Поиск по документам XX века

Loading

Политические указания ОУН о борьбе и деятельности ОУН в период войны. Май 1941 г.

Политические указания ОУН о борьбе и деятельности ОУН в период войны

Май 1941 г. I

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ II

Содержание

A. Деятельность на ЗУЗ

I. Строительство Украинского Государства

II. Укрепление и развитие политической организации ОУН

III. Отношение к немецкой армии

Б. Деятельность в Центральных и Восточных Украинских землях

I. Строительство Украинского Государства

II. Построение политической организации ОУН

III. ОУН и другие политические силы.

B. Методические указания

Г. Общие установки

ДЕЯЛЬНОСТЬ НА 3. У. ЗЕМЛЯХ

I. Строительство Украинского Государства

1.            Изначально в каждой местности объявляем украинскую власть, Суверенную, Соборную Украинскую Державу, в каждом селе, в каждом городе, в войсках, везде и всем; ведем борьбу за нее под лозунгом, что только Суверенная, Соборная, ни от кого не зависящая Украинская Держава даст украинскому народу возможность полного общественно-культурного и хозяйственного развития.

Распространяем манифест — призыв к восстанию.

После изгнания из данных регионов врага берем власть в свои руки и в публичном месте народным массам прочитаем манифест ОУН о создании Украинского Государства.

2.            Генеральная линия нашей политики на ЗУЗ.

Мы берем всю политическую власть безраздельно как сн[изу] от села - так и до краевого центра, либо наоборот. Других привлекаем к совместной работе и помощи, но под нашим руководством. Сн[изу] — в администрацию, хозяйственную жизнь или полувойсковые формирования, милицию, пропаганду, связь, культурно-просветительскую жизнь, которые организуем по своему плану, даем своих руководителей, или политических организаторов, которые берут себе в помощь специалистов.

На ЦВУЗ перебрасываем столько людей, насколько это не ослабляет нашей базы — ЗУЗ.

------

I. Документ был подготовлен после Второго сбора ОУН, который состоялся в апреле 1941 г.

II. Текст политических указаний, являющийся второй частью инструкции ОУН— Бандеры «Борьба и деятельность ОУН во время войны», был издан как самостоятельный документ типографским способом в 1941 г. в г. Станиславе.

[304]

Центром краевой власти должен быть Львов.

3.            Под Краевой властью следует понимать краевое правительство, которое, как власть территориально-административной единицы ЗУЗ, подчиняется центральному Украинскому Суверенному Соборному правительству на Материке.

Провозглашая Суверенную, Соборную Украинскую Державу, ОУН путем изъявления воли народа на локальных плебисцитах, поветовых, местных собраниях призывает I председателя Суверенной Соборной Украинской Державы, если не было создано в промежутке времени Суверенное Украинское Национальное Правительство в Киеве, которому подчиняется краевая власть ЗУЗ.

4.            В отношении возможного эмигрантского правительства, если оно не противостоит целям ОУН, и если не возникло центральное правительство в Киеве, ОУН занимает лояльную позицию. При возникновении правительства в Киеве, правительства суверенного и национального, ОУН поддерживает это правительство, которое образуется благодаря воле и по собственному решению украинского народа, а не по воле чуждой силы.

5.            На очищенной от вражеских сил территории ОУН создает милицию, военизированные организации, регулярные военные части и все необходимые для нормального функционирования государственной жизни учреждения, суды, разные общественные учреждения, организовывает снабжение армии, госпитали, налаживает связь, финансовые учреждения и т. п.

6.            Для проведения в соответствии с государственными интересами и политическими запросами народа социальных и хозяйственных изменений — создавать везде Революционные Комитеты, состоящие из украинских патриотов, и железной организацией держать все в своих руках, чтобы украинский воин не бросал фронт из опасений, что не получит землю. В процессе хозяйственных, социальных и вообще всяких изменений в первую очередь будут приняты во внимание воины, которые на фронте, родственники воинов, военные инвалиды, политические ссыльные и в целом все те, которые имуществом, свободой или жизнью рискуют, а не те, которые были в тылу и на печи. На этом усиленно в нашей пропаганде настаивать.

7.            В соответствии с потребностями и в связи с целесообразностью, насколько действенность аппарата будет эффективна, сохранить в администрации временно существующие формы, либо создавать новые. Везде на ключевые места поставить наших людей, либо к нам лояльных.

8.            В земледелии остается в силе раздел помещичьих земель между трудящимися. Земля остается в собственности тех крестьян, которые на ней работают. Насильственно организованные на ЗУЗ колхозы ликвидируются, исходя из принципа, что крестьяне, которых заставили отдать землю в колхоз или совхоз, получают ее обратно.

Машины, которыми до сих пор управляли, остаются в кооперативной собственности тех, кто является хозяевами соответствующих наделов земли, и они далее ими управляют как их собственники.

9.            В огосударствленной промышленности лучшие из украинских рабочих, занятых на данном заводе, под руководством того из самых талантливых в данной области, кто способен профессионально руководить производством (либо, если остался кто-то из прежних директоров - но солидных людей), берут управление предприятием или заводом в свои руки под руководством и по инициативе ОУН.

-----

I. Так в документе.

[305]

С целью профессионального управления на шахту или фабрику необходимо брать спеца-инженера, а не дилетанта.

Главное наше внимание должно быть обращено не на создание толпы спецов, что мы еще не способны сделать, а на назначение наших организаторов-специалистов на отдельные участки жизни, ибо мы привлекли к работе всех, способных к творческому труду.

Во всей нашей деятельности в общественно-государственном аппарате [надо] осознавать, что главная наша сила, кроме армии, должна состоять в политической организации, ее строительство — основное в нашей работе, так как политическая сила никогда не бывает эфемерной.

10.          Сила народа - в ОРГАНИЗАЦИИ вообще. Наш основополагающий принцип во всех проявлениях жизни — это ОРГАНИЗОВЫВАТЬ и инициировать. Следовательно, создавать или проявлять инициативу в создании организаций: а) молодежи; б) ветеранов; в) политических заключенных; г) профессиональных организаций интеллигентов, рабочих, крестьян — или такие организации должны возглавить наши люди и идеи; д) организации профессионалов — всех занятых в данном производстве: горняков — рабочих, инженеров, директоров, и т.д.; д) культурно-просветительские организации; е) организации по физическому воспитанию - спортивные; ё) службы труда; ж) женские; з) благотворительные и т.д.

А прежде всего — военные и военизированные структуры, используя для этого различные возможные формы, например, можно создать военную организацию «Сечь» и т.п.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ - это наша сила. Украинский народ подтвердит свою силу перед чужаком также тогда, когда он выступит организованно в разных формах.

II. Закрепление и построение политической организации ОУН

11.          На первом плане мы должны будем выстроить политическую организацию ОУН.

Во всех центрах наши люди должны создать очаги пропаганды, везде и всюду пропагандировать нашу политическую и общественную программы, находить на местах необходимые технические приспособления (типографии, радио, бумагу, прессу и т.д.), втягивать сразу в наш круг культурные группы (писателей, журналистов, ученых), к ним целесообразно приставить наших литераторов, журналистов и ученых, как их организаторов и инициаторов на новых мировоззренческих и политических позициях.

Необходимо взять инициативу воспитания и организации всей студенческой, рабочей и сельской молодежи в наши руки. Организация молодежи и ее воспитание полностью должны быть в руках ОУН. Создавать отдельную организацию украинской молодежи во всем крае.

12.          Политическую организацию расширять, пополняя ее из рядов: а) преследуемых Москвой, политзаключенных, политссыльных; б) проявивших смелость в боях; в) особенно отличившихся в государственном строительстве, [с] высокой личной и гражданской моралью, соответствующих нашему мировоззрению, пионеров труда. Критерий значимости члена определяет, с одной стороны, боевой дух, а с другой стороны — способность к организации государственной жизни, принятию решений при подборе членов. Член должен быть также организатором и планирующим руководителем в данной области жизни. Мы должны

[306]

быть способными к творчеству в общественно-государственном понимании, а это уже работа, не равнозначная подпольной борьбе.

Для этого нужно понимать всегда и везде основное — ОУН не имеет права стать «партией», но должно создавать ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ И ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СИЛУ ОРДЕНА БОРЦОВ И ФАНАТИКОВ.

III. Отношение к немецкой армии

13. Движущиеся немецкие войска принимаем как войска союзников. Стараемся перед их приходом сами упорядочить жизнь и, как следствие, заявляем, что уже создана украинская власть, которую избрала ОУН под руководством Степана Бандеры, все стороны украинской жизни устраивает ОУН, и местная власть готова войти в приязненные отношения с союзными войсками для совместной борьбы с Москвой и сотрудничества.

Двигающимся на восток немецким войскам можно передать для работы на ОСУЗ кое-кого из актива ЗУЗ с условием, что это не станет большой потерей для строительства нашей базы на ЗУЗ.

В случае, если немцы отнесутся негативно к созданной украинской власти ОУН, не признавать этого и назначать своих людей, заявляя на местах, что назначенные ОУН не могут передать власть, потому что только Провод ОУН может их освободить от обязанностей.

Перед физической силой уступить, однако в правовом смысле власти не передавать ([таким образом] обозначить свое подчинение своему правительству).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В С[РЕДНИХ] ВОСТ[ОЧНЫХ] УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ

I. Строительство Украинской державы

1.            Провозгласить везде и всем создание Украинской державы, требуя соответственно] признания в слу[чае надобности] создания самостоятельного, соборного национального правительства. Мы входим в основанное другими государственное строительство, направляя его развитие с помощью наших лозунгов по нашим путям.

II. Построение политической организации ОУН

Рассматривая возможность восстания разных атаманских властей, члены ОУН должны быть осторожны в деле окончательного признания того или иного правительства, и там же создавать и соответственно] расширять и закреплять украинскую власть на месте, ожидая окончательной инструкции Провода. Во время переговоров это будет легко сделать. Очевидно, это касается сложных ситуаций.

В случае ясности для украинских патриотов с вопросом о том, кто составляет настоящее украинское правительство, этой проблемы у членов [правительства] не будет.

2.            По сравнению с ЗУЗ, ОУН не требует тотальной власти на ОСУЗ потому, что не очень там распространена. В случае, если подходящих элементов для избрания власти на ОСУЗ не будет, ОУН возьмет ее целиком, перебросив большую часть своих людей с ЗУЗ на ОСЗ. Тогда ОУН сохраняет за собой общеполитическое руководство, а специально-деловое руководство поручит наилучшим местным элементам.

3.            В случае, если во время общего краха СССР, еще до того, как немецкие войска дойдут до Днепра, создастся, н[а]пр[имер], на Левобережье среди победных боев с Москвой украинская суверенная власть, необходимо будет чрезвычайно

[307]

ей помочь посылкой людей и т.п., чтоб создать крепкую реальную силу - партнера для совместного союзного войска, тем более, что у этой державы был бы в этом случае еще сильный фронт против Москвы, который не будет полностью ликвидирован с развалом СССР.

4.            Люди, которые приходят на очищенную от врагов военную территорию, как под п[унктом] 1/2 должны сначала:

а)            развернуть широкую пропагандистскую акцию, распропагандировать нашу программу;

б)           создавать отделения нашей Организации и акции;

в)            вовлечь в свои ряды местные революционные элементы, чтобы наша пропаганда и акции имели ЕСТЕСТВЕННЫЕ основания.

Территориальные отделения ОУН имеют такие отделы:

1.            Руководство, которое ведет общую работу в организации;

2.            Организационный, который определяет политическую организацию руководящих кадров;

3.            Общественно-политический, который планирует и организовывает отдельные общественные и политические акции;

4.            Военный, который организовывает военные или военизированные структуры, изыскивает возможные формы организации военной силы и их использования — в слу[учае надобности] организует части на фронт борьбы с Москвой из демобилизованных воинов, дезертиров из советской армии и т.п. В общем, руководит военным делом в зависимости от условий и ситуаций; когда нет Украинской армии, ищет формы организовать ее, когда есть Украинская армия, пытается сделать ее националистичной, входить в нее и т.п.

5.            Безопасность и информация;

6.            Пропаганда;

7.            Молодежь;

8.            Женщины;

9.            Отдел хозяйства — отвечает за финансовое обеспечение организации.

Отделы можно объединять. Представленных центров предполагается три — Северный, Южный и Западный. Центр охватывает области, которыми руководит. Ниже областных центров вне ОСУЗ люди не назначаются.

5.            Если ОУН не захватывает целиком власть на ОСУЗ, наша работа идет двумя путями:

а)            прежде всего, осуществляем ПОЛИТИЧЕСКУЮ И ВОЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ;

б)           организуем общественно-государственную жизнь на националистических основах. Определяем мысли, планы, концепции, которые дают политическую силу организации. Иными словами, пропаганда словом и делом.

Под углом расширения политической силы ОУН входит во все области жизни.

а) в администрации захватываем в первую очередь такие позиции, которые создают основу для усиления политической организованности народа. Захватываем высокие посты, поскольку государственный аппарат имеет экзекутиву I, и это создает возможность политической работы;

------

I. Система управления.

 [308]

б)           то же в отношении полиции;

в)            хозяйственной жизни;

г)            коммуникаций;

д)           воспитание, просвещение, культура — важны для нас, так как это формирует духовность народа. На овладение ими обращать особое внимание.

6.            При выборе между вышеуказанными двумя путями, всегда поставим человека там, где будет лучшая возможность для ведения политической работы.

Методы работы организации будут основательно изменены, ее акции будут проводиться, кроме всего прочего, на общественно-конструктивной основе.

Член ОУН будет организатором какого-нибудь участка жизнедеятельности на украинских, националистических направлениях, выгодных Украинской державе, а не партикулярным интересам группы или чужаков. Политическая действительность обозначается также акцентированием ПОЛИТИЧЕСКОГО момента в общественных акциях и продолжения акций, служащих укреплению суверенности Украинской державы.

Такими ударными акциями могут, например, быть, в случае нехватки большого количества украинского войска, акции для Украинской армии, вызванные украинским правительством на основе общей воинской повинности, или акции, направленные на то, чтобы управление всего украинского хозяйства и жизни было исключительно в руках украинцев (это зависит от условий, которые будут на тот момент), или акции по реализации какого-то актуального пункта нашей программы, или для помощи фронту, которая может проводиться, когда члены ОУН становятся в первых рядах, оставляя часть людей на местах.

7.            Изучив наиболее насущные потребности, состояние националистического сознания и выдвинув наши лозунги, рассмотреть реакцию на них, соотнося тактику с потребностями тамошней действительности; разыскать наиболее активную среду и войти в нее; вовлечь в сотрудничество руководство от энергичных местных единиц. Развернуть перед ними направления работы и государственного строительства. Составлять, пополнять организационные кадры можно только во время АКЦИЙ.

8.            Обратить внимание на местах на:

а)            молодежь студенческую, рабочую, крестьянскую;

б)           политзаключенных и ссыльных;

в)            демобилизованное воинство;

г)            культурные и пропагандистские средства (пресса, радио, журналисты, писатели).

Создавать организации молодежи, политзаключенных, комбатантов I, созвать войсковые съезды б[ывших] заключенных, рабочих, крестьян и т.п.

9.            Стараться привлечь профессиональные интеллигентские силы, железнодорожников, рабочих, активный крестьянский элемент, организовывать торжественные праздники «Моря», «Героев», манифестации, веча, вообще манифестировать свое существование, придавая работе соответствующий смысл, стараться целиком взять в свои руки воспитание молодежи. Понимать, что мы должны быть впереди всех в ГОРОДАХ и промышленных районах.

10.          В решении социально-хозяйственных и организационных вопросов необходимо принять во внимание соответствующие требования момента (угроза голода) и естественные условия жизни.

------

I. Combattant (франц.) — воюющее гражданское население.

[309]

Поэтому будет необходимо временное сохранение внешних форм современного владения пахотной землей, во время основополагающей передачи земли крестьянам в индивидуально-родовую собственность, но с сохранением артельной формы, совместного машинно-тракторного хозяйства, [право] кооперативной собственности крестьян на машины. С другой стороны, следует считаться с тем, что при вмешательстве чужой силы возможно придется выдвигать новые лозунги для акций.

Наиболее существенное в этих акциях — закрепление суверенитета народа, зн[ачит] украинскости, националистичности, содержания хозяйства, или вообще данной части жизни.

11.          Реорганизация администрации будет исполняться медленно. То, что оправдалось в жизни, пусть даже и устаревшее, на первое время надо будет сохранить, главное - дать там НОВЫХ людей, наших из ОУН, а также вообще украинцев.

III. ОУН и другие политические силы

12.          ОУН должна быть во всякой ситуации сеятелем революционной идеи Украины, Суверенной Соборной Державы.

Политические группы, которые мечтают о Суверенной Соборной Украинской Державе, но отличаются от ОУН, напр[имер], социальными концепциями, стараться перетянуть на нашу платформу. Если эти группы [находятся] при власти и ведут украинскую политику, то поддерживать их, но независимо от этого разворачивать силы. Бороться с ними в том случае, если [они] будут отходить от идеи Суверенности, или проповедовать опасные для украинской нации концепции, или вообще ослаблять силу народа. Не только завоевывать особенные, прежде всего, политические, позиции, но и привлекать на ПОЛИТИЧЕСКИЕ платформы людей.

13.          Разворачивать силы на УЗ не только под тем углом, что союзники выиграли войну и раздробили СССР, но также понимать, что бои с московскими войсками будут продолжаться дольше, и война вообще вестись, так что необходимо иметь СИЛЬНУЮ АРМИЮ, независимую от чужой силы, чтобы две армии, украинская и немецкая, контактировали как союзные победители непобедимой Москвы.

Не только на Украине, но и на Дальнем Востоке, и в Москве будут создаваться украинские армии, которые пойдут в Украину, как носители украинской суверенной власти, поэтому ОУН должна быть твердой и принципиальной в отношении всех дел, как неоскверненный двигатель полной свободы и суверенности народа. Проблема Украины решится на значительно более широких просторах, чем охватывают армии союзника, так как [она] является мировой проблемой.

В. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.            Концентрировать силы, а не рассеивать их. Проявлять как обширную инициативу, так и широкий размах, но, если сил будет не хватать, привлекать их из других, менее развернутых, центров, так целесообразно иметь меньшее количество центров, но мощных и хорошо организованных, чем слабых, но многочисленных. Хуже всего быть везде и нигде.

2.            Обратить внимание на самые важные дела со стороны политической организованности и государственного конструктивизма; акцентировать и инициировать такие акции, которые поставят организацию в центр внимания общественности, и ориентироваться на нее; акции должны иметь хорошую основу и требуют исполнителей. Наши идеи, направления работы должны мобилизовывать. Не лететь на заполнение всех пробелов, а то разочаруемся. 

[310]

3.            Основная и решающая цель — найти подход к МЕСТНОМУ элементу.

4.            Поэтому самое важное — не жить старым, пройденным, а рваться вперед, создавать новое.

5.            Призывы должны быть ясные, простые, короткие, концентрированные, конкретные, но не подробные.

Г. ОБЩИЕ УСТАНОВКИ

Учитывая всегда большой потенциал революции, который сейчас невозможно скрыть, претендовать на роль морального фактора революции, так как если принимать во внимание только материальные, эффективные силы, можно обмануться.

РГАСПИ. Ф. 17. On. 125. Спр. 338. Арк. 134-141 (с об.). Типогр. экз.; ЦЦАВО Украiни. Ф. 3833. On. 2. Д. 1. Л. 15-32. Копия. Перевод с украинского языка.

Опубл.: ОУН у 1941 рощ. Документы. Kuie, 2006. С. 77-84 I.

------

I.  Документ опубликован по версии, хранящейся в ЦДАВО Украiни, в которой из-за технической ошибки оказались перепутаны страницы из двух документов (см. также док. № 1.95).

 [311]

Здесь воспроизводится по изданию: Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В двух томах. Том 1. 1939-1943. С. 304-311. Док. № 1.96.

Tags:

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
15 мая, 1941 г.