции представляла царскую колонию, башкирское население вымирало, три четверти крестьян были безземельными или малоземельными, грамотных было только 5 %.

Теперь Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика с каждым годом растет экономически и культурно. Посевная площадь по сравнению с дореволюционным периодом выросла на 78 %. Десятки колхозов являются миллионерами. На ее территории имеется 4 высших учебных заведения и 40 техникумов; выходит 33 башкирских газеты. Имеется около 2 тыс. массовых библиотек и 2 500 клубных учреждений. Действует 14 театров и 356 киноустановок. В 4 588 школах обучается 604 тыс. человек.

Бюджет Башкирской АССР на 1939 г. вырос против бюджета 1928/29 г. в 19,5 раза и равен 3^1,6 млн. руб.

Ассигнования на социально-культурные мероприятия соответственно увеличились с 9,1 млн. руб. до 269,9 млн. руб., т. е. выросли почти в 30 раз.

С открытием в Ишимбаево нефтерождений развернулась промышленная добыча нефти. В 1939 г. она составит 1 620 тыс. т. Город Уфа—центр республики — стал крупным промышленным центром.

Или взять Татарскую АССР. Сельское хозяйство Татарской АССР до Октябрьской революции деградировало.

В 1938 г. в республике уже имелось 99 МТС, на социалистических полях республики работало 7 тыс. тракторов, около 3 тыс. комбайнов, 2 тыс. автомашин, более 4 300 сложных молотилок и тысячи других сельскохозяйственных машин.

[187]

За годы первой и второй пятилеток построено свыше 45 крупных фабрик и заводов. На начало третьей пятилетки валовая продукция промышленности превышала 740 млн. руб.

Бюджет Татарской АССР на 1939 г. вырос против 1928—1929 гг. в 19,4 раза и равен 348,8 млн. руб.

В 13 вузах и 54 техникумах в прошлом году обучалось более 20 тыс. учащихся. В республике имеется 10 театров, свыше 300 кино.

Я не буду останавливаться на других данных по этим, а также по другим союзным и автономным республикам. Всюду мы видим огромный рост народного хозяйства и культуры. . Только в Советской стране под руководством партии Ленина- Сталина, победно шествующей к коммунизму, стали возможны огромный рост народного хозяйства и бурный расцвет культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию. Основой этого является советский социалистический строй и сталинская дружба народов. Каждой национальности обеспечена возможность свободного труда, творческой созидательной деятельности.

Нерушима дружба народов Советского Союза, непоколебимо торжество мудрой ленинско-сталинской национальной политики. Стальной стеной сплочены народы Советского Союза вокруг партин Ленина—Сталина, вокруг вождя народов товарища Сталина. (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты. Все встают.)

Бюджетная Комиссия Совета Национальностей, тщательно рассмотрев с участием ответственных представителей наркоматов и ведомств доходы и расходы государственного бюджета Союза ССР на 1939 г., считает возможным рекомендовать Сессии внести следующие изменения в проект государственного бюджета на 1939 г., представленный Совнаркомом СССР.

По доходам. Увеличить доходную часть бюджета на 574 023 тыс. руб., из них по налогу с оборота—на 410 800 тыс. руб. В том числе:

По Наркомату топливной промышленности  на 10 млн. руб.

» » электростанций и электропромышленности» 5 » »

» » химической промышленности » 6 » »

» » мясной и молочной промышленности » 16,8 » »

» » пищевой промышленности »123,0 » »

» » текстильной промышленности »  44,0 » »

» » легкой промышленности » 6,0 » »

» » заготовок   » 200,0 » »

[188]

Надо сказать, что при рассмотрении доходной части бюджета Бюджетной Комиссии пришлось встретиться с такими фактами, которые не имели места в нашей прошлогодней работе. Мы, например, наблюдали в обложении пропуск целого главка по Наркомэлектропрому—Главкабеля. Нам пришлось по текстильной промышленности в доходной части сделать большие изменения, т. е. увеличить доходы от одних источников на 127 млн. руб. и уменьшить от других на 83 млн. руб., или оставить увеличение на 44 млн. руб. По Наркомзагу увеличение доходной части составляется от увеличения реализации муки.

Отчисления от прибылей в бюджет мы предлагаем увеличить на 56 622 тыс. руб., причем по отдельным наркоматам увеличение составляет 71 874 тыс. руб., и по другим наркоматам—уменьшение на 15252 тыс. руб.

В соответствии с решениями Второй Сессии Верховного Совета СССР в государственный бюджет 1939 г. включены поступления по государственному социальному страхованию. Эти поступления в представленном Совнаркомом СССР бюджете составляют 7 190 млн. руб. Бюджетная Комиссия считает возможным повысить их до 7 206 млн. руб., т. е. на 16 млн. руб. с целевым направлением этой суммы в основном на расходы по вывозу пионеров в летние лагери. Это мероприятие вытекает из решения Совнаркома СССР по этому вопросу.

Разные доходы и поступления мы предлагаем увеличить на 99 800 тыс. руб. Это подтверждается выполнением доходов по этой статье доходов за ряд лет, а также за I квартал этого года.

Остатки бюджетных средств на 1 января мы предлагаем уменьшить на 9 244 тыс., причем по Белорусской ССР эти остатки мы увеличиваем на 2 150 тыс. руб. и уменьшаем по республиканским бюджетам: Грузинской ССР—на 10 млн. руб., Туркменской ССР— на 1 394 тыс. руб., как неправильно включенные в доходы бюджетов этих республик.

Эти изменения по доходам Бюджетная Комиссия произвела, учитывая: 1) постановления Правительства, вынесенные после принятия бюджета, 2) перевыполнение производственных планов и дополнительные резервы и мобилизацию внутренних ресурсов в хозяйстве и 3) исправление неточностей расчетов, допущенных Народным Комиссариатом Финансов при исчислении доходов.

[189]

По расходам. Бюджетная Комиссия Совета Национальностей сочла целесообразным уменьшить расходы на 152 594 тыс. руб. Причем по наркоматам это предложение имеет следующий характер. Уменьшены ассигнования по народному хозяйству по ряду наркоматов на 226 900 тыс. руб., увеличены расходы по социально-культурным мероприятиям на 15,8 млн. руб.; уменьшены расходы по управлению на 13 млн. руб. и увеличены расходы по бюджетам автономных социалистических советских республик и местных советов на 71,5 млн. руб.

Эти изменения коснулись ряда наркоматов.

Народный Комиссар Финансов в своем докладе уже отметил, что некоторые наркоматы взяли установку зарезервировать часть доходов на всякий случай. Особенно это касается амортизационных отчислений, которые нам пришлось включить в расходную часть в целом ряде наркоматов. Причем особенно это отмечается по Наркомпшцепрому, где переходящий остаток амортизационных средств на 1 января равен 31 200 тыс. руб. По Наркомату заготовок мы сократили расходы на 103 570 тыс. руб. Надо прямо сказать, что здесь Наркомату заготовок удалось обвести аппарат Народного Комиссариата Финансов. Несмотря на то, что заявка Наркомзага на эту цель была Наркомфином снижена примерно на одну треть, все же при просмотре оказалось, что только одна компенсация в связи с изменением цен на мешковую тару, неправильно внесенная в финплан Наркомзага, равняется 95 млн. руб., которые Бюджетная Комиссия предлагает Сессии снять.

Бюджетная Комиссия предлагает, далее, увеличить расходы по Наркомместпрому на 1 776 тыс. руб. и по социально-культурным мероприятиям—на 15 838 тыс. руб.

Бюджетная Комиссия при уменьшении расходов исходила из производственных показателей, отчетных данных, а также расчетов, обосновывающих направление расходов по сметам отдельных наркоматов и ведомств.

Все изменения, предлагаемые Бюджетной Комиссией, являются результатом исправлений и уточнений расчетов, на основе которых определялись суммы доходов и расходов по бюджету, и включения дополнительных ресурсов, имеющихся в хозяйстве и почему-либо не учтенных Наркомфином СССР.

При рассмотрении сметы Академии наук Бюджетная Комиссия сочла необходимым увеличить расходы на 950 тыс. руб., в том

[190]

числе на индивидуальную научную работу академиков—мл 200 тыс. руб. и на расширение объема работ—на 750 тыс. руб., и тем самым довести расходы на содержание Академии наук до 121227 тыс. руб.

В результате этих изменений объем государственных бюджетов союзных республик увеличен:

По РСФСР на 34 000 тыс. руб.

» УССР                 » 10 800 » »

» БССР                 » 4 136 » »

» Азербайджанской ССР » 1 254 » »

» Грузинской ССР » 2 487 » »

» Армянской ССР » 3 855  » »

» Узбекской ССР » 14926 » »

» Таджикской ССР » 1 745  » »

» Казахской ССР » 3 939  » »

» Киргизской ССР » 881 » »

Лишь по одной Туркменской ССР бюджет снижен на 266 тыс. руб., в основном в связи с уменьшением остатков бюджетных средств на начало года.

По бюджетам автономных советских социалистических республик и местных советов увеличены расходы на 71 455 тыс. руб. Из них на нужды народного просвещения—на 18 549 тыс. руб. и 51 906 тыс. руб. вследствие уточнения ассигнований по зарплате председателям и секретарям сельсоветов.

В результате предлагаемого Бюджетной Комиссией увеличения доходной части бюджета на 574023 тыс. руб. и уменьшения расходов на 152594 тыс. руб. государственный бюджет получает дополнительные ресурсы в сумме 726 617 тыс. руб. Эту сумму Бюджетная Комиссия предлагает обратить на увеличение резервного фонда Совета Народных Комиссаров Союза ССР, доведя его до 2 708 млн. руб.

Еще раз следует подчеркнуть, что выполнение доходной части бюджета зависит от того, насколько энергично руководители хозяйственных организаций и предприятий будут бороться за выполнение и перевыполнение своих хозяйственных планов.

Товарищ Молотов на XVIII съезде партии обратил внимание всей страны на необходимость мобилизации резервов внутри народного хозяйства. Выполнение этой задачи даст возможность выявить дополнительные средства и поставить их на службу нашему социалистическому хозяйству. Добившись этого, мы достигнем еще более значительных хозяйственных успехов. 

[191]

В нашем хозяйстве есть огромные неиспользованные резервы, однако до последнего времени незаметно, чтобы руководители предприятий добились резкого перелома в этом деле и по-настоящему повели борьбу за мобилизацию внутренних ресурсов.

Особое значение имеет борьба с потерями от брака, достигающими значительных размеров. Так, по Наркомату среднего машиностроения в 1938 г. потери от брака составили 305 млн. руб., по Наркомату черной металлургии в 1938 г. потери от брака достигли 383 млн. руб., или 5,5 % к выпуску продукции. В I квартале 1939 г. эти потери хотя и снизились но все же составляли 60 млн. руб.

На Уфимском заводе брак составляет 20 % к себестоимости выпущенной продукции, на заводе «Станколит»—19 %, на заводе «Шарикоподшипник»—11 %.

Если мы попытаемся наглядно представить себе убытки от брака, то по Подольскому заводу, например, получим следующие результаты: забракованная за 1938 г. продукция равна стоимости 83 тыс. швейных семейных машин.

Значительные резервы имеются на предприятиях в виде неиспользованных отходов производств. Здесь уже говорил тов. Зверев по поводу потерь бумажной промышленности. Например, потери волокна при промывке составили в 1938 г. 65 тыс. т волокна, т. е. в переводе на бумагу—75 тыс. т, что равняется квартальной выработке крупного главка—Главзагбумпром.

Чтобы яснее представить, какие резервы таятся в хозяйстве за счет уменьшения брака и использования отходов, достаточно привести следующий пример: на Ногинском патефонном заводе на патефонную пластинку должно итти 230 г массы; фактически завод в прошлом году тратил 280 г. Перерасход в 50 г на каждую пластинку при выпуске 47,6 млн. штук привел к тому, что стране было недодано 10 млн. штук патефонных пластинок. На этом же заводе в 1938 г. забраковано 6,1 млн. пластинок. Кроме того, из-за простоев оборудования недодано стране еще 8 млн. штук.

Если сложить все эти потери—от перерасхода сырья, брака и простоев—и перевести их на финансовый язык, то получится сумма потерь в 25,7 млн. руб., и это помимо ущерба, нанесенного культурным потребностям населения!

Наша промышленность за 4 месяца текущего года дала валовой продукции на 15,3 % больше, чем за тот же период 1938 г. 

[192]

Эти успехи были бы еще больше, если бы руководство наших хозорганов как следует, по-большевистски боролось за устранение потерь в нашем народном хозяйстве.

Следует также обратить внимание хозяйственников на необходимость соблюдения финансовой дисциплины, имеющей огромное значение в народнохозяйственной жизни страны и в выполнении бюджета.

В 1938 г. при общем улучшении финансовой дисциплины во многих отраслях народного хозяйства имели место и факты отрицательного характера. Предприятия Наркомата общего машиностроения перерасходовали в 1938 г. фонд зарплаты на 58 млн. руб. Предприятия Наркомата черной металлургии перерасходовали за 1938 г. 214 млн. руб. По Наркомату химической промышленности при невыполнении производственной программы тоже перерасходован фонд зарплаты.

Некоторыми наркоматами совершенно неудовлетворительно используются средства, ассигнованные Правительством на капиталовложения, т. е. на дальнейшее развитие и расширение народного хозяйства. По Наркомлесу план капитального строительства за 1938 г. выполнен лишь на 71 %, по Наркомату легкой промышленности—на 80 %. Данные за I квартал 1939 г. указывают на продолжающееся отставание в капитальном строительстве. Так, Наркомат общего машиностроения план капитального строительства в I квартале выполнил на 60 %, Наркомлес—на 63, Наркомцветмет—на 70, Наркомат легкой промышленности — на 68 и Наркомат мясной и молочной промышленности—на 67 %.

Особенно плохо используются деньги, выделяемые на жилищно- бытовог строительство, и это в то время, когда текучесть и нехватка рабочей силы, как правило, объясняются недостатком жилищ.

Я должен также указать на некоторые крупные недочеты в работе Наркомата заготовок. Наркомат заготовок ведет очень большие операции, тесно связанные с доходной частью нашего государственного бюджета. Казалось бы, Наркомфину СССР следовало бы в первую очередь обратить внимание на постановку учета и отчетности в этом наркомате, чтобы осуществлять контроль и вести наблюдение за его финансовым хозяйством. К сожалению, Наркомфин не сделал этого. Отчетность в Наркомате заготовок запаздывает больше чем на полугодие. Отчетная калькуляция зернопродуктов составляется лишь один раз в год, причем

[193]

это так называемая средняя калькуляция, оторванная от элеваторов и пунктов, не помогающая оперативному руководству системой.

В системе Наркомата заготовок на предприятиях Главмуки, Главкрупы и Заготзерна нет хозрасчета. Отсутствие хозрасчета и неправильные взаимоотношения между Заготзерном и предприятиями не заинтересовывают эти предприятия в успешной работе.

Примером таких нездоровых отношений служит следующий факт: Мелькомбинат имени Цюрупы в Москве получил за первое полугодие 1938 г. за проработанное время 200 тыс. руб. убытка, а за то время, которое этот комбинат простоял, не работал, он получил от Заготзерна в виде «компенсации» за простой 94 тыс. руб. «прибыли». Оказывается, у нас еще возможно такое положение, когда предприятие за работу получает убыток, а за простой — «прибыль». Ненормальность таких взаимоотношений между хозорганом и предприятием совершенно очевидна.

Считаю нужным еще отметить, что огромные ассигнования, отпускаемые Советским государством на социально-культурные мероприятия, не полностью, а часто и не совсем правильно используются отдельными союзными республиками.

По предварительным отчетным данным, союзные республики не использовали в 1938 г. ассигнований по республиканским и местным бюджетам на просвещение на сумму свыше 560 млн. руб. и на здравоохранение—свыше 360 млн. руб. По абсолютным размерам подавляющая часть недорасхода падает на РСФСР и УССР.

Особенно больным местом в работе наркомпросов является высокий отсев учащихся из школ. За 1938 г. фактическое число учащихся в школах оказалось, по данным ЦУНХУ, на 1 823 тыс. человек, или на 5,7 %, ниже плана. Наибольшее недовыполнение падает на 5—10-е классы.

В целом по школе особенно неудовлетворительные итоги по Таджикской и Азербайджанской ССР; в первой из них план по числу детей в первом полугодии выполнен на 86,9 % и во второй - на 89,1 %.

Отсевы ведут к тому, что среднее количество учащихся на класс значительно ниже нормы. Отсевы учащихся из школ наносят государству двойной ущерб: они затягивают осуществление плана всеобщего обучения и значительно удорожают стоимость обучения, что при расходах на начальные, неполные средние и средние школы (свыше 7 млрд. руб.) составит значительную сумму.

[194]

Таковы некоторые замёчания Бюджетной Комиссии о работе наркоматов.

Надо сказать, что представленный Совнаркомом СССР государственный бюджет на 1939 г. в текущем году проработан значительно лучше, чем в 1938 г. Наркомфин СССР повысил качество бюджетной работы. Но все же в деятельности Наркомфина СССР имеется еще много недостатков.

Эти недостатки, хотя и мелкие, все же отрицательно характеризуют качество работы работников аппарата Наркомфина на отдельных участках.

При некотором усилении внимания к рассмотрению материалов ведомств Наркомфин СССР не допустил бы явно завышенных, а иногда и необоснованных расходов по ряду наркоматов: Наркомзем, Наркомпищепром, Наркомзаг и др.

К Наркомфину СССР должны быть предъявлены повышенные требования, так как он должен являться наиболее четко работающим и одним из передовых в этом отношении наркоматов.

Бюджет нашего социалистического государства, внесенный на рассмотрение Третьей Сессии Верховного Совета СССР, является боевой программой для всех наркоматов и органов государственной власти.

Бюджетная Комиссия уверена, что Третья Сессия Совета Национальностей утвердит представленный Советом Народных Комиссаров СССР государственный бюджет на 1939 г. с поправками, внесенными Бюджетной Комиссией Совета Национальностей.

Успешное выполнение государственного бюджета 1939 г. явится большим вкладом в дело социалистического строительства, в дело осуществления задачи, поставленной товарищем Сталиным на XVIII съезде Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), — догнать и перегнать в экономическом отношении главные капиталистические страны.

Мы уверены, что наш советский народ успешно выполнит и эту Историческую задачу, так как нас ведет от победы к победе наша славная боевая коммунистическая партия, нас ведет вперед к коммунизму величайший стратег революции — товарищ Сталин. (Бурвые, продолжительные аплодисменты. Все встают. Овация в честь товарища Сталина.)

[195]

Персоналии:

Дата: 
26 мая, 1939 г.