Председатель. Слово имеет заместитель Председателя Совнаркома РСФСР тов. Вахрушев.
[29]
Вахрушев В. В. Товарищи депутаты, представленный на обсуждение Сессии Верховного Совета проект государственного бюджета отражает огромную хозяйственную и финансовую мощь нашей социалистической родины, несокрушимую силу, могущество и богатейшие творческие возможности советского народа. Яркие цифры бюджета есть итог побед социалистического строительства в нашей стране, результат мудрой политики нашей большевистской партии и лично вождя народов товарища Сталина. (Аплодисменты.)
Товарищи, наш бюджет является самым прочным и самым устойчивым бюджетом в мире. Он построен на незыблемой основе, на успешно растущем и крепнущем социалистическом хозяйстве. Советский бюджет не знает дефицита. Он из года в год растет и крепнет. Его рост отражает могучее движение целого народа, целой страны, непреклонно идущей к коммунизму.
Бюджет Советского Союза развивается невиданными темпами. За истекшее десятилетие объем его увеличился в 20 раз. Ни в одной из капиталистических стран, даже в лучшие годы их процветания, невозможен был такой быстрый рост. Он возможен лишь в стране победившего социализма, в стране, где все средства производства принадлежат трудящимся, работающим на себя, на благо своей родины.
Государственный бюджет в 1939 г. возрастает до 155 607 млн. руб., что по сравнению с прошлым годом дает рост на 28 млрд. 36 млн. руб., или на 22о/о. При этом доход 1939 г. превышает расход на 650 млн. руб.
В то время как правительства капиталистических стран пытаются свести концы с концами в своем бюджете за счет главным образом непосильного налогового бремени, возлагаемого на плечи трудящихся и в первую очередь рабочего класса, в нашей социалистической стране Верховный Совет СССР увеличивает доходы и расходы государства, опираясь на растущую мощь народного хозяйства.
Бюджет 1939 г. является одним из рычагов в деле разрешения исторической задачи, поставленной XVIII съездом нашей партии, — догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и Соединенные Штаты Америки.
Этот бюджет всем своим содержанием, всеми своими статьями говорит о мирных устремлениях советского народа, о громадной Созидательной работе, которой он поглощен, о новой культуре и культурной революции, которая осуществляется в нашей стране
[30]
под руководством большевистской партии, под руководством лучшего друга трудящихся, гения человечества—товарища Сталина. (Аплодисменты.)
Этот бюджет также говорит и о той колоссальной мощи, колоссальной силе, с которой обрушится советский народ на любого врага, если он попытается напасть с Востока или с Запада на наш великий Советский Союз.
Напряженная международная обстановка, провокационная политика стран-агрессоров, начавших уже вторую империалистическую войну, требует решительного укрепления обороноспособности Советского Союза. И мы с огромным воодушевлением и энтузиазмом встречаем предложение Советского Правительства об увеличении ассигнований на оборону. Все нужные средства предоставляет советский народ на укрепление родины, на укрепление мощи горячо любимой Красной Армии и Красного Флота, чтобы стальной, неприступной броней одеть наши морские и сухопутные границы.
Цифры роста ассигнований на оборону страны внушают радость каждому советскому гражданину, каждому истинному другу Советского государства, каждому борцу за мир, против фашизма. Эти цифры должны отрезвляюще подействовать на тех, кто еще раз пожелает испытать крепость наших границ и храбрость нашего народа, который, по выражению товарища Ворошилова, не только умеет воевать, но и любит воевать.
Товарищи депутаты! Успехи хозяйственного и культурного строительства нашей страны нашли свое отражение и в бюджете Российской Республики. Государственный бюджет РСФСР в 1939 г. по сравнению с 1937 г. возрос на 23%, а по сравнению с 1938 г.— на 12,5 %. Общий объем государственного бюджета РСФСР в 1939 г. составит 23944 млн. руб., из них республиканский бюджет— 6 417 млн. руб. и местный бюджет—17 527 млн. руб.
Лишь 5 лет тому назад, в 1934 г., бюджет Российской федерации составлял всего 7 646 млн. руб. Таким образом, за 5 лет он возрос больше чем в три раза.
Партией Ленина—Сталина и Союзным Правительством сделано все для развития и роста союзных республик и в частности Российской федерации. Таких огромных результатов Российская Республика могла добиться благодаря непосредственному повседневному руководству и помощи со стороны товарища Сталина и товарища Молотова.
[31]
На примере бюджета нашей республики мы видим, как бурно растет и укрепляется наша страна.
Товарищи, основной заботой партии Ленина—Сталина, Советского Правительства является забота о том, чтобы благосостояние и культура советского народа, дело нашего народного образования росло, чтобы материальные и культурные потребности нашего народа все больше и больше повышались и полнее удовлетворялись. Именно этому и отвечает бюджет социалистической державы.
Каждый советский гражданин, рассматривая, из чего складываются и на что расходуются средства государства, не может не обратить внимания на то, какое огромное место в бюджете занимают расходы на социально-культурные мероприятия.
Вот пример. За годы революции в нашей республике осуществлено всеобщее начальное образование. Количество сельских школ за это время увеличилось больше чем в полтора раза и достигло в 1937 г. 100 тыс. школ.
Количество городских школ увеличилось в 1,3 раза. Сейчас в городах РСФСР насчитывается 9 240 школ.
В 1939 г. число учащихся в начальных, неполных средних и средних школах составляет 21 500 тыс., из них в городах — 5 850 тыс. и в селах — 15 650 тыс.
Из года в год растут расходы на народное образование. Только с 1934 г. они возросли больше чем в три раза. В 1934 г. эти расходы составляли 2 947 млн. руб., в 1937 г.—7 760 млн. руб. и в 1938 г.—8459 млн. руб. В 1939 г. эти расходы уже составят 9 357 млн. руб.
Такой огромный рост и такие вложения возможны лишь в нашей стране.
Расходы на здравоохранение в бюджете Российской Республики в 1937 г. составили 3 790 млн. руб., в 1938 г.—4169 млн. руб., а в 1939 г. эти расходы составят 4 903 млн. руб.
Товарищи, директива XVIII съезда партии о дальнейшем хозяйственном и культурном подъеме национальных республик полностью отражается в нашем бюджете. При общем росте местных бюджетов по Российской Республике на 8,2 % бюджеты автономных республик возрастают на 13,2 %. Особенное развитие получили бюджеты: Северо-Осетинской АССР—на 21,9 %, Якутской АССР-на 19,Зо/о, Чечено-Ингушской АССР—на 17,7 %, Калмыцкой АССР—на 17,2 %, АССР Немцев Поволжья— на 17,2 %.
[32]
Значительное увеличение республиканских бюджетов обеспечивает дальнейший расцвет социалистической культуры в национальных республиках и является материальным выражением великой дружбы народов вашей страны.
Анализируя развитие местных бюджетов и бюджетов АССР за последние 10 лет, можно установить ряд чрезвычайно интересных изменений в структуре доходов и расходов этих бюджетов. С 1928 г. по 1938 г. объем местных бюджетов увеличился больше чем в 13 раз—с 1 300 млн. руб. до 17 700 млн. руб.
Расходная часть местных бюджетов и бюджетов АССР характеризуется систематическим повышением удельного веса ассигнований на социально-культурные мероприятия. Так, в 1928 г. эти расходы составили 46,1 % к общей сумме расходов, в 1932 г.— 51,8 %, в 1934 г.—54 % и в 1938 г. они уже составляют 70,5 %.
Товарищи, наряду с успехами и победами, отраженными в бюджете, я хочу остановиться на некоторых недостатках работы финорганов и наших отдельных исполнительных комитетов.
Неоднократные указания партии и Правительства о бережном отношении к советскому рублю, об экономии расходов выполняются еще не всеми руководителями хозяйственных организаций и бюджетных учреждений. Итоговые данные за 1938 г. показывают, что не везде по-настоящему, по-большевистски ведется борьба за увеличение социалистических накоплений, за бережное отношение к государственным средствам. Так, например, по нашей республике, несмотря на значительные успехи, республиканская и областная промышленность за 1938 г. недодала государству накоплений свыше 700 млн. руб. Такие значительные потери промышленность имела в результате того, что план по снижению себестоимости продукции не был выполнен, и только на этом государство потеряло около 540 млн. руб. От бесхозяйственности, безобразного состояния финансово-расчетной дисциплины, растрат государство еще потеряло свыше 170 млн. руб.
Далее, я хочу отметить, что ряд областных и краевых исполкомов и совнаркомов автономных республик нашей Российской федерации в собирании налогов и сборов, в деле выполнения финансового плана еще многого и многого не сделали, а некоторые из них работают крайне неудовлетворительно.
В виде примера неудовлетворительной работы по бюджету можно привести работу Оргкомитета по Вологодской области. Доходная часть бюджета по этой области за 1938 г. выполнена всего лишь
[33]
на 95,3 %. Не собрано налогов и платежей с населения за 1938 г. около 17 млн. руб., что вызвало недодачу средств на культработу и здравоохранение. Оргкомитет недодал на культработу 9 млн. руб. и на сельскохозяйственные работы—свыше 3 млн. руб. Не выполняя доходную и расходную части бюджета, Оргкомитет при этом увеличил управленческие расходы на 10 % против установленного плана.
Можно привести и другие области. Наиболее неудовлетворительно в этом отношении работают облисполкомы Калининской, Курской, Орловской областей.
Надо сказать, что здесь вина не только облисполкомов, но и нашего республиканского Наркомфина и Наркомфина Союза. Мы подсчитали, что командировки от Наркомфина по Тамбовской области в 1938 г. составили около 900 человеко-дней. Получается, что ежедневно от Наркомфина в этой области было 3—4 человека. В то же время с работой по сбору денег и с другой финансовой работой там дело обстояло очень плохо.
Следует сказать несколько слов о ревизионной работе Наркомфина.
Ревизии, которые проводятся Наркомфином, не охватывают всей финансовой работы, не вскрывают крупных недостатков и извращений в работе местных, областных финансовых и хозяйственных организаций. Ревизии в большинстве своем сводятся к фиксированию фактов бесхозяйственности и нарушений бюджетной дисциплины, а не к предупреждению этих безобразий.
Плохой ревизионной работе способствует ненужная централизация ревизионного аппарата Наркомфина. Система контролеров построена таким образом, что даже районный инспектор подчиняется Наркомфину СССР. В силу такой централизации эти люди находятся вне контроля, ими никто не руководит, им никто не помогает. Отчетность ведомственных хозяйственных организаций не используется для оперативного контроля, не анализируется хозяйственная деятельность наркоматов и учреждений, не изучаются причины, порождающие бесхозяйственность и нарушения в отдельных отраслях хозяйства. Поэтому, если можно так сказать, ревизионная работа Наркомфина крутится на холостом ходу, не дает результатов.
В таком положении организацию финансовых ревизий дальше оставлять нельзя. Наркомфин Союза ССР должен перестроить работу ревизионного аппарата и обеспечить на деле выполнение директив Правительства об улучшении бюджетной работы.
[34]
Крупнейшим недостатком в работе Наркомфина является система обложения налогом с оборота. Эта система крайне сложна и запутана. По инструкции Наркомфина Союза ССР существует свыше 8 тыс. ставок обложения. Эти ставки устанавливаются в зависимости от товаров, рода направлений, качества и т. д. Кроме того, установлено свыше 30 сроков оплаты налогов за отдельные виды товаров. Все это, несомненно, усложняет работу финансового аппарата, что приводит к недопоступлению в бюджет налоговых сумм и вынуждает держать громадный аппарат инспекторов госдоходов — свыше 10 тыс. человек.
До каких курьезов доходит инструкция Наркомфина можно видеть на следующем примере. В действующей инструкции от 15 июля 1938 г. о ставках налога с оборота по пищевой промышленности имеются такие указания, что мясные товары при их обложении разделяются на продукты и субпродукты второй и третьей категорий. Причем ко второй категории облагаемых субпродуктов относятся головы скота с мозгом, но без языка, а к третьей категории необлагаемых субпродуктов относятся головы без мозга и без языка. (С м е х.)
В инструкции имеются и такие указания, что к субпродуктам третьей категории относятся: рубец, «книжка», сычуг, губы необработанные, пятачки свиные и т. д. Вряд ли в состоянии разобраться в этой путаной, бюрократической, надуманной классификации товаров даже квалифицированный, опытный инспектор.
Требует пересмотра ныне действующая инструкция о подоходном налоге и правилах регистрации кустарных и ремесленных промыслов, которая, как ни странно, не только не помогает делу кооперирования, но помогает росту частных кустарей и порождает частнособственнические тенденции и настроения.
Такого рода инструкции Наркомфина не единичны. Ясно, что Наркомфину необходимо основательно пересмотреть свои инструкции и указания, которые не только не помогают делу выполнения финансовых планов, но запутывают и усложняют работу финансового аппарата.
Товарищи депутаты! Я хочу обратить ваше внимание на несколько вопросов, связанных с хозяйственно-политическим ростом наших районов.
В третьей пятилетке будет осуществлена большая программа по жилищно-коммунальному строительству. Будут построены новые водопроводы, канализация, трамваи, бани, прачечные и т. д. Однако
[35]
наряду с благоустройством городов мы должны серьезно подумать и о благоустройстве районных сельских центров.
За вторую сталинскую пятилетку число районов Российской Республики выросло на 43 %. Сейчас имеется 2 239 районов. За последние годы наши районные центры резко изменились. В районах организованы машинно-тракторные станции, мастерские, построены больницы, школы и т. д. Выросла советская интеллигенция: врачи, учителя, библиотекари, агрономы, комбайнеры и т. д.
Все это предъявляет огромные требования к благоустройству районных центров. По нашему мнению, каждый новый районный центр должен иметь небольшую электростанцию, баню, простейшее замощение улиц, ремонтно-починочные мастерские и т. д. Это можно разрешить буквально в ближайшие 2—3 года, если изменить существующий по этому поводу закон.
Сейчас средства на благоустройство района отпускаются в сумме 25 тыс. руб.—независимо от того, новый это район или старый. Эта практика должна быть безусловно изменена, так как она приводит лишь к распылению средств, ставя в особенно неблагоприятные и тяжелые условия вновь возникающие районные центры, для которых эта сумма является совершенно недостаточной.
Надо предоставить право облисполкомам в пределах области подходить диференцированно к определению лимита для отдельных районов, разрешив для новых районов выделять на благоустройство от 75 тыс. до 100 тыс. руб. Мы просим учесть при утверждении бюджета эту нашу просьбу, чтобы мы уже в этом году могли в некоторой степени поправить дело.
Последний момент, на котором я хотел остановиться, — это вопрос о районной промышленности. XVIII съезд нашей партии по докладу товарища Молотова принял решение об увеличении выпуска продукции местной промышленности в третьей пятилетке не менее, чем в два раза. Это обязывает немедленно создать более благоприятные условия для развития мелкой районной промышленности. Между тем существующая система использования накоплений районной промышленности ограничивает эти возможности, так как облисполкомы не имеют права перераспределять накопления между районами. Чтобы развязать руки местным исполнительным комитетам в развертывании местной промышленности, особенно районной промышленности, надо дать возможность краевым и областным исполнительным комитетам самостоятельно перераспределять накопления районной промышленности.
[36]
Сталинский Центральный Комитет ВКП(б) и Советское Правительство создали все необходимые условия для дальнейшего роста промышленности и других отраслей народного хозяйства и все условия для выполнения государственного бюджета.
Утверждение государственного бюджета еще раз продемонстрирует единство, сплоченность многонационального, многомиллионного советского народа и явится полным одобрением международной и внутренней политики нашей партии и Советского Правительства. Советский народ в борьбе за дальнейшую еще более радостную, еще более счастливую жизнь тесно сплотится вокруг партии Ленина—Сталина и уверенно пойдет под руководством величайшего человека нашей эпохи—товарища Сталина вперед, к коммунизму. (Бурные аплодисменты.)
Под знаменем партии Ленина—Сталина советский народ выполнил две сталинские пятилетки, и под знаменем партии Ленина — Сталина успешно будет выполнена третья пятилетка. Мы победим потому, что нашей работой, нашей борьбой руководит большевистская партия, наш Ленинско-Сталинский Центральный Комитет и наш великий, любимый товарищ Сталин! (Бурные аплодисменты.)
Председатель. Товарищи депутаты, поступило предложение объявить перерыв. Нет возражений?
Объявляется перерыв на 15 минут.
(Перерыв.)
[37]