Поиск по документам XX века

Loading

Младотурки

Младотурки — политическое оппозиционное движение в Турции в конце XIX — начале XX в., ставившее своей целью замену султанского самодержавия конституционным строем (восстановление конституции 1876, созыв парламента, обеспечение равных прав для всех народов империи), в более узком смысле — члены организации «Единение и прогресс» (турец. «ittihat ve Terakki» / «Иттихад ве теракки»), основанной в 1889 и руководившей младотурецкой революцией 1908, в результате которой младотурки пришли к власти, свергнув султана Абдул-Хамида II. Политическая программа «Единения и прогресса» была опубликована турецкой эмиграцией в газете «Мешверет» (Париж) 3 декабря 1895. Новая программа, принятая в середине сентября 1908 на Салоникском конгрессе, включала следующие пункты: министерская ответственность; предоставление палатам законодательной инициативы; избрание 2/3 состава сената народом; всеобщее право голосования; полное равенство всех граждан перед законом без различия расы и вероисповедания; свобода союзов, преподавания; распространение всеобщей воинской повинности и на немусульман; ряд положений социального характера. После поражения Турции в Первой мировой войне младотурки потеряли власть.

Справкочная статья из кн.: Наследие Ариадны Владимировны Тырковой. Дневники. Письма. [Сост. Н.И. Канищева]. М., 2012, примечания.

Тыркова А.В. Дневники. 1911.11.05 [ Там были летние дворцы императоров ]

...Была сегодня у Мандельштама (235). Сначала недоразумение, заминка и холодность. Я не взяла ни от одной редакции писем. Потом лед был сломан. Мандельштам и его помощник Максимов (236) горой стоят за младотурок. В первый раз за две недели встретила я это здесь. Их аргументы такие: младотурок надо знать лично. Большинство пишет о них со слов европейцев, левантинцев, или христиан, кот[орые] все против них. В первую сессию они провели много важных реформ. Очень обидно, что «Нов[ое] Вр[емя]» и «Рус[ское] С[лово]» (237) одинаково лгут. И «Речь» против Турции...

Тыркова А.В. Дневники. 1911.10.28 [ Азим Исхаков ]

Совсем иначе относится к России и к русской культуре Азим Исхаков (223), татарский беллетрист, бежавший за границу из Архангельской губ[ернии]. Это человек лет 35-40. У него типичное лицо приволжского татарина. Черные, очень живые глаза и славная, насмешливая улыбка. Тонкий наблюдатель и свободомыслящий человек, он одним словом умеет объяснить многое. К туркам он относится очень скептически. - Они смотрят на нас, татар, сверху вниз, а мы на них. Я считаю, что их культура ниже нашей, потому что мы прошли через славянскую культуру, а они через испорченную французскую. Европа присылала сюда свои отбросы, а турки подчинялись их влиянию. Он народник и демократ. Ему досадно видеть, как новая турецкая литература подчиняется тому, что он считает декадентством...

Тыркова А.В. Дневники. 1911.10.26 [ Младотурки не вызывают к себе симпатии, закрывая газеты ]

Третьего дня вечером познакомились с сионистом Нейфахом (217). Пришли к нему. В передней, заменяющей столовую, сидели три человека в фесках (вот они турки), молодая девушка, по-видимому, еврейка, и бледная и усталая женщина, жена Нейфаха. Сам он маленький, невзрачный, но, скорее, приятный человек. Фески оказались тоже евреями. Это студенты медицины. Учатся в Скутари (218). Нейфах охотно и толково рассказывал про младотурок (219). Да, они в трудном положении, но у них добрые намеренья. Они закрывают газеты? Да, конечно, это нехорошо. Но многие младотурки этим возмущаются...
Подписка на Младотурки