Протокол допроса вице-адмирала Г.-Э. Фосса. 28 ноября 1951 г. Москва
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
БЫВШЕГО АДМИРАЛА ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА
ФОСС ГАНСА-ЭРИХА
от 28 ноября 1951 г. Фосс Г[анс]-Э[рих], 1897 года рождения, уроженец гор. Ангермюнде (Гер-
[133]
мания), немец, германский подданный, беспартийный, вице-адмирал бывш[его] германского ВМФ, представитель в Ставке Гитлера от Главнокомандования германского ВМФ.
Допрос начат в 20.45
Допрос окончен в 23.30
Переводчик ст[арший] лейтенант Шилова предупреждена об ответственности по ст. 95 УК РСФСР за заведомо неправильный перевод.
Шилова
Вопрос. Какую связь вы поддерживали лично с Геббельсом?
Ответ: С ним у меня никогда не было служебной связи. Я поддерживал с ним связь личного характера.
Впервые с Геббельсом я столкнулся в 1936 году, когда он, вместе с Гитлером и Гессом, прибыл на корабль «Адмирал граф Шпеер» 94, который совершал тогда учебное плавание в Балтийском море. В тот период времени я был офицером артиллерии на этом корабле. Во время встречи Геббельса с личным составом я и познакомился с ним.
После этого я встретился с ним в его доме, когда я был приглашен им в гости. Это было примерно в 1939 или 1940 году. В дальнейшем я встречался с ним на крейсере «Принц Евгений», куда он прибывал для ознакомления с жизнью экипажа. Это произошло в 1943 году. Накануне капитуляции Германии я встретился с ним вновь. Он вместе со своей семьей находился тогда в Имперской канцелярии и укрывался в убежище.
Вопрос: Когда последний раз вы встречали его?
Ответ: 1 мая 1945 года, там же, в Имперской канцелярии, когда он намеревался покончить с собой. 3 мая я опознавал его труп, труп жены Геббельса и их четырех детей*.
Протокол допроса прочитан мне на немецком языке, ответы с моих слов записаны правильно.
Фосс
Допросил: ст[арший] следователь
Следотдела 2-го Главного упр[авления]
МГБ СССР ст[арший] лейтенант
Погребняк
Переводчик: ст[арший] лейтенант
Шилова
ЦА ФСБ России. Н-211 34. Л. 205-208. Подлинник. Рукопись. Автограф.
-------
* Так в документе.
[134]
Здесь воспроизводится по изданию: Вермахт на советско-германском фронте. Следственные и судебные материалы из архивных уголовных дел немецких военнопленных 1944-1952. (Сост. В.С. Христофоров, В.Г. Макаров). М., 2011. С. 133-134. Документ № 32.
Примечания
94. Так в документе. «Адмирал граф Шпее» (нем. «Admiral Graf Spee») — броненосец германского ВМФ класса «Дойчланд». Заложен 1 октября 1932 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене. 30 июня 1934 г. спущен на воду. 6 января 1936 г. включен в состав флота. Получил название по имени одного из руководителей германского флота в годы Первой мировой войны вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее (1861-1914), погибшего в бою с британским флотом у берегов Чили. Тактико-технические характеристики: длина 187,9 м, ширина 21,65 м, высота 9,95 м, водоизмещение 14 980 т (стандартное), скорость хода до 26 узлов. Экипаж: 33 офицера и 586 унтер-офицеров и матросов. Вооружение: 6х280-мм орудий SK, 8х150-мм орудий, 6х88-мм зенитных орудий, 8х37-мм зенитных орудий, 8х20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту два самолета Arado 196. Командиры: капитан 1-го ранга К. Патциг (6 января 1936 — 4 октября 1937); капитан 1-го ранга В. Варцеха (2 октября 1937 — 31 октября 1938); капитан 1-го ранга Г. Лангсдорф (ноябрь 1938 — 17 декабря 1939).