Министр иностранных дел:
Для всестороннего выяснения дела необходимо обнять его во всей его широте и коснуться состояния международных отношений. России и общего международного положения. Два года тому назад, самым острым вопросом в области внешних дел было положение на Дальнем Востоке. Благодаря заключенным с Японией договорам по отдельным вопросам, подкрепленным общеполитическим соглашением, положение это значительно изменилось к лучшему. Соглашение с Англией окончательно закрепило таковой результат. В ряду аргументов, приводившихся Министром иностранных дел, в пользу заключения означенных политических сделок, важное значение им придавалось всегда тому соображению, что Россия может оказаться в близком будущем лицом к лицу с серьезными осложнениями на Ближнем Востоке. Мнением Гофмейстера Извольского всегда было, что, если на Дальнем Востоке неблагоприятный для нас оборот событий в значительной степени может быть предотвращен нашими собственными усилиями, то на Ближнем Востоке события зависят не от нас. ...Здесь могут в любой момент совершаться такие события, которые предотвратить не в нашей воле. Исторические задачи России на Турецком Востоке и традиции нашего прошлого поставят ее, в случае таких осложнений, в особенно затруднительное положение. Оставаясь безучастной к ним, она рискует разом потерять плоды вековых усилий, утратить роль Великой Державы и занять положение Государства второстепенного значения, голос которого не слышен.
...В этом смысле турецко-персидский конфликт, если он примет более широкие размеры, может поставить нас в весьма затруднительное положение. На балканском театре источником возможных осложнений является как вопрос об улучшении быта христианского населения Македонии, так вместе с тем и поползновения Болгарии к вооруженному вмешательству в видах благоприятного решения сказанного вопроса.
...Весьма важно заранее отдать себе отчет в том, какое положение может занять Россия в случае грядущих осложнений. Должна ли она отнестись к ним пассивно, сделать все, чтобы избежать затруднений,, и не быть вовлеченной в борьбу. На этом пути нельзя ждать успехов и правильного ограждения русских интересов. Заняв такую позицию, мы выйдем из будущего политического кризиса уменьшенными, не будем больше Великой Державой. Или, быть может, мы не находимся ныне в таком положении, чтобы следовало, во что бы то ни стало, отказаться от активной политики.
За Военного Министра, помощник его генерал-лейтенант Поливанов' присоединяется к высказанному Министром иностранных дел взгляду, что вопрос о положении дел в Малой Азии является лишь частью более общего вопроса о наших отношениях к Турции на всех театрах и, в том числе, прежде всего, на театре Европейском. С этой именно общей точки зрения должны рассматриваться, по мнению Генерал-лейтенанта Поливанова, те соображения, которые недавно высказаны были Начальником Генерального Штаба по поводу положения дел в Анатолии. Меры агрессивного характера, предпринятые на Кавказской границе, необходимость коих предвидит генерал-от-инфантерии Палицын, вызовут, без сомнения, более крупные события на Балканском полуострове и отвлекут наши силы от влияния на эти события. Ввиду этого всякие контрмеры против военных приготовлений турок на Кавказской границе могут быть осуществляемы лишь с большею осторожностью и, хотя наступательный образ действий в отношении турок способен, конечно, лучше гарантировать успех, тем не менее прибегнуть к нему в настоящее время было бы весьма опасным: страна не поймет наших агрессивных действий, ради счетов между Персией и Турцией, и таковые действия не будут ею поддержаны. Разделяя с военной .точки зрения мнение о преимуществах ответить, при известных обстоятельствах, на военные приготовления Турции вторжением в ее пределы, генерал-лейтенант Поливанов полагает, однако, что в данное время в России скорее будет понятна война, если она явится ответом на вторжение турецких войск в русские пределы.
Что же касается положения наших военных сил, то армия наша не может считаться приведенною в порядок. Воинское обучение пошло не вперед, а назад, вследствие того, что войска от правильных занятий были отвлечены внутренними событиями; не достает неприкосновенных запасов и они не будут пополнены чрезвычайным бюджетом 1908 г.; не хватает артиллерии, пулеметов, мундирной одежды. Приведение армии и крепостей в порядок, полный порядок, потребует громадных средств и долгого еще Времени. ...
Министр иностранных Дел высказывает желание узнать, какие меры, сверх указанных генерал-лейтенантом Поливановым, могли бы быть приняты на случай, если бы признано было необходимым активно вмешаться в могущую возникнуть на Балканском полуострове войну.
Начальник Генерального Штаба указывает, что в настоящее время разрабатывается план мобилизации четырех корпусов, на случай осложнений в Малой Азии. Вопрос о более широких мерах, не разрабатывался, но таковые вызывали бы, конечно, если бы потребовалось воздействие на Турцию, необходимость перевозки войск туда по Черному морю и действия против Босфора...
Морской Министр, по поводу затронутого Начальником Генерального Штаба вопроса о действиях против Турции на Черном море заявляет, что Черноморский флот в настоящее время не готов к военным действиям и что для сего потребовалось бы пополнить его личный состав и число подводных лодок, а главное запасы угля, снарядов, артиллерийских и мин заграждения, без которых действия против Босфора, если турецкий флот увеличится покупкой новых судов, невозможны.
...Министр финансов Коковцев полагает, что надлежит различать две стороны обсуждаемого вопроса: с одной стороны, положение дел в Малой Азии и на турецко-персидской границе, с другой, положение дел на Балканском полуострове. Относительно первой части вопроса министр финансов решительно присоединяется к заключению Генерал-Лейтенанта Поливанова. Он полагает, что, при данных условиях, Россия ни в коем случае не обязана и не может выступить с активными мероприятиями для насильственного разрешения турецко-персидской распри и для защиты, во что бы то ни стало, Персии....
Вторая половина вопроса — положение дел на Балканском полуострове— представляется Министру Финансов несравненно более существенной. Указание Министра Иностранных дел на вероятные последствия нашего невмешательства в решении могущих возникнуть острых вопросов на этом театре заставляет смотреть на дело с особою серьезностью.
По мнению статс-секретаря Коковцева, действовать в этом вопросе изолированно Россия в настоящее время не может... Россия не может безучастно отнестись к судьбе Болгарии, в случае подобного конфликта, но она не должна действовать в этом отношении одна. Надлежит создать дипломатическую обстановку, которая позволит в нужную минуту выступить на защиту традиционных наших интересов на Балканах. В словах Министра Иностранных дел статс-секретарь Коковцев усматривает некоторые указания, заставляющие его думать, что элементы для такой дипломатической комбинации имеются в лице Англии. -
По поводу затронутого Генерал-Лейтенантом Поливановым вопроса о необходимости ныне же принять меры к улучшению состояния кавказских войск и испросить особые кредиты на сей предмет, Министр Финансов указывает, что, при обсуждении столь важного дела, затрагивающего достоинство России, он никогда не позволил бы себе стать исключительно на точку зрения финансовой экономии; но он не может не напомнить, что при обсуждении сметы на 1908 г. Совет Министров руководствовался, прежде всего, соображением о необходимости усилить наше военное положение на Дальнем Востоке и что с этою целью ассигнованы довольно значительные суммы, в том числе восемь миллионов нд сооружение казарм. Если на Дальнем Востоке нам в настоящую минуту ничто не угрожает, то, быть Может, целесообразно было этот последний кредит обратить на надобности Кавказского Военного Округа. Но и независимо от сего Министр Финансов готов идти навстречу требованиям, вызываемым интересами государственной обороны. Русско-японская война стоила небывалой суммы 2 478 000 000 рублей; при таких условиях нельзя не признать, что русские финансы не были повинны в неудаче войны, и в настоящее время не будут они повинны в недостаточности нашей военной готовности. Статс-секретарь Коковцев готов согласиться, чтобы все сокращения, которые будут сделаны в. бюджете, отданы были в распоряжение Военного Ведомства, и с этой целью размеры предвидимой ныне кредитной операции в 215000000 рублей, несмотря на означенные сокращения, остались прежними.
Министр иностранных дел напоминает, что в течение последних двух лет он не только не скрывал, но постоянно указывал на возможность серьезных осложнений на Ближнем Востоке. Им были приняты с своей стороны все меры к возможному улучшению условий, в которых эти осложнения будут протекать, и заключены с этой целью соглашения с Японией и Англией... Гофмейстер Извольский считает долгом еще раз обратить внимание на необходимость выяснить, представляется ли возможным сойти с почвы строго охранительной политики, которой Россия придерживалась до сих пор и которая способна привести нас к весьма невыгодным результатам, или он может говорить с твердостью, подобающей Министру иностранных дел Великой Державы, уверенному в возможности для нее решительно Отстаивать свои интересы, без этой уверенности он не решится на такую политику, ибо она была бы безрассудным риском.
Статс-Секретарь Столыпин считает долгом решительно заявить, что в настоящее время Министр иностранных дел ни на какую поддержку для решительной политики рассчитывать не может. Новая мобилизация в России придала бы силы революции, из которой мы только что начинаем выходить. На этом пути достигнуты серьезные успехи; Россия проявила изумительную живучесть и снова собирается с силами. В такую минуту нельзя решаться на авантюры или даже активно проявлять инициативу в международных делах. Через несколько лет, когда мы достигнем полного успокоения, Россия снова заговорит прежним языком. Иная политика, кроме строго оборонительной, была бы в настоящее время бредом ненормального Правительства, и она повлекла бы за собою опасность для Династии. Статс-Секретарь Столыпин считает поэтому долгом категорически заявить, что в настоящее время никакая мобилизация ни под каким видом невозможна. Таков диагноз внутреннего положения, который он ставит, и он считал бы своим долгом настаивать на этом. Война на турецко-персидской границе возложила бы тяжкую ответственность на Правительство и Председатель Совета Министров не мог бы взять на себя таковой ответственности.
В заключение Председатель говорит, что, высказав чистосердечное свое мнение по существу разбираемого вопроса, он вполне сознает, что, в случае серьезных осложнений на Балканах, придется надеяться лишь на дипломатическое искусство Министра Иностранных дел. В руках его теперь рычаг без точки опоры, но России необходима передышка, после которой она укрепится и снова займет принадлежащий ей ранг Великой Державы.
«Вестник Народного комиссариата иностранных дел» (далее: «Вестник НКИД»), 1919, № 1, стр. 19-25.
Поливанов, Алексей Андреевич (1855—1920)—русский военный деятель, генерал от инфантерии; в 1907—1912 гг.—товарищ военного министра.