26(8)-10(23) сентября 1918 .
Государственное совещание в составе съезда членов Всероссийского Учредительного собрания и уполномоченных на то представителей Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания, Сибирского Временного правительства, областного правительства Урала, Казачьих Войск: Оренбургского, Уральского, Сибирского, Иркутского, Семиреченского, Енисейского, Астраханского, представителей правительства: Башкирии, Алаш, Туркестана и национального управления тюрко-татар внутренней России и Сибири и Временного эстонского правительства, представителей съезда городов и земств Сибири, Урала и Поволжья, представителей политических партий и организаций: партии социалистов-революционеров, российской социал-демократической рабочей партии, трудовой народно-социалистической партии, партии Народной Свободы, Всероссийской социал-демократической организации «Единство» и Союза Возрождения России — в единодушном стремлении к спасению страны, воссозданию ее единства и обеспечению ее независимости, постановило:
Вручить всю полноту Верховной Власти на всем пространстве Государства Российского Временному Всероссийскому правительству в составе пяти лиц: Николая Дмитриевича Авксентьева Николая Ивановича Астрова, генерал-лейтенанта Василия Георгиевича Болдырева, Петра Васильевича Вологодского и Николая Васильевича Чайковского.
Временное Всероссийское правительство в своей деятельности руководствуется следующими установленными настоящим актом положениями.
Общие положения
1. Временное Всероссийское правительство, впредь до созыва Всероссийского Учредительного собрания, является единственным носителем Верховной Власти на всем пространстве Государства Российского.
2. Все функции Верховной Власти, временно отправляемые ввиду создавшихся условий областными правительствами, должны быть переданы Временному Всероссийскому правительству, как только оно того требует.
3. Установление пределов компетенции областных правительств на началах широкой автономии областей и на основании приведенных в изложенной ниже программе деятельности правительства, предоставляется мудрости Временного Всероссийского правительства.
Обязанности правительства в отношении Всероссийского Учредительного собрания
В непременную обязанность Временного Всероссийского правительства вменяется:
1. Всемерное содействие функционирующему, как государственно-правовой орган, Съезду членов Учредительного собрания в его самостоятельной работе по обеспечению приезда членов Учредительного собрания и по ускорению и подготовке возобновления занятий Учредительного собрания настоящего состава.
2. Неуклонное руководство в своей деятельности непререкаемыми верховными правами Учредительного собрания и неустанное наблюдение, чтобы в деятельности всех подчиненных Временному правительству органов не было допущено ничего, могущего клониться к умалению прав Учредительного собрания или к замедлению в возобновлении его работ.
3. Представление отчета в своей деятельности Учредительному собранию немедленно по объявлении Учредительным собранием своих работ возобновленными, и безусловное подчинение Учредительному собранию, как единственной в стране верховной власти.
Программа работ Временного правительства
В своей деятельности по восстановлению государственного единства и независимости России Временное Всероссийское правительство должно ставить в первую очередь следующие неотложные задачи:
1. Борьба за освобождение России от советской власти.
2. Воссоединение отторгнутых, отпавших и разрозненных областей России.
3. Непризнание Брестского и всех прочих договоров международного характера, заключенных как от имени России, так и отдельных ее частей после февральской революции, какой бы то ни было властью, кроме Российского Временного правительства, и восстановление фактической силы договоренных отношений с державами согласия.
4. Продолжение войны-против германской коалиции. В сфере внутренней политики Временное правительство должно преследовать нижеследующие цели:
/. В области военной
1. Воссоздание сильной, боеспособной, единой Российской армии, поставленной вне влияния политических партий и подчиненной, в лице ее высшего командования. Всероссийскому Временному правительству.
2. Полное невмешательство военных властей в сферу гражданского управления, за исключением местностей, входящих в театр военных действий или объявленных указами правительства на военном положении, когда это вызывается крайней государственной необходимостью.
3. Установление крепкой военной дисциплины на началах законности и уважения к личности.
4. Недопустимость политических организаций военнослужащих и устранение армии от политики.
II. В области гражданской
1. Устроение освобождающейся России на началах признания за ее отдельными областями прав широкой автономии, обусловленной как 'географическим и экономическим, так и этническим признаками, предполагая окончательное установление государственной организации на федеративных началах полновластным Учредительным собранием.
2. Признание за национальными меньшинствами, не занимающими отдельной территории, прав на культурно-национальное самоопределение.
3. Восстановление в освобождаемых от советской власти частях России демократического городского и земского самоуправления, с назначением перевыборов в ближайший срок.
4. Установление всех гражданских свобод.
5. Принятие мер к действительной охране общественной безопасности государственного порядка.
III. В области народнохозяйственной
1. Борьба с хозяйственной разрухой.
2. Содействие развитию производительных сил- страны. Привлечение к производству частной инициативы и предприимчивости.
3. Государственное регулирование промышленности и торговли.
4. Принятие мер к повышению производительности труда и сокращение непроизводительного потребления национального дохода.
5. Развитие рабочего законодательства на началах действительной охраны труда и регулирование условий найма и увольнения рабочих.
6. Признание полной свободы коалиций.
7. В сфере продовольственной политики — отказ от хлебной монополии и твердых цен, с сохранением нормировки распределения продуктов, имеющихся в недостаточном количестве. Государственные заготовки, при участии частно-торгового и кооперативного аппарата.
8. В сфере финансовой — борьба с обесценением бумажных денег, восстановление налогового аппарата и усиление прямого подоходного и косвенного обложения.
9. В области земельной политики Временное Всероссийское правительство, не допуская таких изменений в существующих земельных отношениях, которые мешали бы разрешению Учредительным собранием земельного вопроса в полном объеме, оставляет землю в руках ее фактических пользователей и принимает меры к немедленному возобновлению работ по урегулированию землепользования на началах максимального увеличения культивируемых земель и расширения трудового землепользования, применяясь к бытовым и экономическим особенностям отдельных областей и районов. <...>
Архив русской революции. М., 1991. Т. 12. С. 189-193.