Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Гусева Н. П. (26 мая 1939 г.)

Председатель. Слово имеет депутат Гусев.

Гусев Н. П. (Кетмень-Тюбинский округ, Киргизская ССР). Товарищи депутаты Верховного Совета Союза CCPI Представленный Совнаркомом Союза ССР государственный бюджет на 1939 г. красноречиво говорит об огромных успехах во всех областях социалистического строительства, достигнутых советским народом под руководством большевистской партии и великого Сталина. XVIII съезд партии наметил грандиозную программу дальнейшего преобразования нашей страны. В третьем пятилетии наша страна вступила в новую полосу развития, в полосу завершения 

[224]

строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

XVIII съезд партии поставил перед всем советским народом историческую задачу — догнать и перегнать также в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и США.

Государственный бюджет 1939 г. вполне обеспечивает финансирование народного хозяйства, согласно принятому плану третьей пятилетки. Такой внушительный государственный бюджет может быть составлен и выполнен только в Советском Союзе. Правительство наметило увеличить в 1939 г. доходы по государственному бюджету на 28036 млн. руб., или на 22 % больше, чем в 1938 г. Расходы по бюджету увеличиваются на 25 % по сравнению с 1938 г.

Наш государственный бюджет полностью отражает великие принципы ленинско-сталинской национальной политики и обеспечивает дальнейший рост всех отраслей хозяйства и культуры во всех союзных и автономных республиках.

Бюджет Туркменской ССР увеличивается на 22,4 %. Бюджет Казахской ССР увеличивается на 20,1 %. Бюджет Киргизской ССР увеличивается на 12,9 % по сравнению с прошлым годом.

За годы сталинских пятилеток в нашей стране создана первоклассная промышленность.

Изменилась также и промышленная география. Там, где раньше никаких промышленных предприятий не было, в настоящее время построены новые заводы, фабрики, шахты, рудники.

Особенно ярко это видно на примере Киргизской ССР. Киргизия в прошлом была наиболее отсталой окраиной царской России. Никакой промышленности не было, школы и больницы насчитывались единицами. Народ стонал под двойным гнетом эксплоатации баев, манапов и самодержавия.

Последовательное проведение ленинско-сталинской национальной политики, неустанное внимание и помощь со стороны партии, Правительства и лично товарища Сталина обеспечили бурное развитие экономики и культуры Киргизской ССР. За годы сталинских пятилеток гигантски выросла промышленность Киргизии. Объем валовой продукции промышленности увеличился за годы второй сталинской пятилетки на 171 % по сравнению с 1932 г. Численность рабочих и служащих возросла соответственно на 61 %. Среднегодовая заработная плата повысилась на 114 %.

[225]

Создана заново угольная промышленность — топливная база Средней Азии. В Чангирташе бьет фонтаном нефть. Заканчивается строительство сурьмяно-ртутного комбината, построены свинцово-цинковые рудники, мясокомбинат, хлопкоочистительные заводы, заводы по переработке новолубяных культур, швейные фабрики, сахарные заводы, заводы стройматериалов.

В Киргизской ССР в настоящее время имеются 1 672 школы, 15 техникумов, 3 высших учебных заведения. До Великой Октябрьской революции в школах обучалось всего 4 041 человек. А теперь в начальных, неполных средних, средних и высших школах обучается 288 тыс. человек. Массовыми тиражами издаются книги на киргизском языке. Благодаря повседневной заботе партии, Правительства и товарища Сталина талантливый киргизский народ создает свою литературу, искусство, культуру, национальную по форме, социалистическую по содержанию.

Если раньше киргизский народ пел тоскливые песни о бесправии и несправедливости, то теперь свободный киргизский народ поет бодрые, веселые песни о счастливой, культурной, зажиточной жизни, поет песни, в которых выражает свою беззаветную любовь к великому вождю народов—товарищу Сталину.

Товарищи депутаты! Сегодня открывается декада киргизского искусства в Москве. Все вы можете убедиться, как ярко расцветает киргизская культура под солнцем Сталинской Конституции.

За годы второй сталинской пятилетки на социально-культурные мероприятия республики по бюджету вложено 375,8 млн. руб. против 56,6 млн. руб., вложенных за годы первой пятилетки. Рост, таким образом, больше чем в пять раз. На просвещение за вторую пятилетку израсходовано 272,5 млн. руб., на мероприятия по здравоохранению—93,8 млн. руб.

В 1939 г. ассигнования на социально-культурные мероприятия увеличиваются по сравнению с 1938 г. на 18,5о/о.

За годы второй сталинской пятилетки значительно поднялась рентабельность наших промышленных предприятий. В 1934 г. накопления промышленности составляли всего лишь 580 тыс. руб., в 1937 г. они уже составляют 20,5 млн. руб., а в 1939 г. отчисления от прибылей промышленности в наш республиканский и местные бюджеты составляют 38,5 млн. руб.

Бюджет Киргизской ССР в первом году второй пятилетки составлял всего 56,4 млн. руб., а в последнем году второй пятилетки он уже выражался в сумме 264 млн. руб. т. е. дает уве-

[226]

личение почти в пять раз. Государственный бюджет Киргизской ССР на 1939 г. намечен в сумме 385 млн. руб.

Государственный бюджет Союза ССР на 1939 г. уделяет большое внимание развитию сельского хозяйства. Это совершенно правильно. Бюджет предусматривает увеличение ассигнований по сельскому хозяйству на 2 722 млн. руб. по сравнению с прошлым годом, т. е. увеличение на 24 о/0.

Сельское хозяйство играет исключительно важную роль в укреплении обороноспособности нашей страны. Решена труднейшая задача социалистической революции—завершена коллективизация сельского хозяйства, полностью победил колхозный строй. В нашей стране ликвидированы эксплоататорские классы, полностью уничтожены причины, порождающие эксплоатацию человека человеком.

Ассигнования на сельское хозяйство (без МТС) по Киргизской ССР увеличиваются в 1939 г. на 20 %. В Киргизии работают 63 машинно-тракторные станции, из которых 20 организованы в 1938 г.

В области сельского хозяйства Киргизская ССР добилась больших успехов. По урожаю сахарной свеклы Киргизия прочно заняла первое место в Советском Союзе и получает в среднем ежегодно устойчивый урожай свеклы выше 300 ц с гектара. Состояние всходов в этом году позволяет рассчитывать получить урожай в 400 ц с гектара.

В 1938 г. Киргизия заняла также первое место в Советском Союзе по урожаю хлопка, сдав промышленности с каждого гектара больше 17 ц.

За успешное количественное и качественное выполнение государственного плана развития животноводства Наркомзем Союза ССР присудил Киргизии переходящее красное знамя наркомата.

Колхозники, колхозницы, стахановцы, специалисты, партийная организация Киргизии обязались не отдать первенство по животноводству, хлопку и свекле.

Правильность расходования государственных средств по линии сельского хозяйства подтверждается неуклонным ростом доходов колхозов и колхозников.

В 1933 г. колхозы Киргизии получили 40,5 млн. руб. денежных Доходов, в 1937 г. денежные доходы увеличились до 220 млн. руб., а в засушливом 1938 г. денежные доходы составили 263 млн. руб.

На трудодень в среднем по республике в 1934 г. выдано было Деньгами 28 коп., в 1937 г.—2 р. 02 к., а в 1938 г.—2 р. 75 к.

[227]

Из 1 343 колхозов республики 63 колхоза получили в 1938 г. свыше 1 млн. руб. дохода. Колхоз «Шарк» Ошского района получил 2101 тыс. руб. дохода. На трудодень только деньгами колхозники получали по 15 р. 39 к. Колхоз имени Сталина Ленинского района получил 2 199 тыс. руб. дохода и выдал колхозникам одними деньгами на трудодень по 13 р. 63 к. Таких примеров можно привести немало.

Очень интересны данные о росте отчислений в неделимый фонд колхозов. Они показывают неуклонный подъем благосостояния колхозов. Если в 1933 г. колхозы Киргизии отчислили в неделимый фонд 6 млн. руб., то в 1937 г. ими было отчислено уже 26 млн. руб., а в 1938 г.—39 млн. руб., что составляет 15 % денежных доходов колхозов.

Организационно-хозяйственное укрепление колхозов, рост зажиточности колхозников говорят о том, что государственные средства, отпускаемые на развитие сельского хозяйства, используются, как правило, эффективно.

Массовое стахановское движение, широко развернувшееся социалистическое соревнование заводов, МТС и колхозов имени Третьей сталинской пятилетки приносят с каждым днем все новые и новые победы.

Советский народ, народ—созидатель невиданного в истории коммунистического общества с успехом строит новую, счастливую жизнь. Каждый стахановец, партийный и непартийный большевик, каждый, гражданин Советского Союза—пламенный патриот своей любимой родины.

Государственный бюджет Союза ССР на 1939 г. предусматривает увеличение расходов на оборону нашей страны на 17 734 млн. руб. больше, чем в прошлом году. Тем самым Правительство предполагает еще больше укрепить наши границы, еще больше оградить мирный труд рабочих, колхозников и нашей советской интеллигенции от нападений извне.

Это мероприятие с большим удовлетворением одобрит весь советский народ. Трудящиеся нашей страны любят свою Красную Армию и свой Красный Военно-Морской Флот. Народ верит в непобедимую мощь нашей Красной Армии и нашего Красного Флота.

Я уверен, что советский народ единодушно поддержит ассигнования на укрепление обороны страны в сумме 40 885 млн. руб.

Пусть будут еще крепче, еще сильнее, еще более технически

[228]

оснащены наша Красная Армия, наш Красный Военно-Морской Флот.

Наша доблестная Красная Армия под руководством Наркома обороны СССР, маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова, под руководством партии и товарища Сталина не раз на деле показала свою несокрушимую мощь, умело и быстро разбив наголову фашистских гадов, пытавшихся захватить территории Советского Союза.

Начертанная Правительством грандиозная программа работ требует от финансовых органов своевременного и полного финансирования всех отраслей социалистического хозяйства.

Решение этой задачи потребует от финансовых органов коренной перестройки существующей практики финансирования.

Финансовые работники должны глубже и всестороннее изучать и знать экономику наших предприятий, лучше осуществлять контроль рублем, своевременно сигнализировать и устранять недочеты в работе предприятий, повседневно выявлять внутренние ресурсы и направлять их на пользу социалистического строительства.

Финансовые органы должны повести более решительную борьбу с бесхозяйственной тратой средств, с нарушителями финансовой дисциплины.

Товарищи депутаты! Я хочу остановиться на некоторых вопросах практической работы финансовых органов.

Регулирующим источником в доходной части бюджета Киргизской ССР является налог с оборота.

По проекту государственного бюджета на 1939 г. намечается увеличение отчислений в республиканские и местные бюджеты от сумм по реализации государственного займа среди рабочих, служащих, колхозников и единоличников.

Закрепление источников дохода не вызывает возражений. Однако необходимо сказать, что при такой системе регулирования не учитывается сезонность поступления доходных отчислений от займов, от сельскохозяйственного налога и других поступлений во втором полугодии. Не учитывается также сезонность расходов, связанных с выплатой заработной платы за отпуск учителям, не принимается во внимание большой объем капитальных работ во II квартале. Поэтому бюджет республики, как правило, в первом полугодии и в особенности во II квартале испытывает известные затруднения. Этим отчасти объясняется неиспользование полностью средств в течение года и наличие остатка на первое число нового года.

[229]

Считаю необходимым обратить внимание Наркомфина СССР на структуру доходной части бюджета Киргизской Республики. Надо учесть сезонность поступления доходов. В целях устранения отмеченных ненормальных явлений следует создать резерв в бюджете республики.

В Киргизской ССР, так же как и в других среднеазиатских республиках, часть единоличников имеет в своем хозяйстве верблюдов, которые используются, как правило, в спекулятивных целях. Считаю необходимым распространить закон о налоге на единоличные хозяйства, имеющие лошадей, и на единоличные хозяйства, имеющие верблюдов.

На юге Киргизии находятся 30 МТС, 2 крупных автомобильных отряда Наркомзема; большой автотранспорт имеется у Наркомлегпрома и Управления Памирской дороги; много машин имеют колхозы, а ремонтировать их негде. Я прошу предусмотреть строительство автотракторного ремонтного завода в Киргизии в 1939 г.

Расходная часть государственного бюджета республик на 1939 г. в отдельных своих частях составлена на уровне расходов 1938 г.

Работники Наркомфина Союза при рассмотрении республиканских бюджетов охотно оставляют запрашиваемые республиками суммы, если они были предусмотрены в прошлом году. Люди не вникают в суть дела: нужны ли опять эти расходы или не нужны. Но всякое новое мероприятие, пусть даже и необходимое, работниками Наркомфина не принимается.

Я считаю, что Наркомфин Союза должен более критически подходить к требованиям республиканских организаций.

Киргизская ССР—горная страна. Дороги для нас имеют исключительно важное значение. Для того чтобы попасть из Фрунзе на юг Киргизии, приходится ехать по железной дороге двое суток по территории Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, так как север республики отделен от юга Киргизским хребтом.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) о культурном развитии Киргизии, принятым в 1937 г., решено построить шоссейную дорогу через Киргизский хребет. Между тем великий киргизский путь Фрунзе—Ош строится медленно. В 1939 г. ассигнуется на строительство дороги только 5 млн. руб. Республика располагает кадрами, материалами, механизмами, но они не могут быть полностью использованы из-за недостатка средств.

Я прошу пересмотреть ассигнования на постройку дороги Фрунзе—Ош, увеличив их на 10 млн. руб.

[230]

Я вношу предложение: бюджет, составленный СНК Союза ССР, с внесенными Бюджетной Комиссией Совета Национальностей изменениями, утвердить.

Советский народ, вооруженный историческими решениями XVIII съезда Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), под руководством партии и гениального человека нашего времени товарища Сталина единодушно одобрит принятый бюджет и обеспечит его выполнение. (Аплодисменты.)

Председатель. Товарищи депутаты, время заседания истекло. Следующее заседание Совета Национальностей состоится 28 мая в 11 часов дня.

Заседание Совета Национальностей объявляю закрытым.

[231]

Страна и регион:

Дата: 
26 мая, 1939 г.