Санкт-Петербург, 22 ноября 1894 г.
Сегодняшний день мы потратили на то, чтобы осмотреть две петербургских достопримечательности: Исаакиевскую церковь и Конюшню 1. Первая — в своём роде шедевр. Она располагается на прекраснейшей площади города, высоко вздымая над ней свой золочёный купол. Поскольку весь Петербург стоит на болотистой почве, тут прежде чем приступить к строительству необходимо укрепить грунт; это делается при помощи бесчисленных деревянных свай, забиваемых в землю. Чтобы установить грандиозное здание Исаакиевской церкви, должно быть, понадобился целый мачтовый лес. К основанию, на котором она возвышается, ведут широкие гранитные ступени. Оба главных входа, северный и южный, образованы перистилями, опирающимися на колонны. Колонны имеют высоту пятьдесят шесть футов и толщину семь футов, каждая сделана из цельного гранитного блока и отполирована до мраморной гладкости. Они стоят на бронзовых базах и несут бронзовые коринфские капители. Вся церковь вообще выстроена исключительно из гранита, мрамора и бронзы, в противоположность большинству прочих колоссальных петербургских построек, которые почти все сложены из обожжённого кирпича. Массивные бронзовые двери с богатым горельефом ведут вовнутрь церкви, всей своей композицией напоминающей собор Святого Петра в Риме. Только диаметр купола там вдвое больше, чем здесь. В соответствии с требованиями византийского стиля купол по отношению к нижнему строению сделан узким и высоким, полукруглой формы. Устроенные сверху окна пропускают в помещение лишь мягкий свет, глазу приходится поначалу привыкать к полумраку, и при этом мистическом свете, какой вообще любят во всех русских церквах, всю роскошь использованных материалов нельзя оценить в полной мере. Как предписывает греческий обряд, алтарь здесь также отделён от остального пространства церкви расписной стенкой, из-за чего объём помещения уменьшается. В иконостасе за царскими вратами сначала стоят две колоссальных колонны из полированного лазурита, а за ними шесть малахитовых колонн. Между ними расположены изображения святых, выполненные в виде мозаики, — и это самая прекрасная мозаика, какую я только помню. Церковный служитель, который сразу же завладел нами и освещал нам путь восковой свечой, провёл нас и в сам алтарь, где стоит выполненная из золота модель церкви высотой в шесть футов. За престолом алтаря находится витраж, изображающий воскресшего Христа в соответствии с византийским каноном. Алтарь воспринимается как таковой лишь во время богослужения: как только служба заканчивается, он больше не притязает на особое почтение, и священники используют его в основном как гардероб. Вызывает восхищение множество массивных серебряных светильников, стоящих в нефе повсюду и порой превышающих рост человека. Всё строение, возведённое Николаем I, — пожалуй, самая красивая из существующих ныне греко-православных церквей.
В Конюшне мы видели бесконечный ряд роскошных позолоченных карет, преимущественно эпохи Екатерины II, в том числе расписанных Буше и Пеном и богато украшенных драгоценными камнями, а также церемониальные экипажи для перевозки регалии, десять из которых совершенно одинаковы и сделаны из листового серебра с толстым слоем позолоты с обивкой из красного бархата. Среди этой золотой роскоши, которая действительно завораживает, стоит простой двухместный экипаж Императора Александра II, где вся задняя часть раздроблена взорвавшейся под ним бомбой, не ранившей Императора: он погиб лишь от второй бомбы 2. Серьёзное предостережение всем будущим властителям!
Опубликовано в кн.: Мольтке X. Фон. Русские письма. Пер. с нем. М. Ю. Некрасова — СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2008. (Примечания к тексту даны по указанному изданию). с 19-22.
Примечания
1. Имеется в виду Императорский Конюшенный музей при Придворно-конюшенном ведомстве, созданный в 1860 г.; размещался на Конюшенной пл., 4. Ликвидирован в 1922 г.
2. Рядом с описанной здесь каретой, в которой Александр II ехал в роковой для него день 1 марта 1881 года, в музее стояли сани, доставившие смертельно раненого императора во дворец. Ныне эта карета выставлена в здании бывших Дежурных конюшен музея-заповедника «Царское Село». — Бомба, брошенная под карету, убила и ранила казаков конвоя и прохожих, царь же остался поначалу невредим, что побудило «народовольца» И. Гриневицкого метнуть в него вторую бомбу. Смерти царя-освободителя от этой бомбы предшествовали — начиная с 1866 г. — пять неудавшихся покушений.